Россия активно сотрудничает с иностранными государствами и международными организациями в борьбе с налоговыми правонарушениями.
§ 3. Соглашения о сотрудничестве в борьбе с нарушениями законодательства 435
Договоры о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства можно поделить на две большие группы.
К первой группе относятся соглашения, по которым «компетентным органом» со стороны России является Министерство РФ по налогам и сборам (двусторонние соглашения с Узбекистаном, Арменией, Грузией, Белоруссией, Таджикистаном, Молдавией, Украиной, Казахстаном, Киргизией и некоторыми другими странами). По этим соглашениям МНС России оказывает содействие: в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства; в предоставлении информации о соблюдении налогового законодательства юридическими и физическими лицами; в предоставлении информации о национальных налоговых системах и текущих изменениях налогового законодательства; в создании и функционировании компьютерных систем, обеспечивающих работу налоговых органов;, в организации работы с налогоплательщиками и налоговыми органами, включая разработку методических рекомендаций по обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства; в области обучения кадров и обмена специалистами; по другим вопросам. По данным договорам можно получать информацию и документы о получаемых за рубежом доходах и уплаченных (или неуплаченных) с них налогах.
Ко второй группе относятся договоры, по которым «компетентным органом» со стороны РФ является ФСНП России (двусторонние соглашения с Узбекистаном, Арменией, Грузией, другими государствами). Соглашениями предусмотрен обмен информацией о налоговых преступлениях и правонарушениях, совершенных юридическими и физическими лицами: о сокрытии доходов юридическими и (или) физическими лицами от налогообложения с указанием способов, применяемых при этом нарушителями налогового законодательства; об открытии счетов в государственных и коммерческих банках юридическими и (или) физическими лицами, а также движении средств по этим счетам; о доходах, размерах налогооблагаемой базы и суммах налогов, взимаемых с юридических и (или) физических лиц, нарушивших финансовое и налоговое законодательство, и т.д. Соглашениями предусмотрена возможность представления копий документов, касающихся налогообложения юридических и физических лиц (счета-фактуры, накладные, договоры, контракты, сертификаты, справки и другие), а также документов по вопросам, имеющим отношение к налоговым преступлениям и правонарушениям.
436 Глава 20. Международные налоговые нормы и налоговое законодательство РФ
К этой же группе можно отнести соглашения, заключенные ФСНП России (заключены с МВД Литовской Республики, Главным полицейским управлением Швеции и др.). Их целью является организация эффективной борьбы по выявлению, предупреди дению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Взаимодействие ФСНП России с иностранными правоохранительными органами при проведении мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений в сфере финансового и налогового законодательства включает совместное планирование, использование сил и средств, обмен информацией о. ходе и результатах проведения такого рода мероприятий. По соглашениям Федеральной службы налоговой полиции РФ сотрудничество осуществляется в форме: обмена оперативной и иной информацией о готовящихся и совершенных преступлениях; оказания содействия в раскрытии преступлений и розыске, установлении лиц, их свершивших либо к ним причастных; обмена опытом работы, законодательными и иными нормативными актами, регламентирующими их деятельность; иных мероприятий.
Важную роль в борьбе с налоговыми правонарушениями играет Интерпол. Органы ФСНП России могут получить по каналам Интерпола следующую информацию: названия иностранных коммерческих структур; их юридические адреса, номера и даты регистрации; фамилии и имена руководителей коммерческих структур; основные направления деятельности; размеры уставного капитала; сведения о прекращении деятельности; сведения криминального характера о деятельности коммерческих структур; сведения о заключенных инофирмами сделках с участием российских государственных и частных структур. Следует, однако, учитывать, что сведения об открытии юридическими и физическими лицами счетов в зарубежных банках, а также движении средств по ним, составляют банковскую тайну и могут сообщаться только после рассмотрения верховным органом юстиции, прокуратурой или соответствующим судом иностранного государства официального обращения Генеральной прокуратуры РФ. Запрос о получении такого рода сведений направляется в Генеральную прокуратуру РФ органом налоговой полиции, следователем или прокурором, возбудившим уголовное дело по материалам, полученным от налоговых органов в установленном порядке.
§ 4. Иные соглашения, в которых имеются налоговые нормы 437