№
| Сложность
| Вопросы
| Тема
| Ответ А
| Ответ В
| ОтветС
| Ответ D
| Ответ Е
|
|
| Кто впервые употребил термин «философ» в отношении тех, кто стремится к высшей мудрости и добродетельной жизни?
|
| Пифагор
| Платон
| Парменид
| Протогор
| Аристотель
|
|
| Как называется раздел философии, изучающий бытие, его формы, сущность мира, его первооснову?
|
| Онтология
| Гносеология
| Антропология
| Аксиология
| Праскиология
|
|
| Как называется раздел философии, изучающий сущность и природу человека, специфику его бытия?
|
| Антропология
| Этнология
| Социология
| Аксиология
| Праскиология
|
|
| Как называется раздел философии, изучающий познание, его источники и границы?
|
| Гносеология
| Антропология
| Науковедение
| Аксиология
| Праскиология
|
|
| Как называется мировоззрение, отображающее мир в форме рационального знания?
|
| Философия
| Миф
| Религия
| Искусство
| Наука
|
|
| Какая функция философии проявляется в систематизации и обосновании воззрений человека на мир?
|
| Мировоззренческая
| Познавательная
| Методологическая
| Эвристическая
| Критическая
|
|
| В чем состоит сущность философского мировоззрения?
|
| Теоретическая форма мировоззрения, отображающая мир в понятиях и обоснованных знаниях
| Синкретическая форма мировоззрения, отображающая мир в чувственно- наглядном образе
| Форма мировоззрения, разделяющая мир на сверхъестественный и земной и ставящая земной мир в зависимость от божественного
| Синкретическая форма мировоззрения, отображающая мир в художественном образе
| Форма мировоззрения, отображающая мир в эмпирических знаниях
|
|
| Что является предметом философии?
|
| Мир как целостность, место человека в мире, его отношение к миру
| Структуру различных областей природы, их свойства
| Специфику и структуру живых организмов
| Психика человека, ее механизмы
| Экономика и факторы ее роста
|
|
| Что является общим для философии и науки?
|
| Рационально логические методы исследования
| Экзистенциальная направленность знания
| Проверяемость знания опытным путем
| Практическая полезность знания
| Эссенциальная направленность знания
|
|
| Кто сформулировал «основной вопрос философии» как вопрос об отношении мышления к бытию?
|
| Ф.Энгельс
| Платон
| Аристотель
| Г.Гегель
| А.Камю
|
|
| Какое направление в философии утверждает независимое существование друг от друга материи и духа?
|
| Дуализм
| Идеализм
| Материализм
| Гилозоизм
| Агностицизм
|
|
| Как называется учение, считающее сознание свойством всей материи, в том числе и неживой?
|
| Гилозоизм
| Агностицизм
| Материализм
| Идеализм
| Солипсизм
|
|
| Какое направление в философии рассматривает материю как комплекс ощущений человека?
|
| Субъективный идеализм
| Объективный идеализм
| Трансцендентальный идеализм
| Пантеизм
| Спиритуализм
|
|
| Какое направление в философии считает, что идея существует вне сознания человека?
|
| Объективный идеализм
| Субъективный идеализм
| Пантеизм
| Гилозоизм
| Агностицизм
|
|
| Что такое диалектика как философский метод?
|
| рассматривает мир в изменении и развитии
| рассматривает мир как нечто неизменное и неподвижное
| отрицает развитие мира и его изменения
| сводит развитие к механическим изменениям
| рассматривает только количественные изменения
|
|
| Что такое метафизика как философский метод?
|
| Рассматривает мир как нечто неизменное и неподвижное
| Рассматривает мир в изменении и развитии
| Сводит развитие к качественным изменениям
| Рассматривает противоречия как источник развития
| Рассматривает развитие как поступательное движение от низшего к высшему
|
|
| В каком памятнике письменности излагается концепция самсары и кармы?
|
| Упанишады
| Типитака
| Лесные книги
| Махабхарата
| Рамаяна
|
|
| Какое направление древнеиндийской философии рассматривает пракрити и пуруши как самостоятельные субстанции?
|
| Санкхья
| Вайшишека
| Миманса
| Веданта
| Лакоята
|
|
| Как называется круговорот жизни, бесконечный переход из одной жизни в другую?
|
| Самсара
| Карма
| Майя
| Атман
| Дхарма
|
|
| Чем определяется самсара, переход из одной жизни в другую?
|
| Карма
| Дхарма
| Самсара
| Майя
| Атман
|
|
| Кто является автором «Лунь юй»?
|
| Конфуций
| Лао-цзы
| Мэн-цзы
| Сюнь-цзы
| Ян Чжу
|
|
| Какой памятник китайской письменности оказал влияние на китайскую философию?
|
| «Книга перемен»
| «Книга о Дао и дэ»
| «Лецзы»
| «Чжуанцзы»
| «Лунь юй»
|
|
| Кому приписывается авторство «Дао дэ цзин»?
|
| Лао-цзы
| Мэн-цзы
| Сюнь-цзы
| Ян Чжу
| Конфуций
|
|
| В каком понятии Конфуций выразил человеколюбие и гуманность?
|
| Жэнь
| Ли
| Синь
| Дао
| Чжи
|
|
| Какое направление древнекитайской философии считает принудительную силу закона первоосновой стабильности и порядка общества?
|
| Легизм
| Моизм
| Школ имен
| Даосизм
| Конфуцианство
|
|
| Сущность какого учения выражает это высказывание: «Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения»?
|
| Буддизм
| Веданта
| Чарвака
| Локаята
| Санкхья
|
|
| В чем состоит сущность учения Конфуция об «исправлении имен»?
|
| «Государь должен быть государем, сановник- сановником, отец - отцом, сын - сыном»
| «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо»
| «Не делай другому того, чего не желаешь себе»
| «Безмятежность и отсутствие страданий суть удовольствия покоя»
| «Наслаждение есть начало и конец блаженной жизни»
|
|
| В чем состоит сущность понятия нирваны?
|
| Состояние полной погруженности человека в свой внутренний мир, отрешенность от мира вещей
| Бесконечная цепь перерождений, перехода из одной жизни в другую
| Искусство дыхательных упражнений и управление телом
| Состояние полной погруженности человека в мир вещей
| Мировой закон, управляющий всем сущим
|
|
| В чем буддизм видит причину страданий человека?
|
| Желания, жажда бытия, страсти, влечения
| Стремление человека к постижению Бога
| Стремление человека встать на «путь богов»
| Стремление человека к нравственности
| Стремление человека к достижению нирваны
|
|
| Какой путь освобождения от страданий предлагает буддизм?
|
| «Для достижения спасения необходимо достигнуть состояния угасания или исчезновения»
| «Не делай человеку того, чего не желаешь себе»
| «Не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим не повелевать»
| «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо»
| «Наслаждение есть начало и конец блаженной жизни»
|
|
| В чем состоит дуализм джайнизма в понимании бытия?
|
| Мир состоит из неживого, основу, которой составляет материя и живого, основу которой составляет душа
| Мир состоит из двух начал: пракрити и пуруша
| Основу мира составляют субъективное начало Атман объективное начало -Брахман
| Мир состоит из естественного и божественного
| Мир включает в себя вечное, неизменное и преходящее, изменчивое
|
|
| В чем чарваки усматривали первоначало мира?
|
| Земля, вода, воздух, огонь
| Пракрити, пуруша, атман, дхарма
| Джива, аджива, майя, мокша
| Дхарма, джива, майя, огонь
| Воздух, аджива, майя, мокша
|
|
| Кто рассматривает философию как «науку всех наук»?
|
| Аристотель
| Пифогор
| Платон
| Парменид
| Протогор
|
|
| Что отличает древнегреческую философию от древневосточной философии?
|
| Онтологизм и космоцентризм
| Социоцентризм
| Антропоценризм
| Теоценризм
| Иррационализм
|
|
| Кто в древнегреческой философии ввел проблему и понятие бытия?
|
| Парменид
| Гераклит
| Анаксимандр
| Фалес
| Демокрит
|
|
| В каком понятии Парменид отобразил вечное, единое, неизменное и постижимое разумом?
|
| Бытие
| Первоначало
| Природа
| Космос
| Логос
|
|
| Каким понятием Платон обозначил вечное, единое, неизменное и постижимое разумом?
|
| Идея
| Первоначало
| Природа
| Космос
| Логос
|
|
| Сущность учения каких философов выражает высказывание: «человек- мера всех вещей»?
|
| Софистов
| Стоиков
| Киников
| Эпикурейцев
| Скептиков
|
|
| Кто в древнегреческой философии ввел понятие материи?
|
| Платон
| Аристотель
| Демокрит
| Парменид
| Фалес
|
|
| Кто в древнегреческой философии рассматривал материю как возможность бытия вещей, а форму как их сущность?
|
| Аристотель
| Платон
| Демокрит
| Парменид
| Ксенофан
|
|
| Кто в древнегреческой философии считал, что знание есть добродетель и причиной зла является незнание добра?
|
| Сократ
| Протогор
| Горгий
| Аристотель
| Платон
|
|
| В чем Демокрит усматривает первооснову природы?
|
| «Начало Вселенной- атом и пустота, все же остальное существует лишь во мнении»
| «Идеи пребывают в природе как в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия»
| «Начало всего является беспредельное время»
| «Этот космос один и тот же для всех, не создан никем из богов, ни из людей, но он был и будет вечно живым огнем»
| «Человек- мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют»
|
|
| В чем Платон видел первопричину и сущность вещей?
|
| «Идеи пребывают в природе как в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия»
| «Начало всего является беспредельное время»
| «Начало Вселенной- атом и пустота, все же остальное существует лишь во мнении»
| «Человек- мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют»
| «Этот космос один и тот же для всех, не создан никем из богов, ни из людей, но он был и будет вечно живым огнем»
|
|
| Какие причины бытия вещей выделяет Аристотель?
|
| Форма, материя, действующая причина, целевая причина
| Огонь, действующая причина, целевая причина, апейрон
| Вода, форма, действующая причина, целевая причина.
| Воздух, форма, апейрон, действующая причина
| Земля, действующая причина, целевая причина, форма
|
|
| За что Аристотель критикует теорию идей Платона?
|
| За приписывание идеям самостоятельного существования, за удвоение мира
| За диалектический подход в рассмотрении идей
| За рационализм в понимании сущность идей
| За материалистическое рассмотрение телесности вещей
| За заимствование достижений предшествующей философии
|
|
| В чем состоит сущность идеализма Платона?
|
| Идеи - причина и сущность вещей, вещи- тень идеи и суть их подобия
| Сущностью вещей является материя
| Сущностью идей являются их физические свойства
| Бытие вещам придает сознание человека, которые есть «мера всех вещей»
| Сущностью идей является их свойства пространства
|
|
| В чем состоит сущность диалектики Гераклита?
|
| «Все течет, все изменяется», «одно и тоже в нас -живое и мертвое, молодое и старое»
| «Бытие едино и неподвижно»
| «Душа- нечто самодвижущееся, а все самодвижущеесябессмерно»
| «Нельзя не то чтобы дважды войти в ту же самую реку, но это сделать и один раз»
| «Движения нет, множественности нет»
|
|
| Какое понятие сущности дает Аристотель?
|
| Сущность -это то в предметах, что вечно, едино, неизменно и познаваемо разумом
| Сущность - это то вечное и неделимое, что существует вне вещай
| Сущность - это материя, субстрат, из которых состоят вещи
| Сущность - это то идеи, которые, являясь причиной вещей, существуют вне вещей
| Сущность - это форма, которую вещам придает человек
|
|
| В чем Сократ видит сущность человека?
|
| Человек - нравственное существо, знающее, что такое добро и зло
| Человек есть общественное животное
| Человек - это микрокосмос
| «Человек- мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют»
| Человек есть политическое существо
|
|
| На учение, каких античных философов опиралась средневековая философия Западной Европы?
|
| Платон
Аристотель
| Сократ
Платон
| Аристотель
Эпикур
| Платон
Диоген
| Демокрит
Гераклит
|
|
| Кто из христианских философов считал, что вера выше разума?
|
| Августин Блаженный
| Пьер Абеляр
| Росцеллин
| Беренгар
| Гильом из Шампо
|
|
| Кто из христианских философов считал, что разум выше веры?
|
| Пьер Абеляр
| Августин Блаженный
| Фома Аквинский
| Ансельм Кентерберийский
| Тертуллиан
|
|
| Какая проблема стала предметом спора между реалистами и номиналистами?
|
| Проблема универсалий
| Проблема бытия материального мира
| Проблема познаваемости природы
| Проблема бытия человека
| Проблема бытия ценностей
|
|
| Какая идея стала основой средневековой онтологии?
|
| Идея творения
| Идея откровения
| Идея примата материи над сознанием
| Идея примата субъективности
| Идея фатализма
|
|
| Какая идея стала основой средневековой гносеологии?
|
| Идея откровения
| Идея творения
| Идея фатализма
| Идея провиденциализма
| Идея детерминизма
|
|
| Как называется учение «отцов церкви» 2-6 в.в., согласные со Священным Писанием и признанные церковью?
|
| Патристика
| Схоластика
| Символизм
| Мистицизм
| Неоплатонизм
|
|
| Как называется направление в схоластике, считающее, что подлинной реальностью обладают только общие понятия?
|
| Реализм
| Номинализм
| Неоплатонизм
| Символизм
| Мистицизм
|
|
| Как называется направление в схоластике, утверждающее, что универсалии не существуют самостоятельно?
|
| Номинализм
| Неоплатонизм
| Символизм
| Мистицизм
| Реализм
|
|
| Что, согласно Августину Блаженному, источником добра?
|
| Вера
| Разум
| Вера и разум
| Свободная воля
| Интуиция
|
|
| Что, согласно Августину Блаженному, источником зла?
|
| Разум
| Вера и разум
| Вера
| Бог
| Церковь
|
|
| Кто из схоластов считал, что универсалии существуют в вещах, в сознании человека, в божественном разуме?
|
| Фома Аквинский
| Пъер Абеляр
| Росцеллин
| Ансельм Кентерберийский
| Тертуллиан
|
|
| Кто из схоластов являлся номиналистом?
|
| Пъер Абеляр
| Ансельм Кентерберийский
| Тертуллиан
| Фома Аквинский
| Альберт Великий
|
|
| Кто из схоластов являлся реалистом?
|
| Фома Аквинский
| Пъер Абеляр
| Росцеллин
| Беренгар
| Боэций
|
|
| Какая черта была характерна средневековой философии?
|
| Теоцентризм
| Антропоцентризм
| Природоцентризм
| Социоцентризм
| Пантеизм
|
|
| Какие задачи философия ставила перед собой в средние века?
|
| Рациональное объяснение догматов религии на основе толкования Священных Писания
| Разработка философской картины мира
| Теоретическая разработка проблемы познавательной деятельности
| Обоснование естественных законов бытия природы
| Создание художественной картины мира
|
|
| Что является предметом схоластики?
|
| Соотношение единого и общего, соотношение веры и разума
| Соотношение единого и многого в природе вещей
| Соотношение опыта и разума в познании
| Соотношение материального и духовного в жизни общества
| Соотношение культуры и природы
|
|
| Какие задачи стояли перед патристикой?
|
| Осуществление синтеза христианского учения с античной философией
| Разработка рациональных методов постижения Бога
| Обоснование решающей роли философии в культуре средних веков
| Обоснование ценности античной философии в культуре средних веков
| Обоснование приоритета философии над теологией
|
|
| Какой статус приобрела философия в средние века?
|
| Философия - служанка теологии
| Философия - «наука всех наук»
| Философия - критическая совесть эпохи
| Философия - квинтэссенция своего времени
| Философия - духовная основа
культуры
|
|
| Кого из арабских философов называли «Вторым учителем»?
|
| Аль Фараби
| Ибн Сина
| Аль Газали
| Аль Кинди
| Ибн Рушд
|
|
| Кто из арабских философов считал, что универсалии существуют в вещах, в сознании человека, в божественном разуме?
|
| Ибн Сина
| Аль Газали
| Аль Кинди
| Ибн Рушд
| Аль Фараби
|
|
| Кто является автором работы «О жителях добродетельного города»?
|
| Аль Фараби
| Ибн Сина
| Аль Газали
| Аль Кинди
| Ибн Рушд
|
|
| Кто является автором работы «Опровержение опровержения»?
|
| Ибн Рушд
| Аль Фараби
| Ибн Сина
| Аль Газали
| Аль Кинди
|
|
| Кто является представителем суфийской философии?
|
| Аль Газали
| Аль Кинди
| Ибн Рушд
| Аль Фараби
| Ибн Сина
|
|
| Как называлась арабская философия, опирающаяся на учение Аристотеля?
|
| Восточный перипатетизм
| Восточный рационализм
| Восточный мистицизм
| Восточный символизм
| Восточный иррационализм
|
|
| Учение какого арабского философа подверг критике Ф.Аквинский?
|
| Ибн Рушд
| Ибн Сина
| Аль Газали
| Аль Фараби
| Аль Кинди
|
|
| Что общего между средневековой философией Арабского Востока и Западной Европы?
|
| Теоцентризм и креационизм
| Антропоцентризм
| Социоцентризм
| Рационализм
| Пантеизм
|
|
| Кто является учения о двойственной истине?
|
| Ибн Рушд
| Аль Фараби
| Ибн Сина
| Аль Газали
| Аль Кинди
|
|
| Учение какого арабского философа было известно в Европе как аверроизм?
|
| Ибн Рушд
| Аль Фараби
| Ибн Сина
| Аль Газали
| Аль Кинди
|
|
| Какая религия оказала влияние на содержание и специфику арабской философии?
|
| Ислам
| Христианство
| Буддизм
| Иудаизм
| Язычество
|
|
| Кто из арабских философов считал, что интуиция- источник знания?
|
| Аль Газали
| Ибн Сина
| Аль Кинди
| Ибн Рушд
| Аль Фараби
|
|
| Что общего между средневековой философией Европы и Арабского Востока?
|
| Религиозный характер и теоцентризм
| Эстетический подход в осмыслении человека
| Научная трактовка сущности Бога
| Господство рационализма и логических методов познания
| Синкретический характер средневекового мировоззрения
|
|
| В чем состоит сущность аверроизма?
|
| Обоснование рационализма и познавательной ценности философии
| Обоснование суфиийского понимания Бога и человека
| Толкование Священных текстов в духе неоплатонизма
| Обоснование концепции диалектического развития общества
| Толкование Священных текстов в духе стоицизма
|
|
| В чем состоит сущность суфийского понимания творения мира Богом?
|
| Творениие мира Богом выводится из желания Бога проявить свою скрытую сущность через сотворенный мир
| Творение мира Богом не имеет причин и является актом божественной воли
| Творение вещей выводится из естественных причин природы
| Творение вещей выводится из божественного разума
| Бог творит мир вещей из материи, существующая извечно
|
|
| Какое понятие эманации дает Аль Фараби?
|
| Это процесс творения мира посредством истечения бытия мира из бытия Первого Сущего
| Это процесс творения мира богом из материи
| «Сотворение есть приведение вещи из потенциального бытия в актуальное»
| Мир создан во времени Богом по своей воле
| «Бог непрерывно творит эти субстанции (мелкие неделимых частей), когда он хочет»
|
|
| В чем состоит сущность фатализма в понимании человека мусульманскими теологами?
|
| Аллах абсолютно предопределил бытие человека и потому свободной волей он не имеет
| Человек абсолютно свободен в своих действиях
| Поведение человека задано природой человека
| Поведение человека задано нормами, установленные обществом
| Поведение человека задано его ценностными установками
|
|
| В чем суфизм видел смысл бытия человека?
|
| Единение с Богом посредством самосовершенствования человек
| Рациональное познание божественной сущности
| Рациональное познание природы вещей
| Осуществление практических задач
| Реализация своих собственных интересов
|
|
| В чем состоит сущность «добродетельного города»?
|
| Идеальное общество призвано создать условия для свободного выбора, который позволит человеку стать счастливым
| Это общество основу, которого составляет сильная политическая власть
| Это общество основу, которого составляет высокий уровень экономики
| Это общество основу, которого составляет социальная конкуренция социальных статусов
| Это общество, создающее условия для реализации естественных прав человека
|
|
| Как Аль Газали решает вопрос о соотношении веры и разума?
|
| Вера выше разума и не нуждается в доказательствах
| Разум выше веры, нуждающаяся в доказательствах
| Вера абсолютна чужда разуму
| Вера и разум исключают друг друга
| Вера и разум никак не взаимосвязаны
|
|
| За что учение Ибн Рушда было отвергнуто мусульманскими теологами?
|
| За отрицание бессмертия души человека
| За идею сотворения мира Аллахом
| За принижение статуса философии
| За возвышение роли теологии
| За идею фатальности жизни человека
|
|
| Какую черту античной культуры возрождала философия 15-16 в.в.?
|
| Гуманизм
| Гилозоизм
| Релятивизм
| Дуализм
| Монизм
|
|
| Как называется учение, считающее, что Бог сливается с природой, что природа есть Бог в вещах?
|
| Пантеизм
| Гилозоизм
| Релятивизм
| Дуализм
| Монизм
|
|
| Какая форма культуры оказала решающее влияние на антропоцентризм гуманизм философии Возрождения?
