Физическое воспитание детей невозможно полностью осуществить только на уроках физической культуры. Необходима дополнительная деятельность занимающихся в виде выполнения домашних заданий. С помощью домашних заданий решаются следующие учебно-воспитательные задачи:
1) повышение двигательной активности детей;
2) укрепление основных мышечных групп;
3) формирование, правильной осанки;
4) подготовка к выполнению учебных нормативов и требования программ.
Для учащихся начальных классов в качестве домашних заданий могут предлагаться комплексы общеразвивающих упражнений и упражнения направленные на воспитание физических качеств (прыжки со скакалкой, приседания, метание мяча и т.д.). Упражнения должны быть несложные по координации и уже усвоенные учениками. Их выполнение не должно быть связано с громоздким оборудованием и инвентарем.
Дл учащихся 5-9 классов в качестве домашних заданий в основном используются комплексы общеразвивающих и специальных упражнений на развитие силы мышц рук, ног, брюшного пресса, спины, а также гибкости, ловкости и выносливости.
|
|
Для старшеклассников следует применять дифференцированный и индивидуальный подходы. Для девушек рекомендуются упражнения способствующие закреплению правильной осанки и коррекции фигуры. Это упражнения художественной и ритмической гимнастики, танцевальные движения. Для юношей – комплексы упражнений для воспитания всех физических качеств, а также подготовительные и подводящие упражнения с целью освоения конкретного материала учебной программы. Упражнения для воспитания физических качеств необходимо выполнять ежедневно в течение достаточно продолжительного срока в соответствии с проходимым разделом программы.
Качество домашнего задания проверяется в процессе урока: анализируется упражнение, исправляются ошибки в выполнении заданных на дом упражнений, дается новое домашнее задание с разъяснением интенсивности упражнений, способа их выполнения в условиях жилой комнаты, двора, школьной площадки и т.п.
В зависимости от вида задания, сроки, на которые задаются домашние задания, могут быть в пределах двух-трех дней (освоение техники отдельных упражнений или комплексов; усвоение теоретических знаний), одного-двух месяцев (воспитание одного или нескольких двигательных качеств).
Объем выполнения домашних заданий для учащихся средних и старших классов по физической культуре не должен превышать 30 минут.
Планирование в физическом воспитании
Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
|
|
Виды планирования: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.
Перспективное планирование — это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).
Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную четверть).
Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).
Основными документами планирования в физическом воспитании являются:
1) учебный план;
2) учебная программа;
3) годовой план-график учебного процесса;
4) поурочный рабочий (тематический) план на четверть;
5) расписание занятий;
6) план-конспект урока.
Указанные документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим.
По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.
1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.
2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).
3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).
Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и программы.
Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.
Учебным планом устанавливаются:
а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах;
б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.
Учебная программа — это документ планирования учебной работы, в котором определяются:
а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной тренировки по избранному виду спорта;
б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;
в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.
Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов:
1) уроки физической культуры;
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
|
|
3) физическая культура во внеурочное время;
4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Учебные программы имеют следующую типовую структуру:
1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий, даются указания по планированию и учету и др.;
2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и развитию физических качеств;
3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.
Учебная программа разрабатывается в соответствии с установленным учебным планом содержанием и объемом часов, отведенных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.
Годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию (таблица в конце)
Главное назначение плана-графика заключается в том, чтобы наиболее целесообразно, эффективно распределить программный материал на учебный год.
Составляя план-график, необходимо руководствоваться учебным планом (где приводится и расчет часов) и программой школьного курса физического воспитания.
Планом-графиком учебного процесса по физическому воспитанию образовательной школы устанавливается последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетом сезонно-климатических условий проведения занятий в каждую школьную четверть.
Различные условия сезонов года для занятий обусловливают необходимость при планировании выделять следующие этапы учебного процесса:
|
|
1) осенний (I четверть),
2) осенне-зимний (II четверть),
3) зимний (III четверть),
4) весенне-летний (IV четверть).
