ЦЕЛИ:
- дать представление о качествах, выражающих отношение к себе;
- побудить к самоанализу, самооцениванию и самоотношению.
Дети садятся в круг и рассказывают, как они проявляли заботу о близких, что получилось, а что - нет. Звучит "волшебная" музыка, дети находят послание от Держателя Знаний. Что он нам написал? Достанем из конвертов карточки и прочитаем, что на них написано: уверенность в себе, самоуважение, скромность, самостоятельность, вежливость, грубость, настойчивость.
И здесь же две девочки, наверное, это Герда и маленькая разбойница из сказки «Снежная королева».
- Как вы понимаете, что означают эти слова? (Ответы и примеры детей.)
- Да, это качества, описывающие отношение человека к самому себе и к другим людям.
Давайте разложим карточки так, чтобы они относились к Герде или маленькой разбойнице.
Можно вспомнить характеры героинь, зачитав отрывки из сказки.
Продолжим наше путешествие с героями сказки и представим себе лес, где жили разбойники. Обсуждение:
|
|
- Как встретила Герду маленькая разбойница?
- Проявила ли затем сочувствие Герде маленькая разбойница?
- Как Герда относилась к себе?
- Как она относилась к другим людям?
- А маленькая разбойница?
Вопросы девочкам:
- Кого из героинь ты бы выбрала себе в подруги и почему?
Аналогичную работу следует провести с мальчиками на примере героев сказки.
- Как ты относишься к себе?
- Как ты относишься к другим людям?
Работа в альбоме (методика "Лесенка"). Для самооценки берутся такие качества как
щедрость, заботливость, вежливость, отзывчивость.
Учитель: Вы уже немного больше узнали о себе. А как вообще можно узнать о себе, познать
себя? (Рассуждения детей.)
Послушайте отрывок из сказки Д. Биссета "Лягушка в зеркале": Жил на свете щенок. Звали его Роджер. Почти весь день он проводил перед зеркалом.
- Роджер, перестань, пожалуйста, смотреться в зеркало! - говорила ему мама.
Но Роджер ее не слушался.
"Красивый я пес!"-думал Роджер, глядя в зеркало, и вилял хвостом.
В один прекрасный день, когда Роджер убежал играть на улицу, мама сняла со стены зеркало и повесила вместо него пустую раму. А потом позвала из пруда лягушку и попросила ее посидеть в раме, как в зеркале.
Как только Роджер вернулся домой, он первым делом бросился к зеркалу.
Но что он увидел?!
"Нет, нет, не может быть, чтобы это был я!" - подумал Роджер и еще раз глянул в зеркало. О-о, какие противные у него лапы! Совсем как у лягушки. Но он-то не лягушка, он самый красивый пес на свете!
Роджер зажмурился, потом - раз! - и открыл глаза. И опять увидел в зеркале лягушку.
Бедный Роджер!
"Если я лягушка,- подумал он,- я должен пойти на пруд. Буду сидеть на листьях кувшинок и ловить комаров. Конечно, мне бы лучше косточку. Но раз я лягушка..."
|
|
И он побежал по садовой дорожке прямо к пруду, сел на зеленый лист кувшинки и стал ждать. Но он был тяжелый, много тяжелее лягушки, и лист кувшинки стал погружаться вместе с ним в воду. Роджер опускался все глубже и глубже, пока от него не остался один черный носик.
Тут к пруду прискакала лягушка.
- Что ты там делаешь, глупый маленький щенок?- спросила его лягушка.
- Разве я похож на щенка?- удивился Роджер и высунул из воды голову.- На
всамделишного щенка?
- А на кого же еще? Вылезай скорей и посмотри на свое отражение в воде.
Роджер выбрался на берег и глянул на себя в воду...
Вопросы:
- Расскажите, что было вначале и что случилось потом?
- Как щенок вначале относился к себе? Что из этого получилось?
- Понравился вам щенок?
- Придумайте окончание этой истории.
Примечание: в сказке история заканчивается словами - " Ура! Я щенок! - и от счастья он завилял хвостом. Больше он никогда не смотрелся в зеркало."
- О чем можно узнать, глядя на себя в зеркало?
- Если мы не смотрим в зеркало, то как можно узнать о себе?
- Что щенок Роджер пытался узнать о себе, глядя в зеркало?
- Какого человека называют хвастливым, зазнайкой, эгоистом и почему? Приведите
примеры. Какие еще бывают плохие черты характера?
Да, оказывается, как в зеркало, можно вглядываться в других людей и находить ответ на вопрос: "Какой я?". Не все черты нам нравятся в себе. Есть такие, от которых хочется
избавиться.
Упражнение "Изобрази животное".
На карточках написаны названия и состояния, качества животных:
важный индюк, гордый павлин, глупый пингвин, мудрая сова, веселый котенок, скромный щенок, хвастливый лягушонок, неуверенная лошадка, упрямый ослик, неусидчивая обезьянка, трусливый зайчик и т.д. Те, кому достались соответствующие карточки, по очереди изображают их. Все отгадывают, какое было животное и какая характерная черта изображалась. Анализируется точность передачи качеств животных через мимику, жесты, звуки (без слов) и отмечаются те, кто хорошо отгадывал. Можно обсудить, какие повадки животных, раскрывающие их "характер", описаны в сказках. Почему возникают такие выражения: "трусливый, как заяц", "важный, как павлин", "упрямый, как осел"? Какие хорошие, положительные качества были написаны на карточках и о каких животных? А какие - плохие?
- Теперь поднимите карточки с теми качествами, которые есть у вас.
- Все ли качества, которые есть у вас, нравятся вам? (Ответы детей.)
- Напишите в альбоме заголовок "Как я отношусь к себе" и выпишите свои черты, которые
характеризуют отношение к себе и проявляются в поведении.
- У каждого человека есть хорошие и плохие качества. Главное - стараться делать что-то
хорошее, тогда постепенно хороших качеств будет все больше и больше.
После этого организуется игра "Волшебная аптека ". В этой аптеке продаются лекарства от человеческих недостатков. Лекарь-аптекарь продает лекарства и выписывает рецепты. Посетители рассказывают о своем "недуге", то есть отрицательном качестве, от которого они хотели бы избавиться. Лекарь-аптекарь выписывает рецепт и дает лекарство.
Рецепт
Кому |
Диагноз |
Предписано Врач
Посетитель должен "расплатиться": сказать, что он сможет сделать, чтобы проявляюсь противоположное, положительное, качество. Если аптекарь не может дать предписание, учитель обращается к классу за помощью.
Упражнение "Только хорошее".
Дети выстраиваются в ряд. Учитель кидает мяч по очереди каждому из детей и одновременно называет какое-либо качество (аккуратность, нетерпеливость, правдивость...). Ребенок ловит мяч, если ему это качество нравится. Ведущим, почему они были не согласны с теми, кто ловил (или не ловил может быть не только учитель, но и кто-то из детей. В конце игры дети обсуждают, с кем они были не согласны) мяч.
|
|