|
| Искусство
| Религия
| Наука
| Техника
| Этика
|
|
| Кто автор работы «О бесконечности, вселенной и мирах»?
|
| Джордано Бруно
| Н.Кузанский
| Б.Паскаль
| Парацельс
| Н.Коперник
|
|
| Какое открытие Н.Коперника стало основой пантеизма?
|
| Гелиоцентричес
кая система
| Геоцентическая система
| Принцип самосохранения
| Вращение планет вокруг солнца зависит от их расстояния от него
| Зависимость скорости движения тел от их массы
|
|
| Как называется процесс освобождения общества и культуры от господства религии и церкви?
|
| Секуляризация
| Реформация
| Возрождение
| Политизация
| Социализация
|
|
| Кто является автором работы «Опыты», в которой выражен скептицизм в отношении антропоцентризма?
|
| М.Монтень
| Б.Паскаль
| Мартин Лютер
| Н.Кузанский
| Джордано Бруно
|
|
| Кто в объяснении природы придерживался пантеизма?
|
| Джордано Бруно
| Ф.Аквинский
| М.Лютер
| Ж.Кальвин
| У.Цвингли
|
|
| Кто первым в эпоху Возрождения выдвинул идею о бесконечности?
|
| Н.Кузанский
| Ф.Аквинский
| М.Лютер
| Ж.Кальвин
| У.Цвингли
|
|
| В какой работе Ф.Бэкон излагает учение о методе?
|
| «Новый органон»
| «О мудрости древних»
| «Новая Атлантида»
| «О небе»
| «История жизни и смерти»
|
|
| В какой работе Б.Спиноза излагает учение о субстанции?
|
| «Этика»
| «Метафизические мысли»
| «Основы философии Декарта…»
| «Богословско- политический трактат»
| «Краткий трактат о Боге, человеке…»
|
|
| Кто считал, что естественному состоянию общества свойственно «Война всех против всех»?
|
| Т.Гоббс
| Д.Юм
| Д.Беркли
| Р.Декарт
| Ф.Бэкон
|
|
| Кто является автором работы «Система природы»?
|
| П.Гольбах
| Т.Гоббс
| Д.Дидро
| Ш.Монтескье
| Ламетри
|
|
| Кто из просветителей обосновал принцип географического детерминизма?
|
| Ш.Монтескье
| П.Гольбах
| Т.Гоббс
| Д.Дидро
| И. Гердер
|
|
| Кому принадлежит высказывание «Я мыслю, следовательно, существую»?
|
| Р.Декарт
| Ф.Бэкон
| Ш.Монтескье
| П.Гольбах
| Т.Гоббс
|
|
| Кто разработал в работе «Новый органон» индуктивный метод познания?
|
| Ф.Бэкон
| Р.Декарт
| Ш.Монтескье
| П.Гольбах
| Т.Гоббс
|
|
| Как называется учение, считающее источником и критерием знания разум?
|
| Рационализм
| Эмпиризм
| Сенсуализм
| Агностицизм
| Скептицизм
|
|
| Как называется учение, считающее источником и критерием знания опыт?
|
| Эмпиризм
| Рационализм
| Релятивизм
| Агностицизм
| Скептицизм
|
|
| Как называется учение, считающее источником знания чувства?
|
| Сенсуализм
| Рационализм
| Релятивизм
| Агностицизм
| Скептицизм
|
|
| К какому направлению относится гносеология Р.Декарта?
|
| Рационализм
| Эмпиризм
| Сенсуализм
| Агностицизм
| Скептицизм
|
|
| В чем Ф.Бэкон видит значение науки?
|
| Наука -средство установления господства человека над природой
| Наука- средство преобразования общества на началах разума
| Наука - средство воспитания и развития человека
| Наука - цель сама по себе и стремится к познанию природы ради знания
| Наука - единственный путь постижения Бога
|
|
| Какое понятие субстанции дает Б.Спиноза?
|
| Субстанция - это то, что является причиной самой себя, существует через само себя
| Субстанция - это то, что сотворено Богом
| Субстанция - это то, что создается человеком
| Субстанция - это то, что существует в зависимости от чего- то другого и определяется им
| Субстанция –это то, что обусловлено жизнедеятельностью общества
|
|
| Какое понятие субстанции дает Г.Лейбниц?
|
| Субстанция - это самостоятельно существующие монады
| Субстанция - это то, что сотворено Богом
| Субстанция - это то, что создается человеком
| Субстанция - это то, что существует в зависимости от чего- то другого и определяется им
| Субстанция –это то, что обусловлено жизнедеятельностью общества
|
|
| Что составляет по Г.Лейбницу сущность монад?
|
| Деятельность как непрерывная смена внутренних состояний монад
| Протяжение в пространстве, делимость до бесконечности
| Протяжение во времени и ее дискретность
| Материально - вещественный процесс
| Взаимодействие и взаимосвязь монад
|
|
| Чем характеризуется по Т.Гобссу естественное состояние общества?
|
| «Война всех против всех»
| Равнодушие и апатия всех членов общества
| Взаимодействие и взаимопомощь всех, которые от природы эгоисты
| Мир и согласие между всеми людьми, которые от природы эгоисты
| Сотрудничество всех во имя общественного блага
|
|
| Как рассматривали вопрос о происхождении государства Д.Локк и Т.Гоббс?
|
| Государство - результат сознательного заключения общественного договора
| Государство - результат господства сильных над слабыми
| Государство - результат естественного стремления людей к объединению
| Государство - продукт божественного творения
| Государство - результат естественного развития
|
|
| Какой тип детерминации обосновали французские материалисты 18 в.?
|
| Географический детерминизм
| Механический детерминизм
| Биологический детерминизм
| Диалектический детерминизм
| Индетерминизм
|
|
| В какой работе И.Кант излагает свою теорию познания?
|
| «Критика чистого разума»
| «Критика практического разума»
| «Всеобщая естественная история и теория неба»
| «Антропология с прагматической точки зрения»
| «Критика способности суждения»
|
|
| В какой работе Г.В.Ф.Гегель разрабатывает учение о развитии, категории и законы диалектики?
|
| «Наука логики»
| «Система нравственности»
| «Феноменология духа»
| «Философия природы»
| «Философия духа»
|
|
| Кто является автором работы «Сущность христианства», в которой дается рационализированная критика религии?
|
| Л.Фейербах
| И.Кант
| К.Маркс
| Г.В.Ф.Гегель
| И.Фихте
|
|
| К какому направлению относится философия Г.В.Ф.Гегеля?
|
| Объективный идеализм
| Субъективный идеализм
| Эмпиризм
| Метафизический материализм
| Сенсуализм
|
|
| Как называется философия Л.Фейербаха?
|
| Антропологический материализм
| Объективный идеализм
| Субъективный идеализм
| Транцендентальный идеализм
| Пантеизм
|
|
| Что Г.В.Ф.Гегель считал источником развития?
|
| Противоречия
| Человеческий разум
| Божественный разум
| Естественные законы
| Деятельность человека
|
|
| Что И.Кант в человеке относил к эмпирическому уровню?
|
| Индивидуально - психологические особенности человека
| Рациональные способности человека
| Логические понятия
| Способности, данные человеку Богом
| Врожденные идеи
|
|
| Как И.Кант называет свою философию?
|
| Транцендентальная
| Идеализм
| Материализм
| Метафизическая
| Диалектическая
|
|
| В каком законе Г.В.Ф.Гегель отобразил механизм развития?
|
| Закон перехода количественных изменений в качественные
| Закон самосохранения
| Закон сохранения энергии и массы
| Закон единства и борьбы противоположностей
| Закон отрицания отрицания
|
|
| В каком законе Г.В.Ф.Гегель отобразил направленность развития?
|
| Закон отрицания отрицания
| Закон перехода количественных изменений в качественные
| Закон самосохранения
| Закон сохранения энергии и массы
| Закон единства и борьбы противоположностей
|
|
| Что И.Кант относит к априорным формам знания?
|
| Пространство и время, понятия
| Понятия
| Пространство и понятия
| Время и понятия
| Опыт
|
|
| Как И.Кант называет приобретенные знания от предшествующего познания?
|
| Априорные знания
| Опытные знания
| Врожденные знания
| Знание данные Богом
| Интуитивные знания
|
|
| В чем состоит значение диалектики Г.В.Ф.Гегеля?
|
| Диалектика - метод и теория познания
| Диалектика - искусство диалога
| Диалектика - искусство дедукции
| Диалектика - искусство индукции
| Диалектика - диалог культур
|
|
| Какое понятие является исходной в системе Г.Гегеля?
|
| Абсолютная идея
| Природа
| Бог
| Субстанция
| Бытие
|
|
| Какое определение познанию дает И.Кант?
|
| Познание - активная деятельность субъекта по конструированию предмета познания, протекающая по своим собственным законам
| Познание – это усмотрение истины, изначально данная разуму
| Познание – это созерцание, обусловленное предметом познания
| Познание - это припоминание идеями своего пребывания в мире идей
| Познание - это божественное откровение
|
|
| В чем состоит сущность категорического императива?
|
| «Только человек, а вместе с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе»
| Поступай всегда в соответствии со своими интересами
| Поступай так как поступают другие
| Используй другое разумное существо для достижения своих целей
| Поступай всегда в соответствии со своими чувственными склонностями
|
|
| В чем состоит сущность коперниканского переворота, совершенный И.Кантом в философии?
|
| И.Кант рассматривает познание как активную творческую деятельность, обусловленную структурой и способностями познающего субъекта
| И.Кант первым рассматривает проблему нравственной свободы
| И.Кант первым поставил вопрос о познаваемости природы
| И.Кант первым анализирует роль науки в познании природы
| И.Кант первым анализирует религию
|
|
| Какое понятие Г.В.Ф.Гегель дает абсолютной идеи?
|
| Абсолютная идея- это мышление, объективная реальность, существующая независимо от человека
| Абсолютная идея- это субъективная реальность, существующая в мышлении человека
| Абсолютная идея- это субъективная реальность, существующая в форме художественного образа
| Абсолютная идея- это субъективная реальность, существующая в форме религиозных представлений
| Абсолютная идея- это мышление человека, осуществляющее эмпирическое познание
|
|
| Какое понятие Г.В.Ф.Гегель дает мышлению?
|
| Мышление - это во-1-х, объективная сущность, во-2-х, субъективная деятельность,в-3-х, первоисточник всего сущего
| Мышление - это субъективная реальность
| Мышление - это субъективная реальность, существующая в форме художественного образа
| Мышление - это субъективная реальность, существующая в форме религиозных представлений
| Мышление - это мышление человека, осуществляющее эмпирическое познание
|
|
| В чем состоит сущность антропологического материализма Л.Фейербаха?
|
| Рассмотрение человека не как творения бога, а как высшего продукта природы
| Рассмотрение человека как продукта общественных отношений
| Рассмотрение человека как продукта развития культуры
| Рассмотрение человека как продукта развития цивилизации
| Рассмотрение человека как продукта божественного творения
|
|
| Кто в немецкой классической философии является родоначальником диалектики?
|
| И.Кант
| Г.В.Гегель
| Г.Фихте
| Гердер
| Л.Фейербах
|
|
| Как К.Маркс определяет сущность человека?
|
| «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку…Она есть совокупность всех общественных отношений»
| «Только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе»
| Человек- «образ и подобие бога», царь природы, венец творения
| «Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та самая основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы»
| «Я мыслю, следовательно существую. Нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит»
|
|
| Какое место К.Маркс отводит практике?
|
| Практика исходно и первична по отношению ко всему духовному миру, ко всей культуре
| Практика вторична по отношению ко всему духовному миру, ко всей культуре
| Практик а и духовный мир не зависят друг от друга
| Практика и духовный мир взаимодействуют на равноправной основе
| Практика детерминирована характером и содержанием духовной культуры
|
|
| Как К.Маркс решает вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания?
|
| Общественное бытие определяет общественное сознание
| Общественное бытие определяется общественным сознанием
| Общественное бытие и общественное сознание не зависят друг от друга
| Общественное бытие и общественное сознание исключают друг друга
| Общественное бытие и общественное сознание равнозначны во взаимодействии
|
|
| Как К.Маркс определяет сознание?
|
| «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову человека и преобразованное в ней»
| сознание есть нейрофизиологический процесс
| Сознание есть духовная сущность, существующая независимо от материального
| Сознание есть духовная сущность, существующая независимо от человека
| Сознание есть проявление божественной сущности, существующая по ту сторону мира
|
|
| В чем состоит сущность иррационализма?
|
| Направление в философии, делающей основой миропонимания нечто, недоступное разуму
| Направление в философии, делающей основой миропонимания разум
| Направление в философии, считающее, что мир можно познать опытным путем
| Направление в философии, считающее, что мир можно познать в синтезе опыта и разума
| Направление в философии, считающее, что мир можно познать только научным методом
|
|
| Какое понятие воли дает А.Шопенгауэр?
|
| Воля - это абсолютное хотение, не имеющая причины, объекта, цели, данная сразу, целиком, едина, неделима, направленная на себя
| Воля - это, осознанное и направляемое разумом, хотение на достижение цели
| Воля - это духовный опыт человека, ориентирующий его в мире вещей и культуры
| Воля - это биологический механизм, лежащий в основе самосохранения человека
| Воля - это осознаваемые разумом нормы морали, определяющие социальное поведение людей
|
|
| В чем состоит пессимизм философии А.Шопенгауэра?
|
| Наш мир есть наихудший из всех возможных миров, в котором живет страдающий человек
| Наш мир есть наилучший из всех возможных миров
| Мир, в котором живет человек, развивается от низших ступеней к высшим
| Мир, в котором живет человек, разумен и упорядочен
| Мир, в котором живет человек, существует ради удовлетворения его потребностей
|
|
| В чем состоит сущность этики фатализма А.Шопенгауэра?
|
| Поведение человека обусловлено волей, которая формирует его характер, над которым он не властен
| Человек есть разумное существо, мораль которого обусловлено его разумом
| Поведение человека ни от чего не зависит и потому произвольно
| Человек есть нравственное существо, поведение которого вытекает из знания добра и зла
| Поведение человека обусловлено божественными установлениями
|
|
| В чем состоит сущность позитивизма?
|
| Направление в философии, считающее, что позитивное знание есть результат частных наук и их синтеза. Философия не способна его дать
| Направление в философии, считающее, что философия вырабатывает позитивное знание, а наука не имеет значения
| Направление в философии, считающее, что наука должна подчиниться философии
| Направление в философии, считающее, что философия и наука имеют ценность при условии успешного решения задач практики
| Направление в философии, считающее, что философия и наука в синтезе должны исследовать сущность вещей
|
|
| Что означает в позитивизме принцип верификации?
|
| Достоверность знания проверяется опытным путем
| Знание на достоверность проверяется рациональными методами
| Знание на достоверность проверяется интуицией
| Знание на достоверность проверяется логической согласованностью
| Знание на достоверность проверяется философскими методами
|
|
| В чем С.Кьеркегор видит сущность человека?
|
| Человек есть индивидуальное бытие, основу которого составляет выбор человеком самого себя, своего уникального Я, переживание человеком своего бытия
| Человек есть высший продукт природы, которая обусловила его духовный мир
| Человек есть общественное существо, духовный мир которого обусловлен социальными отношениями
| Человек есть разумное существо, рациональность которого определяет его существование
| Человек есть образ и подобие бога, который предопределяет его жизнь
|
|
| Какие три стадии развития человека выделяет С.Кьеркегор?
|
| Эстетическая, этическая, религиозная
| Теологическая, эстетическая, чувственная
| Эстетическая, чувственная, метафизическая
| Теологическая, эстетическая, животная
| Этическая, религиозная, растительная
|
|
| Кто разработал учение о «сверхчеловеке»?
|
| Ф.Ницше
| А.Шопенгауэр
| О.Конт
| С.Кьеркегор
| З.Фрейд
|
|
| К какому направлению в философии относится учение А.Шопенгауэр, Ф.Ницше?
|
| Философия жизни
| Прагматизм
| Позитивизм
| Материализм
| Экзистенциализм
|
|
| Какое направление отрицает необходимость и познавательную ценность философии?
