О.С. Устинов

студент магистратуры 2 курс СР

научный руководитель: к.п.н., доцент Родина И.В.

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

Достижение целей уголовного наказания, прописанных законодательством в отношении несовершеннолетних, на сегодняшний день не представляется возможным без осуществления параллельного, целенаправленного психолого-педагогического, социально-правового воздействия на осужденного, обеспечивающего у него формирование поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний (задача-минимум) и устойчивость самостоятельной позитивной социализации его личности (задача-максимум), т.е. ресоциализации. Термин «ресоциализация» (лат. re (повторное, возобновляемое действие) лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. resozialisierung) в широком его понимании обычно используют для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социальную среду в результате «дефектов» социализации или смены социокультурного окружения. Применительно к осужденным ресоциализация представляет собой «комплекс мероприятий, направленных на восстановление, приобретение социальных связей, утраченных как вследствие преступной деятельности, так и в период вынужденной изоляции от общества» [4]. Исследуя поведение несовершеннолетних, находящихся в исправительных учреждениях, Е.Н. Кондрат, рассматривает ресоциализацию несовершеннолетних осужденных как сложную систему реабилитационных мероприятий по восстановлению или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания социальных функций и статуса личности [2].

Содействие в профессиональном самоопределении является одной из базовых проблем ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Выбор профессии – один из главных социальных проектов в жизни каждого человека, даже если он находится в условиях воспитательной колонии. Продуктом такого проекта становится не только план карьерного роста. Потребности, которые реализуются в профессиональной деятельности, многообразны: материальное благополучие, реализация своих потребностей, коммуникация, смысл жизни и пр. Поэтому миссия профессиональной ориентации, где бы она не проводилась, не сводится только к мотивации работать или искушенному знанию о мире труда. Миссия профессиональной ориентации состоит в согласовании эмоциональных, ценностных и когнитивных аспектов принятия решения относительно выбора профессии, когда принятое решение запускает все душевные силы человека [5].

Согласно Положению о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27.09.1996 г. профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющееся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [4]. В рамках профориентационной работы с воспитанниками применяются такие же профориентационные методики, что и для людей «на свободе». В связи с этим, важно развенчать многие профессиональные стереотипы в отношении работы с осужденными: активизация как единственный способ профессиональной ориентации; необходимость упрощения методик; желательность деления методик на приемы работы с обычными людьми и особыми и пр. На самом деле, специалисты, работающие с осужденными, должны быть в авангарде развития технологий помощи, а вовсе не в положения тех, кто работает с самыми «непривлекательными» категориями клиентов и вынужден ограничивать свой профессиональный рост из-за применения примитивных методик.

В современных условиях профориентационные задачи решаются различными учреждениями, в т.ч. и исправительными, хотя, как показывает опыт, как таковой профориентационной деятельностью последние не занимаются. В условиях воспитательной колонии основной функцией профессиональной ориентации является усиление субъектной позиции воспитанников. Субъектность при этом достигается за счет усиления мотивации к самостоятельному выбору, повышения информированности и формирования адекватной самооценки и умения делать самостоятельный и ответственный выбор. Важно отметить, что в этом возрасте (16 – 17 лет) несовершеннолетний уже должен профессионально самоопределиться. Система образования РФ требует от учащегося выбор либо профиля образования в школе, либо направления профессионального образования. Нахождение подростка в пределах воспитательной колонии не всегда позволяет прибегнуть к услугам специалистов и учреждений, предоставляющих профориентационные услуги. На профессиональное самоопределение влияют и личностные социально-психологические особенности. Без их учета социальная работа по профессиональной ориентации не будет результативной [1].

В рамках диссертационного исследования мы разработали проект программы по профессиональной ориентации несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательной колонии «Найди себя». Воспитанникам необходимо дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи. Разработанная программа, на наш взгляд, является дополнительным элементом ресоциализации, способствующим разрешению проблем осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Целью программы является содействие в профессиональном самоопределении несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательной колонии. В ходе реализации данной программы планируется достижение следующих результатов: повышение уровня осведомленности воспитанников о возможностях профессиональной реализации после освобождения; повышение уровня трудовой мотивации; создание предпосылок к обоснованному и осознанному выбору воспитанниками профессионального пути; ускорение процесса ресоциализации несовершеннолетних осужденных; успешное трудоустройство в постпенитенциарный период.П рограмма мобильна, и занятия легко поддаются изменениям, исходя из возрастного состава групп, их подготовленности и имеющегося в наличии времени. Данную программу можно реализовать на базе других исправительных учреждений, а также с осужденными, чье наказание не связано с лишением свободы.

Таким образом, профориентационная деятельность является ресурсоемким явлением: опираясь на ресурсы личности, имевшиеся у нее до осуждения, она их развивает и во многом определяет будущее, способствуя таким образом эффективной адаптации в социуме. Данное обстоятельство позволяет рассматривать профессиональную ориентацию как одно из значимых средств исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных, а также обусловливает необходимость разработки для каждого исправительного учреждения особого алгоритма проектирования программы по профессиональной ориентации несовершеннолетних, учитывая особенности социальной ситуации воспитанников и современных экономических и пенитенциарных реалий.

Литература

1. Барышева А.В. Особенности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных / А.В. Барышева // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2010. – № 11. – с. 47 – 50.

2. Кондрат Е.Н. Профессиональное самоопределение старших подростков с девиантным поведением / Е. Кондрат // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2003. - № 4. – с. 16 – 17.

3. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке в РФ № 1186 от 31.10.1996 г.

4. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 348 с.

5. Шмидт В.Г. Профориентация в условиях несвободы / Шмидт В.Г.; Региональный общественный фонд «Информатика для демократии». – М., 2006. – 127 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: