Для механизации транспортных работ применяем мостовой электрический кран грузоподъемностью 5 тс. Мостовые краны обладают значительными преимуществами перед другими видами транспорта, заключающимися в том, что они являются одновременно и подъемным и транспортным оборудованием, могут подавать груз практически в любую точку пролета, не занимают площади цеха.
С помощью крана осуществляется подача комплектующих на склады при рабочих местах и со складов в сборочные приспособления, общее перемещение узла по рабочим местам.
Из карт технологического процесса выбираем все операции и переходы, выполняемые с участием мостового крана, и составляем таблицу крановых операций (табл. 5).
Таблица 5
Перечень крановых операций
№ п/п | Содержание крановой операции | Путь | Время | ||
моста, м | тележки, м | загрузки, мин | разгрузки, мин | ||
Транспортировка полотна обшивки нижнего пояса со склада в стенд сборки и сварки | - | 2,5 | 1.5 | 0.5 | |
Транспортировка полотна обшивки нижнего пояса из стенда в стенд сборки и сварки | - | 1.5 | 0.5 | ||
Транспортировка стоек в стенд сборки и сварки нижнего пояса | - | 2,5 | 1,5 | 0,5 | |
Транспортировка полотна обшивки верхнего пояса со склада в стенд сборки и сварки | - | 2,5 | 1,5 | 0,5 | |
Транспортировка полотна обшивки верхнего пояса из стенда в стенд сборки и сварки | - | 1.5 | 0.5 | ||
Транспортировка обвязки верхней в стенд сборки и сварки верхнего пояса | - | 2,5 | 1.5 | 0.5 | |
Транспортировка стоек в стенд сборки и сварки верхнего пояса | - | 2,5 | 1,5 | 0.5 | |
Транспортировка секций межоконных в стенд сборки и сварки верхнего пояса | 5,5 | 1.5 | 0.5 |
Окончание табл. 5
|
|
Транспортировка пояса нижнего в стенд сборки и сварки боковой стены | 1,5 | 1,5 | 0.5 | ||
Транспортировка пояса верхнего в стенд сборки и сварки боковой стены | 4,0 | 1,5 | 0,5 | ||
Транспортировка дверного места в стенд сборки и сварки боковой стены | 8,5 | 1,5 | 0.5 | ||
Транспортировка стены боковой в стенд контроля | - | 4,5 | 1,5 | 0.5 | |
Транспортировка стены боковой на склад готовых изделий | - | 4,5 | 1,5 | 0.5 | |
Возвращение мостового крана к складу комплектующих. | - | 0,5 | |||
20,5 |
Определяем время занятости крана при изготовлении одного изделия
мин,
где n – число крановых операций, выполняемых перемещением моста; m – число крановых операций, выполняемых перемещением тележки; liм – путь моста при выполнении i-й операции; liт – путь тележки при выполнении i-й операции; p – общее число крановых операций при изготовлении одного изделия; tiз, tiр – время на загрузку и разгрузку крана при выполнении i-й операции соответственно; Vср.м, Vср.т – средние скорости перемещения моста и тележки соответственно:
|
|
Vср.м = 0,4 Vmaxм; Vср.т = 0,4 Vmaxт;
Vmaxм, Vmaxт – максимальные скорости перемещения моста и тележки, принимаемые по паспортным данным крана.
Определяем необходимое расчетное число мостовых кранов в первом приближении
,
где t – такт выпуска изделий; φк – коэффициент, учитывающий простой крана из-за ремонта, зависящий от режима его работы.
Округляем число кранов в большую сторону до целого К = 1 и определяем коэффициент загрузки крана по времени
,
где - коэффициент загрузки крана по времени;
- расчетное число кранов;
- принятое число кранов.
.
Должно выполняться условие . Данное условие не выполняется. Так как , делаем вывод, что кран недогружен. Необходимо догрузить кран на соседнем участке.
Планировка участка цеха
5.1. Описание цеховой планировки
Технологическая планировка – это специальный чертеж, на котором в виде проекций на горизонтальную плоскость изображены контурные линии всего основного и вспомогательного оборудования, установленного в цехе.
Исходными данными для разработки планировки цеха является маршрутная карта, результаты расчёта поточной линии, чертежи общих видов оборудования.
Для сборочного цеха принимаем пролет (расстояние между осями стен или колонн в поперечном направлении), шириной 18м.
При рабочих местах предусматриваем склады комплектующих с достаточным запасом для обеспечения бесперебойной работы.
При расположении оборудования принимаем следующие расположения:
– от стен или колонн до контура оборудования – 2м;
– от стен или колонн до контура склада, обслуживаемого мостовым краном–1,5м;
– между рабочими местами поперек и вдоль пролета – 2м;
– между рабочим местом и складом – 1,5м;
– между складами – 0,7м.
Каждое рабочее место оборудуем необходимыми устройствами и приспособлениями. В стендах предусмотрим сварочные консоли, а также подвод кислорода и природного газа для газорезки.
Обозначение строительных элементов пролета, основного и вспомогательного технологического оборудования и элементов плана цеха принимаем в соответствии с определёнными стандартами.