В.Г. Кузьминова

студентка бакалавриата 2 курс СР

научный руководитель: к.п.н., профессор Г.Н.Тюрикова

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

Проблема наркомании сегодня сверхактуальна, т.к. каждый человек прямо или косвенно, сталкивается с ней в своем ближайшем окружении.Она приобретает особое значение, когда речь идет о подростках и молодежи, поскольку подростковый возраст известен в литературе как кризисный, а следовательно, наиболее уязвимый т.к. в этот период происходит не только физиологическая перестройка систем организма, но и личности в целом.

Это объясняет тот факт, что именно эти группы часто выступают транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как: «наркотики бывают “серьезные” и “несерьезные”», «наркотики делают человека “свободным”», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны быть легализованы»…

Все это свидетельствует об актуальности темы исследования.

В современных исследованиях среди основных причин, способствующих преимущественной наркотизации несовершеннолетних и молодежи, выделяют факторы социальные, психологические и биологические.

Ксоциальным факторам относят особенности современной социально - политической и экономической ситуации в стране, доступность нарковещества, «моду» на него, степень грозящей ответственности, влияние группы сверстников, потребляющих наркотики.

Психологические факторы включают привлекательность возникающих ощущений, желание получать удовольствие и одновременно страх из-за возможности причинить вред своему здоровью. Наиболее подвержены наркотизации авантюрные, не выносящие регламентации подростки, а также с весьма неустойчивым типом характера и психопатией.

Среди биологических факторов приобщения к наркомании выделяют следующие: индивидуальную устойчивость к данному наркотику; отягощенную алкоголизмом наследственность; органическое поражение головного мозга; хронические заболевания печени и почек с нарушением функций. Но важнейшим из биологических факторов является природа того вещества, которым злоупотребляет подросток или молодой человек.[6]

Наркомания – это неизлечимая, страшная, мучительная болезнь, весь ужас которой в том и заключается, что поначалу она кажется безобидным занятием.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определяет наркоманию как состояние, характеризующееся неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям[1].

Как известно, любую болезнь легче и лучше предупредить, нежели лечить. Именно поэтому огромное значение при решении данной проблемы приобретает профилактика. Профилактика подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества.

Под профилактикой в социальной работе понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

· предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

· сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

· содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.[4]

Эффективность профилактических мероприятий, на наш взгляд, может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

· направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

· обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

· решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.[7]

В настоящее время существуют различные виды профилактических подходов.

Информационный подход основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. Следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Социально-педагогический подход заключается в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.[2]

Однако, профилактика наркотического поведения возможна лишь тогда, когда у подрастающего поколения обеспечено формирование культуры адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни. Антинаркотическое воспитание только тогда будет успешным, когда оно войдет как составной элемент (необходимый и обязательный) в общую систему воспитания, и окажется результативным, если будет целенаправленно стимулировать внутреннюю активность подростка к антинаркотическому самовоспитанию, саморазвитию.[3]

Современный отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на формирование здорового образа жизни и ориентированные на применение социльно-психологического тренинга. Организация таких мероприятий строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы. Цели такой работы – создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления. Любая профилактическая программа в социальной работе должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

· распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами;

· формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения;

· предоставление альтернатив наркотизации. Цель работы в данном направлении коррекция социально-психологических особенностей личности. Целевая работа с группой риска – определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам;

· Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу;

· свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации;

· возможность привлечения специалистов по профилактике;

· упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков;

· подготовка квалифицированных кадров как одно из важнейших условий профилактической работы.

Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения - школы, профессиональные училища, менее активно — колледжи, лицеи и вузы.

Также следует отметить, что любая профилактика должна учитывать причины возникновения зависимостей, то есть быть причинно-ориентированной. Поскольку психическое, физическое и социальное здоровье ребенка зависит от социального окружения, личности самого воспитуемого и общественных условий, то и профилактическая работа должна строиться таким образом, чтобы гармонизировать все эти факторы.[5]

Таким образом, можно сделать вывод, что профилактической антинаркотической работе необходимо максимально объединять усилия педагогов, психологов, сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников, работников социальных служб, сотрудников средств массовой информации, общественности. Эта задача сложная, но выполнимая в том случае, если будет решаться направленно и скоординировано.

Литература

1. Альтушер, В.Б., Надеждин А.В. Наркомания: дорога в бездну – М.,Просвещение,2000. С.78.

2. Березин, С. В., Лисецкий К. С. Психология ранней наркомании. Самарский Государственный Университет. Москва-Самара, 2000

3. Гасанов, Э. Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. М.,1997. С. 39-40.

4. Курбатов, В.И. Социальная работа: Учебное пособие – 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 248

5. Наркомания в России: угроза нации (Аналитический доклад, год 2000) [Электронный ресурс]http://www.narcomania.com

6. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодёжи: доклад Министерства Образования// Образование.-2004.№5.

7. Российская психология(информационно-аналитический портал) [Электронный ресурс]–режим доступа: http://www.rospsy.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: