Введение
Наверное, ни одно из понятий общественных наук не является столь многозначным, неопределенным и дискуссионным, как понятия «человек» и «личность».
Размышления о человеке, возможностях его деятельности, ценностно-смысловой ориентации, надеждах на будущее составляют основное содержание философии.
От века к веку происходит приращение философских представлений о человеке. Однако здесь тотчас же возникают две трудности. Крайне трудно вычленить собственно антропологическую тему в орбите философского знания. Размышление о человеке неотвратимо захватывает самый широкий круг проблем, аспектов и подходов своего рассмотрения. Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Николай Кузанский, Данте, Пико делла Мирандола, Гоббс, Декарт, Спиноза, Руссо, Дидро, Гельвеций, Кант, Гегель, Маркс, В.Соловьев, Бердяев, Сартр, Хайдеггер – составляют далеко не полный перечень имен, представляющих различные решения " вечных" вопросов о человеке и личности.
Ведущее место в размышлениях философов занимает проблема свободы и ответственности человека.
Она всегда привлекала пристальное внимание в связи с тем, что разрешала важный практический вопрос: Несет ли человек ответственность за свои поступки? Различие взглядов на проблему свободы объясняется многообразием отношений в системе мир – человек. И в современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации эта проблема возникает все чаще.
Космологическое, теологическое, антропологическое понимание сущности человека
Размышления о человеке, от века к веку составляют основное содержание философии.
Лосев выделяет в истории культуры три подхода к пониманию сущности человека:
• первый, собственно античный — космологический,
• второй, средневековый — теологический,
• третий, возрожденческий — антропоцентрический.
Космологическое понимание сущности человека было в своей основе космологией с попыткой объяснить правильность космического круговращения, круговорота веществ и душ в природе.
Теологическое – направлено на теорию абсолютной личности, существующей выше всякой природы и мира и являющуюся творцом всякого бытия из ничего.
Антропологическое, с одной стороны, старается возвысить и утвердить материальный мир при помощи категорий античного неоплатонизма, а с другой — у него много общего со средневековым неоплатонизмом и, прежде всего, с культом универсальной и самостоятельной личности. В результате мир, в котором пребывает человек, предстает насыщенным божественным смыслом, а человек предстает личностью, стремящейся абсолютизировать, осуществить себя в «своем гордом индивидуализме».
Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. А что лучше может помочь ему в познании мира, чем его собственные чувства.