Вопрос 34. Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова, что «спорт сегодня — главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.
Люди, прошедшие «школу спорта», убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умело ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности. Спорт оказывает мощное влияние на образ мышления, сознание, поступки и поведение людей. В этой связи спорт можно рассматривать как национальную идею, объединяющую нацию во имя ее процветания и развития.
|
|
Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив — это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Спорт — это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, семье, в других жизненных ситуациях. Термин «вторичная социализация» охватывает те социальные роли, которые стоят во втором эшелоне влияния, оказывают менее важное воздействие на человека. В сфере физической культуры и спорта агентами вторичной социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи. Первичная социализация спортсмена — это сфера межличностных отношений (например, спортсмен — тренер), вторичная социализация — сфера социальных отношений (например, спортсмен — федерация по виду спорта). Спортсмен, как и любой другой человек, переживает несколько стадий социализации. Можно выделить три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь ее можно разделить на два более или менее самостоятельных периода:
|
|
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения
ребенка до его поступления в школу, т. е. тот период, который в
возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
б) стадия обучения, включающая весь период юности в широ
ком понимании этого термина.
К дотрудовому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографически границы «зрелого» возраста условны. Такая стадия представляет собой весь период трудовой деятельности человека. Проблема послетрудовой стадии социализации еще более новая и более сложная, чем проблема социализации на трудовой стадии. Она порождена объективными требованиями и самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук современного общества. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определенная социальная политика государств, — с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения), приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в «воспроизводство» социального опыта. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования, зафиксировавшие сохраняющуюся социальную активность у лиц пожилого возраста. Ставится вопрос лишь об изменении типа его активности. Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в «воспроизводство» социального опыта. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования, зафиксировавшие сохраняющуюся социальную активность у лиц пожилого возраста. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом смыкается с дискуссией о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.
Классификацию стадий социализации спортсмена путем включения его в спортивную деятельность можно связать с этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять этот принцип, то можно выделить следующие стадии социализации:
1. Включение субъекта в спортивную деятельность.
2. Занятия детско-юношеским спортом.
3. Переход из любительского в профессиональный спорт.
4. Завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере.
Для первой стадии социализации характерен период начала спортивной деятельности, когда формируются интерес, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются основы ценностного отношения к спортивной деятельности. Этот период очень важен для юного спортсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают занятия спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений.
|
|
Вторая стадия социализации спортсмена.
Все увеличивающееся количество соревнований, переезды, сборы, новые спортивные базы, тренировочный процесс, организуемый, как правило, за границей, формируют новый социальный опыт, создают новые ценности и ориентации. Большую роль в данной стадии социализации играют экономические отношения, которые складываются между спортсменом и тренером.
Третью стадию социализации символизирует расцвет спортивной карьеры. Спортсмен подчиняет образ жизни интересам спортивного клуба, команды, коллектива, который обеспечивает его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером особое место в его жизни занимают массажисты, врачи, менеджеры.
Для четвертой стадии социализации характерны период завершения спортивной карьеры и переход к другой профессиональной деятельности. Как правило, у спортсменов это один из сложных жизненных периодов. Решение закончить спортивную карьеру часто связывается с травмой, снижением спортивных результатов, отбором в сборные команды и т.д. Негативные ситуации провоцируют спортсмена на психологический кризис. Важную роль в преодолении негативных моментов в жизни спортсмена должны сыграть руководители спортивного клуба, тренеры, близкое окружение.
Общество должно гарантировать спортсмену возможности эффективной социальной интеграции. Для решения этой проблемы необходимо создать правовую основу, законодательно утвердить статус профессионального спортсмена.
Вопрос 35. Социальная ответственность спортсмена. Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач: укрепление здоровья населения, отвлечение молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворение спроса на зрелищные услуги, экономические стимулы, защита чести страны, формирование патриотизма и т.д. Выдающийся спортсмен формируется не только на тренировках: учеба в школе, чтение книг, посещение музеев и театров, помощь родителям и младшим — необходимые условия для формирования личности спортсмена.
|
|
Высокая социальная ответственность ложится на спортсмена, достигшего профессионального мастерства даже на уровне мастера спорта, не говоря уже о членах сборной команды страны. Победы на Олимпийских играх, мировых чемпионатах, первенствах страны приносят спортсмену заслуженные славу, известность, почет. Он превращается в героя, кумира молодежи. Образ жизни спортсмена становится моделью социального поведения. В этой связи необходимо помнить о социальной ответственности спортсмена. Нужно понимать, что если он использует допинг, рекламирует некачественные товары, курит, употребляет наркотики или алкоголь, то тем самым «тиражирует» девиантное поведение, нанося непоправимый вред воспитанию спортивной смены. Другая сторона социальной ответственности спортсмена связана с противоречиями, которые обусловливаются личными и общественными интересами в сфере спорта. Спортсмен всегда стоит перед дилеммой: как не пропустить коммерческий старт и в то же время сохранить спортивную форму для успешного выступления за сборную страны. Некоторые спортсмены в погоне за гонорарами отказываются выступать даже на Олимпийских играх. Социальная ответственность в спорте должна не только формироваться с помощью эффективного воспитательного процесса, но и регламентироваться нормативно-правовыми документами. Например, необходимо законодательно признать, что выступления за сборные команды поощряются денежными выплатами. Спортсменам, которые приносят славу российскому спорту, даются гарантии получения высшего образования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования. Таким образом, можно найти выход из этой сложной ситуации: предоставляя спортсменам социальные гарантии, подкрепляя спортивную деятельность законодательно-правовой базой, можно повышать их социальную ответственность перед обществом.
Вопрос 36. Отсюда спортивную карьеру (СК) можно определить, как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта. Периодизация спортивной карьеры. Этапы любой карьеры социолог Б.Г.Ананьев охарактеризовывал следующими этапами:
I. Подготовка.
И. Старт.
III. Кульминация.
Г/. Финиш.
Периодизацию спортивной карьеры можно увязать, например, с этапами многолетней спортивной подготовки, которые включают:
I. Предварительную спортивную подготовку.
II. Начало спортивной специализации.
III. Углубленную тренировку в избранном виде спорта.
IV. Спортивное совершенствование. Сюда входят:
а) зона первых больших успехов;
б) зона оптимальных возможностей;
в) зона поддержания спортивных результатов [3].
Можно классифицировать этапы спортивной карьеры в зависимости от уровней спорта, которые осваивает спортсмен:
1. Массовый спорт.
II. Спорт высших достижений.
III. Профессиональный спорт.
В основу классификации могут входить возрастные категории:
1.Дети.
2. Юноши.
3. Взрослые.
Данные периодизации в чем-то совпадают, в чем-то дополняют друг друга.
Вопрос 37. Выделяют своеобразные «критические точки» СК — переходные фазы от одного этапа к другому.
Любой кризис имеет два существенных признака, которые в Оксфордском словаре характеризуются так:
поворотный пункт, решающий момент в развитии чего-нибудь;
время, характеризующееся большой опасностью или трудностью.
Анализ представленных периодизаций СК позволил выделить семь кризисов-переходов СК:
1. Кризис начала спортивной специализации.
2. Кризис перехода к углубленной спортивной специализации.
3. Кризис перехода из массового спорта в СВД.
4. Кризис перехода из юношеского во взрослый спорт.
5. Кризис перехода из любительского в профессиональный спорт.
6. Кризис перехода от кульминации к финишу СК.
7. Кризис завершения СК и перехода к другой карьере.
Кризис начала спортивной специализации связан с поступлением в спортивную школу или началом занятий в группе специализации у профессионального тренера. Суть данного кризиса составляет адаптация к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе. Основными противоречиями здесь оказались:
• несоответствие ожиданий юных спортсменов реальному тренировочному процессу, что нередко ведет к разочарованию, снижению мотивации.
• необходимость весьма быстрого овладения основами техники вида спорта и приобретения соответствующего уровня физической подготовленности, т.е. демонстрации высокой обучаемости, способностей к виду спорта;
• необходимость положительно зарекомендовать себя в первых соревнованиях при полном отсутствии соревновательного опыта. Выяснилось, например, что лишь 1/3 юных спортсменов, участвуя в первых соревнованиях, имели некоторое представление о правилах соревнований, проведении предсоревновательной разминки, настройке на выступление.
Таким образом, уже на этапе начальной спортивной специализации перед юным спортсменом встают достаточно сложные задачи. Здесь впервые решается вопрос о его «перспективах» в спорте, проверяются способности, сила и устойчивость мотивации.
Кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта начинается с появления новой установки — работать «на результат». Перед спортсменом ставятся новые, более высокие цели, неуклонно возрастает удельный вес специальной подготовки на фоне общего значительного увеличения физических нагрузок, повышается ранг соревнований, а значит, и уровень конкуренции в них.
• необходимость адаптации к новым, более высоким физическим нагрузкам, что нередко осложняется противоречием между «страхом не выдержать нагрузку» и желанием форсировать подготовку и быстрее достичь запланированных результатов.
• обновление технического арсенала спортсмена, совершенствование техники уже освоенных двигательных действий, что требуется почти во всех видах спорта;
• возрастание конкуренции в соревнованиях, приобретение опыта поражений, что порождает проблему психологической подготовки к стартам;
• требование надежности и стабильности соревновательных выступлений, что психологически связано с формированием спортивно важных психических свойств и освоением приемов саморегуляции психических состояний;
• сочетание спорта и других видов деятельности (учения, хобби).
О выходе из данного кризиса свидетельствует достижение первых больших успехов в соревнованиях, по сути поднимающее спортсмена на уровень спорта высших достижений.
Кризисы перехода из массового спорта в спорт высших достижений и из юношеского спорта во взрослый спорт тесно связаны друг с другом, так как спортсмен, вышедший на уровень спорта высших достижений, обычно как бы автоматически начинает участвовать во взрослых соревнованиях, независимо от своего паспортного возраста. На данном этапе кульминации СК спортивные цели становятся главными жизненными целями, что определяет необходимость перестройки образа жизни в целом.
• необходимость согласования спортивных целей с другими жизненными целями (выбором профессии, например); соответствующая перестройка образа жизни, его подчинение целям СК;
• необходимость отказа от подражания кому-либо и переориентация на творческий поиск индивидуального пути в спорте; обобщение собственного опыта, формирование индивидуального стиля деятельности;
• «пресс отбора» при подготовке к главным соревновательным стартам, необходимость распределения сил на весь сезон, что связано психологически с освоением спортсменом разных стратегий выступления в соревнованиях;
• необходимость завоевания престижа — авторитета в собственной команде, среди соперников, судей, зрителей; испытание славой и необходимость выработки адекватного отношения к ней;
• возможность кризиса взаимоотношений тренер-спортсмен, а также отношений внутри спортивной команды.
Данные кризисы являются, пожалуй, самыми тяжелыми для большинства спортсменов. Именно здесь происходит разделение на «достигнувших среднего уровня» и «спортивную элиту».
Кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт является относительно новым для российских спортсменов. По данным опроса 18 профессиональных спортсменов, работающих по контракту, удалось выяснить встающие перед ними следующие проблемы:
• необходимость высокой самоорганизации, новой дисциплины
спортсмена, подчиненной условиям профессионального контракта;
необходимость приобретения новых знаний (спортивных, юридических, экономических, иностранного языка и др.), требуемых для самостоятельной тренировочной работы и общей ориентировки в мире профессионального спорта;
• поиск новых выразительных средств, совершенствование исполнительского мастерства с учетом того, что профессиональный
порт в большой степени является спортом для зрителей и предъявляет высокие требования к зрелищности выступлений;
• поиск эффективных средств поддержания работоспособности, не связанных с применением допинга, что позволяет продлить, жизнь спортсменов в профессиональном спорте;
• необходимость завоевания авторитета в среде профессионалов;
• необходимость социокультурной адаптации для тех, кто заключил контракт с зарубежным клубом.
О выходе из данного кризиса свидетельствуют стабильно высокиe результаты в турнирах профессионалов, социальное признаке и высокие гонорары.
Кризис перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры (СК) наступает в связи с закономерной стабилизацией или снижением спортивных результатов после нескольких лет пребывания в спорте высших достижений, или профессиональном спорте. Здесь обычно имеет место комплекс причин, которые заставляют спортсмена задуматься о завершении СК. Однако большинство спортсменов хотят продлить этап финиша и отодвинуть момент ухода из спорта. Для этого им необходимо разрешить как минимум две проблемы:
• поиск новых резервов для повышения или поддержания высоких спортивных результатов, как правило, на основе индивидуализации всех сторон подготовки и максимального использования своих сильных сторон;
• подготовка к уходу из спорта, выбор новой профессиональной карьеры, что позволяет спортсмену снизить тревожность по поводу будущего и спокойнее сосредоточиться на решении чисто спортивных задач.
Кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере связан с коренным изменением места спорта в жизни человека и влечет за собой необходимость перестройки образа «Я» и осознания ценности своей личности вне социальной роли спортсмена. В ходе адаптации после завершения СК перед спортсменом обычно встают следующие проблемы:
• необходимость форсирования профессиональной подготовки и начала новой профессиональной карьеры;
• формирование нового образа жизни, включая приобретение не только новой профессии, но и увлечений, интересов, круга общения;
• создание собственной семьи или перестройка отношений в
семье, если она была создана во время спортивной карьеры.
К сожалению, не всем спортсменам удается успешно преодолеть кризис завершения СК. Острота протекания данного кризиса обычно усиливается при следующих условиях: внезапности ухода, отсутствии предварительной подготовки к нему, пассивной позиции спортсмена, отсутствии материальной и психологической поддержки.
Вопрос 38. К сожалению, не всем спортсменам удается успешно преодолеть кризис завершения СК.
Острота этого кризиса возрастает при следующих условиях:
— внезапность ухода;
— отсутствие подготовки к нему;
— пассивная позиция спортсмена;
— отсутствие материальной и психологической поддержки.
По мнению многих ученых, спорт оказывает значительное влияние на социализацию личности. Большинство спортсменов заканчивают спортивную карьеру, имея высшее образование. Они не менее успешно, чем люди, не занимающиеся спортом, создают семью. Однако углубленные занятия спортом в подростковом и юношеском возрасте могут стать причиной дисгармоний в личностном развитии, которые затрудняют адаптацию к жизни вне спорта.
Выявлено, что адаптация спортсмена к социальной жизни вне спорта зависит от уровня достигнутых им результатов: чем выше спортивные результаты, тем сложнее социальная адаптация.
Отмечу наиболее важные факторы, которые существенно влияют на формирование стиля жизни спортсмена, закончившего спортивную карьеру:
— прекращение спортивной деятельности, спортивных тренировок и выступлений в соревнованиях;
— прекращение опеки со стороны спортивного клуба, тренеров, врачей, обслуживающего персонала;
— разрыв дружеских и профессиональных связей с командой, спортивным клубным тренером;
— психологический дискомфорт, вызванный отсутствием чувства удовлетворения от спортивной борьбы, победы, которые составляли главный смысл жизни спортсмена;
— психологический стресс, связанный с пониманием, что знания новой профессии неизмеримо ниже, чем былое спортивное мастерство;
— резкое снижение уровня доходов.
Все эти факторы смягчаются, если спортсмен уходит из спорта постепенно, поэтапно снижая уровень спортивных результатов. Спортсмены высокого класса предпочитают резко заканчивать спортивную карьеру, уходить из спорта непобежденными, считая недопустимым для себя снижение спортивных результатов, проигрыши соревнований.
Социальную адаптацию спортсменов облегчает:
— осознанный подход к концу спортивной карьеры, наличие реальных планов на ближайший период жизни;
— выбор профессии в сфере физической культуры и спорта;
— психологическая поддержка и помощь со стороны семьи, друзей, тренера, спортивного клуба;
— материальная поддержка со стороны отрасли «физическая культура и спорт»;
— социальная защищенность путем правового обеспечения по медицинскому, пенсионному обслуживанию;
— привлечение бывших спортсменов к соревнованиям ветеранов, участию в общественной жизни, выступлению перед молодежью.
Другой аспект адаптации после ухода из активного спорта — это здоровье спортсмена. По окончании спортивной карьеры чаще всего требуется серьезная медицинская реабилитация, лечение спортсмена, ведь тренировочные занятия и спортивные выступления нередко проходили на грани разрушения здоровья. Требуется целый комплекс мероприятий для восстановления здоровья, социальной защиты людей, которые в спортивной борьбе отстаивали честь нашей страны. К таким мероприятиям следует отнести:
— создание специальных фондов, предполагающих материальную поддержку бывших спортсменов;
— организация работы клубов ветеранов спорта;
— полноценное страхование спортсменов, пенсионное обеспечение.
Вопрос 39. Спорт для всех как социальное явление
В настоящее время спорт как явление общественной жизни получает все большее распространение. Мировая пресса, телевидение, реклама прибегают к самым громким эпитетам при характеристике спорта: «Спорт – феномен XXI века», «Спорт – неотъемлемый элемент системы ценностей современной культуры», «Спорт – зеркало общественной жизни» и т.д. Все это подтверждает, что в наши дни спорт приобрел такую социальную значимость, какой он не имел, пожалуй, никогда в истории человечества. Ярким подтверждением этому являются прошедшие Олимпийские игры.
