Соглашения о сотрудничестве в борьбе с нарушениями налогового законодательства

Россия активно сотрудничает с иностранными государствами и международными организациями в борьбе с налоговыми право­нарушениями.


§ 3. Соглашения о сотрудничестве в борьбе с нарушениями законодательства 435

Договоры о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства можно поде­лить на две большие группы.

К первой группе относятся соглашения, по которым «компе­тентным органом» со стороны России является Министерство РФ по налогам и сборам (двусторонние соглашения с Узбекистаном, Арменией, Грузией, Белоруссией, Таджикистаном, Молдавией, Украиной, Казахстаном, Киргизией и некоторыми другими стра­нами). По этим соглашениям МНС России оказывает содействие: в предотвращении и пресечении нарушений налогового законода­тельства; в предоставлении информации о соблюдении налогового законодательства юридическими и физическими лицами; в предоставлении информации о национальных налоговых систе­мах и текущих изменениях налогового законодательства; в созда­нии и функционировании компьютерных систем, обеспечиваю­щих работу налоговых органов;, в организации работы с налого­плательщиками и налоговыми органами, включая разработку ме­тодических рекомендаций по обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства; в области обучения кадров и обмена специалистами; по другим вопросам. По данным договорам можно получать информацию и документы о получае­мых за рубежом доходах и уплаченных (или неуплаченных) с них налогах.

Ко второй группе относятся договоры, по которым «компе­тентным органом» со стороны РФ является ФСНП России (дву­сторонние соглашения с Узбекистаном, Арменией, Грузией, дру­гими государствами). Соглашениями предусмотрен обмен инфор­мацией о налоговых преступлениях и правонарушениях, совер­шенных юридическими и физическими лицами: о сокрытии доходов юридическими и (или) физическими лицами от налогооб­ложения с указанием способов, применяемых при этом наруши­телями налогового законодательства; об открытии счетов в госу­дарственных и коммерческих банках юридическими и (или) фи­зическими лицами, а также движении средств по этим счетам; о доходах, размерах налогооблагаемой базы и суммах налогов, взи­маемых с юридических и (или) физических лиц, нарушивших финансовое и налоговое законодательство, и т.д. Соглашениями предусмотрена возможность представления копий документов, касающихся налогообложения юридических и физических лиц (счета-фактуры, накладные, договоры, контракты, сертификаты, справки и другие), а также документов по вопросам, имеющим отношение к налоговым преступлениям и правонарушениям.


436 Глава 20. Международные налоговые нормы и налоговое законодательство РФ

К этой же группе можно отнести соглашения, заключенные ФСНП России (заключены с МВД Литовской Республики, Глав­ным полицейским управлением Швеции и др.). Их целью являет­ся организация эффективной борьбы по выявлению, предупреди дению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Взаимодействие ФСНП России с иностранными правоохранитель­ными органами при проведении мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений в сфере финансового и налогового законодательства включает со­вместное планирование, использование сил и средств, обмен ин­формацией о. ходе и результатах проведения такого рода меро­приятий. По соглашениям Федеральной службы налоговой поли­ции РФ сотрудничество осуществляется в форме: обмена опера­тивной и иной информацией о готовящихся и совершенных преступлениях; оказания содействия в раскрытии преступлений и розыске, установлении лиц, их свершивших либо к ним при­частных; обмена опытом работы, законодательными и иными нормативными актами, регламентирующими их деятельность; иных мероприятий.

Важную роль в борьбе с налоговыми правонарушениями иг­рает Интерпол. Органы ФСНП России могут получить по кана­лам Интерпола следующую информацию: названия иностран­ных коммерческих структур; их юридические адреса, номера и даты регистрации; фамилии и имена руководителей коммерчес­ких структур; основные направления деятельности; размеры ус­тавного капитала; сведения о прекращении деятельности; сведе­ния криминального характера о деятельности коммерческих структур; сведения о заключенных инофирмами сделках с учас­тием российских государственных и частных структур. Следует, однако, учитывать, что сведения об открытии юридическими и физическими лицами счетов в зарубежных банках, а также движении средств по ним, составляют банковскую тайну и могут сообщаться только после рассмотрения верховным орга­ном юстиции, прокуратурой или соответствующим судом ино­странного государства официального обращения Генеральной прокуратуры РФ. Запрос о получении такого рода сведений на­правляется в Генеральную прокуратуру РФ органом налоговой полиции, следователем или прокурором, возбудившим уголов­ное дело по материалам, полученным от налоговых органов в установленном порядке.


§ 4. Иные соглашения, в которых имеются налоговые нормы 437


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: