Тема 9. Управление процессами
Лекция 2. Управление конфликтами
Конфликт и конфликтная ситуация. Причины возникновения
Основные типы и уровни конфликтов
Стадии развития конфликтов
Возможные последствия конфликтов и действия руководителя
Методы стратегии и тактики разрешения конфликтов
Этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликта
Конфликт и конфликтная ситуация. Причины возникновения
Сущность конфликта
Конфликт представляет собой стихийно возникающее противостояние между различными сторонами, поведение лица, группы или организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей.
Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в процессе решения тех или иных вопросов социальной и личной жизни.
Понятие «конфликт» является синонимом следующих понятий:
· спор, соперничество – дружеское соревнование или враждебная борьба за достижение цели;
· единоборство – вооруженный конфликт;
· борьба – столкновение индивидуальных соперников;
· скандал – публичное столкновение или шумная ссора.
В условиях современной жизни, работы, бизнеса интересы всех участников не могут быть все время согласованными.
Основными точками рассогласования являются:
¨ интересы;
¨ цели;
¨ права;
¨ отсутствие баланса между правами и ответственностью.
В конфликте одна из сторон требует изменения поведения, мыслей либо чувств партнера. Возникают противоречия. Однако не всякое противоречие можно назвать конфликтом: люди могут иметь разные взгляды, суждения, и это не мешает их слаженной работе.
Но противоречия, затрагивающие интересы, статус, моральное достоинство личности или группы, ведут к возникновению конфликта. Если наличествует противодействие, но отсутствуют негативные чувства или, наоборот, негативные эмоции переживаются, но нет противодействия, то это не конфликт, а предконфликтная ситуация. Естественно, легче погасить не разгоревшийся конфликт в его зачаточном состоянии, начав активные действия в предконфликтной ситуации.
Конфликты создают напряженные отношения в коллективе, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот о производстве на «выяснение отношений», тяжело сказываются на их нервно-психическом состоянии и приводят к спаду трудовой активности людей и результативности функционирования организации в целом.
Возникновение точек рассогласования интересов является постоянным процессом, поэтому конфликтные ситуации, а, следовательно, и конфликты являются естественным фрагментом жизни любого коллектива.
В то же время конфликты могут обладать и созидательной силой, когда их разрешение ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений, сохранению жизнеспособности и устойчивости организации В этом случае конфликт формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций.
То есть, к онфликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление и так же однозначно оценивать.