Предпринимается множество попыток объяснить роль и значение современного спорта.
1. Во-первых, спорт рассматривают как побочный продукт более широких социальных изменений для упорядочения одной функции, которую он будто бы выполняет. Однако это объяснение не определяет условия возникновения и развития спорта. Этот тезис не может служить объективным доказательством того, почему спорт воспринимают с таким восторгом. Социальные институты и общественные события не существуют изолированно. Они, скорее, части всеобщего переплетения, в котором структура и свойства одного элемента многообразно воздействуют на структуру и функции других элементов. Поэтому спорт не может выполнять изолированно только одну функцию. Он оказывает множество социальных воздействий. Исходя из этого, определение понятия «спорт» должно быть многомерным, так как оно объединяет в систему отношений целый ряд функций. Эта система и представляет причинную совокупность для объяснения понятия «спорт».
Спорту как социальному и культурному феномену приписывают пять функций:
– социоэмоциональную функцию;
– функцию социализации;
– интегративную функцию;
– политическую функцию;
– функцию социальной мобильности.
Социоэмоциональная функция охватывает потребности человека, которые необходимы для сохранения его социально-психической стабильности, и указывает на три механизма, присущих спорту:
а) контроль над напряжениями и конфликтами в человеке посредством катарсиса и эстетики;
б) создание ситуаций, которые вызывают чувство общности, дружбы и товарищества;
в) существование «спорта как ритуала», как символа сохранения культурного и социального наследия, как источника подтверждения тех связей общественной структуры и культурных воззрений, которые упрочивают это наследие.
Функция социализации отражает мнения, что спорт имеет большое значение для человека. Эти мнения упрочиваются культивируемыми моральными и религиозными представлениями о том, что спорт развивает личностные качества. Считается, что социализация осуществляется через два взаимосвязанных процесса – укрепление и формирование. Идея укрепления охватывает теории оперативной физической подготовки, санкционирования понимания позитивного и негативного поведения. Формирование означает создание конкретного примера, модели поведения для социализируемых и стоящей за этой моделью «системы воззрений». Считается, что в спорте действуют оба механизма и что желательные для общества модели поведения и воззрений внутренне присущи спорту.
Функция интеграции представляет спорт как средство возможного достижения гармонического объединения людей с коллективом и их идентификации с ним. Считается, что социализация есть средство для включения (интеграции) человека непосредственно в систему воззрений и поведения, выработанную культурой. Достичь этой цели можно, включая человека в коллектив, который, в свою очередь, включается в эту культурную схему. Интеграция человека в коллектив происходит, во-первых, посредством развития чувств общности и товарищества при социоэмоциональной функции. Эти чувства представляют источник включения в коллектив членов спортивной группы, местной или национальной команды или бесчисленных низовых спортивных организаций. Во-вторых, интеграция осуществляется посредством развития группового и внегруппового сознания, причем коллектив идентифицируется как «мы», как группа внутри себя, а другой коллектив – как «другие», «враги» вне группы.
Политическая функция состоит в применении спорта в качестве политического инструмента. С одной стороны, можно сказать, что политическое использование спорта – это расширение его интеграционных функций, причем задача спорта состоит в создании национального чувства идентификации и национального престижа. С другой стороны, спорт может рассматриваться как политическое средство для признания или непризнания других наций. Нередко спорт используется и как средство достижения политических целей в период избирательных компаний. Так было на выборах в Государственную думу Российской Федерации в 2003 году, когда различные партии привлекали в свои ряды известных спортсменов. Это происходит и в 2004 году на выборах президента Украины, когда наиболее именитые спортсмены отдают предпочтение тому или иному кандидату.
Распространено мнение, что, спорт является эффективным средством повышения социальной мобильности определенных социальных слоев населения. Такого рода социальная мобильность в целом протекает по двум главным направлениям. Во-первых, это происходит через повышение социального престижа. Добившись определенной известности в спорте, человек как бы повышает свой социальный статус.
