Опыт эксплуатации машин показывает, что характерными видами отказов болтовых соединений являются разрушения деталей или их элементов и нарушение стабильности затяжки. Разрушение деталей происходит, как правило, из-за среза витков резьбы, а также из-за разрушения болтов и шпилек по резьбовой части. При статических перегрузках происходит обрыв стержня, срез, изгиб и смятие резьбы на болте и гайке.
Усталостные разрушения, которые составляют 90% всех отказов, характерны для болтов. Потеря сопротивления усталости происходит в результате длительного действия переменных напряжений, превышающих предел выносливости материала . Сопротивление усталости значительно понижается при наличии концентраторов напряжений, связанных с конструктивной формой детали (галтели, резьбы и т.п.) или с дефектами производства (царапины, трещины и пр.).
Диаграмма статистики усталостных разрушений приведена на рис. 10.5. Разрушения происходят по резьбе как по сильному концентратору напряжения. В комбинации с концентрацией нагрузки по нижним виткам это дает 65% всех усталостных разрушений. Разрушение стержня под головкой болта и в месте сбега резьбы также происходит из-за концентрации напряжений.
Рис. 10.5. Статистика усталостных разрушений