ЦЕЛИ:
- дать представление о полезных и вредных привычках;
- побудить к самоанализу, самооценке своего поведения, привычек;
- вырабатывать положительное отношение и стремление к изменению своих
привычек.
МАТЕРИАЛЫ:
- карточки, на которых записаны вредные привычки;
- карточки, на которых записаны полезные привычки.
Тиша благодарит детей за то, что они познакомили его с таким хорошим помощником -
волей. Теперь стало гораздо легче выполнять правила и двигаться вперед на лодочке по реке
Времени.
Затем Тиша спрашивает, нет ли других помощников? Учитель сообщает, что, оказывается, у того, кто все время следует каким-либо правилам и советам, вырабатываются привычки (вредные, если следовать вредным советам, и полезные, если следовать полезным советам). Полезные привычки помогают, как попутный ветер, надувают паруса лодочки, а вредные действуют, как встречный ветер, и мешают движению.
Тиша рассказывает о своем знакомом ежике-второкласснике, который ходит в звериную школу. Он веселый, добрый ежик, но когда зайдешь в его комнату... вещи его разбросаны, валяются где попало, карандаши и ручки покусаны... А когда он начинает рассказывать о чем-нибудь, его очень трудно понять, т.к. у него за каждым словом "выскакивают" слова-паразиты: "ну", "это", "блин", "прикинь".
- Как вы думаете, почему о нем у окружающих складывается неприятное впечатление? (Ответы детей.)
У него сложилось много вредных привычек. А что такое - привычка?
Привычка - это такое действие, которое совершается как бы само собой, автоматически, и человек без него уже с трудом обходится.
Ежик Тиша приглашает ребят на экскурсию в звериную школу, ученики которой -зверята - невоспитанны и имеют много вредных привычек.
Игра "Выставка вредных привычек"
Учитель раздает детям карточки, на каждой из которых записана вредная привычка. Затем дети по очереди показывают пантомимой или жестами эту привычку, а остальные определяют, какая это привычка, и обсуждают, в чем состоит ее вред организму и другим людям. Примерный перечень привычек:
- грызть ногти и разные предметы;
- свистеть;
- слоняться без дела;
- списывать домашние задания;
- подсказывать, выкрикивать с места;
- слишком громко разговаривать;
- употреблять слова-паразиты и т.д.
После этого дети вместе с учителем называют положительные привычки и обсуждают их полезность. На доске закрепляются карточки с описанием этих привычек -"Выставка полезных привычек". Примерный перечень положительных привычек:
- рано вставать, вовремя ложиться спать;
- держать свои вещи в порядке;
- умываться утром, вечером, перед едой;
- делать зарядку, заниматься спортом;
- чистить зубы утром и вечером:
- помогать по дому;
- говорить вежливые слова;
- подумать, а потом говорить;
- самостоятельно, в одно и то же время делать уроки и т.д.
- Как вы думаете, человек рождается с готовыми привычками или они возникают при
жизни, постепенно? (Ответы детей.)
-Привычки формируются при жизни, постепенно. Как это происходит? Посмотрите на рисунки в альбоме, может быть, они вам подскажут, какими путями возникают привычки у человека? (На рисунках изображены попугай и дятел).
1 путь: вы подражаете кому-то, копируете его, повторяете его движения, слова,
поступки. Часто это происходит незаметно от вас самих.
Вы один раз повторяете какое-то действие и вскоре оно закрепляется. Это может происходить случайно (например, покусывание карандаша).
2 путь: вы специально вырабатываете привычку (например, стараетесь всегда утром
делать зарядку).
Задание: и альбоме записать под каждой картинкой, какие привычки у вас возникли первым, а какие - вторым путем.
Отрицательные привычки возникают быстро, незаметно, а потом от них трудно избавиться. Особенно много «сорняков там, где не ухаживают за землей, не заботятся о выращивании культурных растений. Так и в характере человека. Не сформировалась полезная привычка - вместо нее возникает отрицательная.
Например, вместо того, чтобы умываться, плеснули на кончик носа горсть воды и считаете себя умытыми. Со временем такое умывание становится привычкой. Или при чувстве голода, не дожидаясь обеда или ужина "перекусить" на ходу: съесть что-то сладкое.
Если нет привычки разумно и содержательно использовать свое время - возникает привычка бездельничать, подолгу играть на компьютере, в карты...
Вообще, безделье, праздность часто приводят к дурным привычкам. Это благоприятная "почва" для их произрастания.
Задание: нарисовать в альбоме Сад Привычек. Культурные, садовые растения - хорошие, полезные привычки. Сорняки - плохие, вредные привычки.
- У этих сорняков запишите, от каких своих вредных привычек вы хотите избавиться и что
будете для этого делать.
- Какие положительные привычки вы хотите "вырастить" у себя и что вы будете для
этого делать? (Дети делают записи и раскрашивают рисунки.)
Прощание.