2. Во-вторых, повышение социальной мобильности осуществляется через социальный престиж плюс материальное вознаграждение. Продолжительность и проницаемость этой, направленной вверх, социальной мобильности существенно зависит от масштаба институциональной стабильности, которая существует в обществе и спорте, а также от масштаба мобильности, т.е. от того, является ли она только внутриспортивным случаем или это попытка преодолеть социальные, классовые и расовые ограничения.
Общество может быть понято как переплетние взаимосвязанных элементов. Эффективность действий этих элементов, и тем самым всего общества, зависит от того, насколько этот процесс поддерживается системой воззрений и моделями поведения населения.
Как только общественная система воззрений начинает изменяться, и другие структуры могут быть признаны функциональными, традиционная структура воспитания теряет основные черты и ее формы начинают меняться в соответствии с новыми социальными познаниями. При этом для членов общества жизненно важно включится в систему воззрений и модели поведения этого общества, вследствие чего и само общество остается способным к функционированию системой. Необходимо также отметить, что в этом обществе людям одинаково необходимо функционально сотрудничать и иметь потребность это делать. Спорт – такой институциализированный механизм, который удовлетворяет данную «общественноинтегративную» функцию. Происходит это через механизмы, которые были обозначены как общественные функции спорта.
Общественные функции спорта создают определенные предпосылки для общественной интеграции, предоставляя при этом прямые и косвенные средства. Необходимые предпосылки создаются через социоэмоциональные функции, прямые средства интеграции – через социализационные функции и косвенные средства – через интегративные, политические функции и функции социальной мобильности.
Основываясь на этом, исследователи приходят к выводу, что спорт много значит в процессе социализации. Считается, что мораль, вера и признаки личности, которые развивает спорт, имеют первоочередной характер и могут рассматриваться как предпочтительные в тех процессах социализации, которые вытекают из действующей системы культуры.
Предполагается, что и участвующие и не участвующие в спорте группы населения приводятся через спорт к этим желаемым ценностям и качествам личности: участники через свою непосредственную активность, а зрители (созерцатели) – через прочувствованную идентификацию с культурными ценностями, которые ассоциируются со спортом. Так как институ-циализированные социализационные агенты этого великого порядка передают только редкие дисфункциональные ценность и характеристику, можно считать, что спорт потому является такой действенной моделью поведения и системой воззрений, что они функциональны для общества в смысле сохранения системы.
Спорт как политический инструмент используется в качестве средства создания национального чувства идентификации и укрепления национального престижа, противо-поставления той или иной политической системы государства. Это происходит как через демонстрацию национальных возможностей, так и через санкционированную силу, которая присуща интернациональным соревнованиям. Демонстрация национальных качеств, особенно на международных соревнованиях, способствует идентификации с национальным государством посредством внутригрупповой-внегрупповой поляризации. Этот механизм усиливается до выражения благополучия нации как целого, причем спортивный успех, в свою очередь, усиливает этот механизм. Поражение также может его усиливать, вызывая негативные чувства против победившего противника. Признание власти, которую нация проявляет, санкционируя участие или неучастие в международных соревнованиях других наций, можно рассматривать как усиление механизма идентификации. Чувство национальной самоценности и престижа, вызываемое таким способом, не ограничивается областью спорта, а распространяется на всю нацию.
Интегративная функция спорта понимается как включение в коллектив, который сам включается в общую социальную структуру. Этот способ интеграции второго уровня. Коллектив, который включается в общество, обладает теми же системами воззрений, что и все общество. Поэтому интеграция в этот коллектив представляет одновременно и интеграцию в данную социальную систему воззрений. Коллектив, к которому можно применить этот механизм, будет такой группой индивидов, которые выступают в единстве. Эта концепция пригодна и для группы из двух человек, и для общности в масштабе государства.
Социоэмоциональная функция спорта понимается как непосредственно связанная с социально-психологической стабильностью человека. Под «социально-психологической стабильностью» понимается социальное и психологическое соответствие человека обществу. Из этого вытекает, что функция уравновешивания человека как члена общества зависит от его психологической и социальной «уравновешенности». Социоэмоциональная функция проявляется в том, что она содействует общественной интеграции через создание для этого процесса необходимых предпосылок.
Таким образом, рассматривать спорт как социальный феномен можно, только исследуя его функционирование и развитие в обществе. Перечисленные основные социальные функции спорта находятся во взаимосвязи. Отношения между пятью социальными функциями спорта таковы, что все они служат одновременно одной социальной функции, а именно функции «социальной интеграции»