Для каждого этапа предусматриваются решение определенных задач общей физической подготовки и использование соответствующих средств. В частности, в межсезонье на уроках идет изучение материала по гимнастике и играм.
Годовой план-график может быть двух видов: с составлением крупных блоков, включающих основные разделы программы по физическому воспитанию, и с распределением программного материала по урокам на весь учебный год. Существует два способа планирования времени, отводимого на овладение материалом: либо указывается время, отводимое на разные упражнения, либо символом указывается наличие данного материала без указания времени.
Разрабатывая план-график на предстоящий учебный год, следует учитывать недостатки, которые были выявлены при реализации плана текущего года.
Годовой план-график
распределения учебного материала по физической культуре
_____ класса ____ школы ____ учебный год
Задачи: образовательные; оздоровительные; воспитательные.
Разделы программы учебный материал | I четверть | IV четверть | |||||||
Номера уроков | |||||||||
… | |||||||||
I. Теоретические сведения | |||||||||
II. Техническая подготовка | |||||||||
1. гимнастика | |||||||||
2. легкая атлетика | |||||||||
III. Воспитание физических качеств | |||||||||
1. сила | |||||||||
2. быстрота и т.д. | |||||||||
IV. Домашние задания | + | + |
Поурочный рабочий (тематический) план
В нем в более конкретизированном виде, чем в графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.
Школьный рабочий план имеет две части: объяснительную записку к плану и само содержание плана.
В объяснительной записке должны быть четко определены и сформулированы задачи учебной работы на четверть с данной параллелью классов; указаны объемы изучения нового материала и повторения ранее пройденного для закрепления и совершенствования умений и навыков; отмечены особенности организации и методики занятий в данной четверти; приведены контрольные упражнения, учебные нормативы и требования на четверть.
Непосредственно в рабочем плане приводятся основные изучаемые упражнения разделов программы, распределенные в порядке преемственности и постепенного усложнения по занятиям (поурочно).
Кроме этого в рабочем плане на каждом уроке отводится время (в минутах) на сообщение учащимся знаний по физической культуре, предусмотренных программой для данного класса и, исходя из общего объема часов, выделенных на теоретический раздел.
В рабочих планах, как правило, отражают содержание основной части урока, материал же подготовительной и заключительной частей указывается в планах-конспектах занятий.
Наиболее распространенная текстуальная форма рабочего плана включает: номер урока, формулировку основных задач урока, краткую запись о содержании обучения и тренировки с указанием нагрузок по объему и интенсивности дифференцированно для занимающихся мужского и женского пола.
Расписание занятий должно быть по возможности постоянным, стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию.
План-конспект урока
Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом (составляется на каждый урок).
При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия.
При составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.
1. В графе «Части урока» указываются цифрами части урока (1 — подготовительная; 2 — основная; 3 — заключительная) и их продолжительность (в мин).
3. В графе «Содержание урока» последовательно указываются по частям занятия все предусмотренные для проведения физические упражнения. При записи общеразвивающих упражнений, выполняемых на несколько счетов, обязательно надо записать исходное положение (и.п.) и действия на каждый счет. Если в основной части урока используется групповой метод, то в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений. Отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек при планировании на уроке разного для них учебного материала.
4. В графе «Дозировка нагрузки» и подграфе «Объем» указываются количество повторений упражнений, затраты времени на выполнение упражнения (в мин), величина преодолеваемого расстояния и т.д. В подграфе «Интенсивность» указывается ЧСС рекомендуемая для данного упражнения.
5. В графе «Организационно-методические указания» указываются способы организации занимающихся, методы выполнения упражнений, требования к их выполнению, а также делаются записи типа: «сообщить об ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.
Примеры частных задач.
Подготовительная часть урока:
а) сообщить задачи урока;
б) разучить отдельные строевые приемы;
в) содействовать формированию правильной осанки и т.п.
Основная часть урока:
а) создать у занимающихся представление об изучаемом двигательном действии;
б) разучить отдельные элементы двигательного действия (например, разбег и отталкивание от мостика при опорном прыжке);
в) добиться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках;
г) ознакомить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т.п.