|
| Позитивизм
| Материализм
| Экзистенциализм
| Философия жизни
| Прагматизм
|
|
| Кто считал, что «воля к жизни» есть основа к жизни?
|
| А.Шопенгауэр
| Ф.Ницше
| О.Конт
| К.Маркс
| В.Дильтей
|
|
| Кто считал, что «воля к власти» есть основа к жизни?
|
| Ф.Ницше
| О.Конт
| К.Маркс
| А.Шопенгауэр
| В.Дильтей
|
|
| Кто разработал теорию отчужденного труда?
|
| К.Маркс
| К.Каутский
| Э.Бернштейн
| В.Дильтей
| С.Кьеркегор
|
|
| Кто в европейской философии разработал материалистическую концепцию истории?
|
| К.Маркс
| О.Конт
| А.Шопенгауэр
| В.Дильтей
| Г.Гегель
|
|
| Какое направление в европейской философии ввело принцип верификации?
|
| Позитивизм
| Материализм
| Экзистенциализм
| Философия жизни
| Прагматиз м
|
|
| В какой работе К.Маркс теорию отчужденного труда?
|
| «Экономическо- философские рукописи 1844 г.»
| «Тезисы о Фейербахе»
| «Немецкая идеология»
| «Нищета философия»
| «Диалектика природы»
|
|
| Кто в европейской философии рассматривал человека как совокупность общественных отношений?
|
| К.Маркс
| О.Конт
| А.Шопенгауэр
| В.Дильтей
| Г.Гегель
|
|
| Кто в европейской философии является родоначальником экзистенциализма?
|
| С.Кьеркегор
| Ф.Ницше
| О.Конт
| А.Шопенгауэр
| В.Дильтей
|
|
| Кто является автором идеи «Москва- третий мир»?
|
| Монах Филофей
| Владимир Монах
| Митрополит Макарий
| Митрополит Иларион
| Юрий Крижанич
|
|
| Какая черта была характерна всей русской философии?
|
| Религиозный характер
| Научность
| Эмпиризм
| Абстрактность
| Природоцентризм
|
|
| Кто первым из русских философов дал обоснованную критику европейской философии В работе «Кризис западной философии»?
|
| В.Соловьев
| П.Чаадаев
| Л.Толстой
| Ф.Достоевский
| А.Герцен
|
|
| Какой принцип является основополагающим в философии В.Соловьева?
|
| Принцип всеединства
| Принцип развития
| Принцип верификации
| Принцип системности
| Принцип материализма
|
|
| Кого из русских писателей 19 в. считают предтечей «философии жизни», экзистенциализма?
|
| Ф.Достоевский
| А.Чехов
| А.Герцен
| Л.Толстой
| Н.Чернышевский
|
|
| В каком понятии русская философия выразило объединяющее начало в сознании, коллективность в принятии решения о путях развития общества?
|
| Соборность
| Богочеловечество
| Русская идея
| Всеединство
| Теургия
|
|
| Какие ступени бытия в эволюции мира выделяет В.Соловьев?
|
| Минеральное царство, растительное царство, животное царство, человеческое царство, Божье царство
| Растительное душа, животная душа, разумная душа
| Восточный мир, греко- римский мир, германский мир
| Природа, общество, культура
| Ветхозаветная история, новозаветная история, Небесное царство
|
|
| В чем Ф.Достоевский видит сущность человека?
|
| Сущность человека иррациональна и скрыта, проявляющаяся через внутренний мир и в ситуации выбора
| Человек - разумное существо
| Человек есть совокупность общественное существо
| Человек - высший продукт природы
| Человек - нравственное существо
|
|
| Какой смысл вносит В.Соловьев в понятие «теософия»?
|
| Теософия - синтез науки, философии и религии (опыта, знания, веры)
| Теософия - учение о природе как творении Бога
| Теософия - учение о человеке как образе и подобии Бога
| Теософия - учение об универсалиях
| Теософия - учение о божественном предопределении общества
|
|
| В чем Н.Бердяев видел основную задачу философии?
|
| Изучение человека, его жизни в связи с личностными структурами: интеллектуальными, духовными, нравственными, эмоциальными
| Изучение первоосновы существования материального мира, его структуры
| Изучение познавательной деятельности человека, ее форм и методов
| Изучение сущности науки, ее роли в жизни общества и места в культуре
| Разработка философских категорий и методов философского познания
|
|
| Что стало основным предметом философии Н.Бердяев?
|
| Свобода человека как высшая ценность, как возможность свободного творчества и независимости, как прорыв к Богу
| Изучение первоосновы существования материального мира, его структуры
| Изучение познавательной деятельности человека, ее форм и методов
| Изучение сущности науки, ее роли в жизни общества и места в культуре
| Разработка философских категорий и методов философского познания
|
|
| Кто является представителем суфизма в Казахстане?
|
| Ахмет Яссауи
| Аль Фараби
| Ч.Валиханов
| И.Алтынсарин
| А.Букейханов
|
|
| Кто является автором работы «Благодатное знание»?
|
| Ж.Баласагуни
| М.Кашгари
| Коркут
| Асан Кайгы
| Ахмет Яссауи
|
|
| Кто является автором работы «Словарь тюркских наречий»?
|
| М.Кашгари
| Коркут
| Асан Кайгы
| Ахмет Яссауи
| Ж.Баласагуни
|
Подборка статей по вашей теме:
|