студентка бакалавриата 2 курс ППО
научный руководитель: к.п.н., доцент И.И. Железкина
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл
У понятия «тьютор» долгая и запутанная история. Его значение в концепции образования с течением времени изменялось в разных странах и культурах. Буквально понятие «тьютор» (в переводе с английского tutor) означает «домашний учитель, наставник, опекун, репетитор» [22, с. 152].
По данным теоретических исследований, в российской современной образовательной ситуации можно выделить три контекстных типа тьюторских практик обусловленных такими целями как: умение жить в информационном обществе и использовать все его возможности (информационно-коммуникативный контекст), развиваться в неразрывной связи со становлением общества (социальный контекст), использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы (антропологический контекст).
Как показывают теория и практика, тьюторская деятельность реализуется через перечень следующих задач педагога – тьютора: оказывать помощь в получении максимальной отдачи от обучения; следить за ходом обучения; создавать обратную связь по выполненным заданиям; проводить групповые тьюториалы; консультировать и поддерживать обучащегося; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения предмета [35, с. 181].
|
|
Современное понимание тьюторства через призму использования в социально-педагогической работе усматривается в следующих деятельностных характеристиках [18, c.134]:
· тьюторство как поддержка - путь решения проблемы субъектности в образовании;
· тьюторство как сопровождение - сопровождение реализации индивидуальной образовательной программы;
· тьюторство как фасилитация - путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Рассматривается как сопровождение личностного развития обучающихся.
Важным компонентом тьюторской деятельности в социально-педагогической работе является его содержательное наполнение в рамках следующих направлений деятельности образовательного учреждения:
1. Учебная работа: составление учебной части индивидуальной образовательной траектории студента, включение в научно-исследовательскую и научно-практическую работу.
2. Воспитательная работа: составление внеурочной части индивидуальной образовательной траектории, включение в культурно-массовые и внеурочные мероприятия.
3. Социально-психологическая работа: выявление (диагностика) психологических особенностей личности студента.
4. Производственная работа: организация пространства для включения в профессиональную деятельность (включение в научно-практические проекты, освоение программ учебной и производственной практик)
|
|
Анализ нормативных документов, определяющих содержание функционально-должностных обязанностей тьютора, позволил выделить его основные направления деятельности приемлемые в социально-педагогической работе:
· диагностика - как вид деятельности, направленный на анализ различных состояний и процессов;
· консультирование - как особым образом организованное взаимодействие, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений;
· моделирование - как деятельность, направленная на раскрытие возможностей и способностей.
Выделенные основные виды деятельности тьютора предполагают необходимость реализации таких принципов тьюторского сопровождения, приемлемых в социально-педагогической работе как: открытость, вариативность, непрерывность, гибкость, индивидуальный подход, индивидуализация. Суть принципа открытости связана, в первую очередь, с преодолением границ школьного контекста. Принцип вариативность предполагает создание разнообразной среды, по отношению к которой становится возможным осуществление реального выбора в построении индивидуальной образовательной программы.
Соблюдение принципа непрерывности позволяет обеспечить последовательность и цикличность процесса тьюторского сопровождения. Принцип гибкости проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на любое направление индивидуальной образовательной программы тьюторанта. Принцип индивидуального подхода заключается в осознании необходимости передачи и усвоения каждым человеком общезначимых элементов культуры в виде знаний, умений и навыков. Принцип индивидуализации позволяет ориентироваться, прежде всего, на индивидуальные образовательные приоритеты [2, c.202].
В настоящее время институт тьюторства обусловлен вхождением России в единое европейское образовательное пространство и введением Федеральных государственных образовательных стандартов, на основании которых обучающимся предоставляется возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
Рассмотрение тьюторства как особый вид или направление профессиональной деятельности, определяет необходимость изучения основных психолого – педагогических механизмов, обеспечивающих его реализацию. К таким механизмам можно отнести: тьюторское сопровождение и тьюторское взаимодействие.
Тьюторское сопровождение в общем виде представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов:
· диагностическим - на диагностическом или ориентировочно-диагностическом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным;
· проектировочный - необходимым условием для реализации этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса;
· реализационный - на этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные результаты;
· аналитический - на данном этапе организуется тьюторская консультация по итогам всего процесса работы тьюторанта.
Кроме тьюторского сопровождения важным психолого-педагогическим механизмом реализации содержания тьюторства является понятие «тьюторское взаимодействие», которое усматривается в основных компонентах взаимодействия тьютора с предполагаемыми оппонентами: совместная деятельность, общение и целенаправленное (или неосознанное) взаимное воздействие, приводящее к изменениям.
В целом можно констатировать, что на сегодняшний момент созданы нормативные условия для введения тьюторского сопровождения в образовательный процесс (введена должность, имеются квалификационные характеристики, тьютор упомянут в Приказе Минобрнауки России «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» от 24 декабря 2010 г. №2075). Практическая реализация тьюторского сопровождения в социально-педагогической деятельности является предметом перспективных разработок.
|
|
Данное исследование проводилось в рамках деятельности межведомственной научно-исследовательской лаборатории ОГУ и УФСИН России по Орловской области. Результаты исследования обсуждались 31.03.2015 г. на открытом заседании лаборатории на тему: «Оптимизация процесса обучения в условиях межведомственной профессионально-ориентированной образовательной среды: особенности, перспективы развития».
Литература
1. Арсланова, Р.А. Тьюторство как составляющая образовательного процесса в вузе / Р.А. Арсланова, О.В. Бушмина, Г.У. Матушанский // Вестник Казанского гос. энергетического ун-та. – 2011. – Т. 8,1.– С. 88-94
2. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие: [учеб. пособие] / Е. А. Климов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Академия. 2004. – 239 с.
3. Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб. для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб. и др.: Питер, 2000. – 432 с.