Для того чтобы приобрести соответствующие умения и компетенции, учащиеся не должны быть пассивны в учебном процессе. Один из способов активного вовлечения их в учебный процесс – организация их сотрудничества в обучении, создание ситуации, в которой они объясняют друг другу, что они узнали, понимают точки зрения других на обсуждаемую проблему, получают помощь от одноклассников и оказывают ее сами. Обучение в сотрудничестве происходит, когда учащиеся работают вместе: либо парами, либо небольшими группами — над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения.
Для обучения в сотрудничестве необходимо наличие определенных умений, которые в его процессе еще больше развиваются:
– формулировать мнение, доказательство или ответ,
– высказывать его,
– слушать другого,
– сопоставлять мнения,
– приходить к общему мнению (не всегда).
В США братьями Роджером и Дэвидом Джонсон в 80-е годы ХХ века была разработана технология обучения в сотрудничестве (Cooperative learning), которая делает организацию работы по микрогруппам более технологичной. Основная ее идея – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, учиться вместе, а не просто что-то делать вместе.
|
|
Р. и Д. Джонсон предложили формировать в классе три типа групп – неформальные, формальные и базовые учебные группы[11]. Эти группы отличаются друг от друга длительностью существования. Дольше всего существуют базовые группы. Они могут существовать на протяжении нескольких лет и создаются для того, чтобы учащиеся мотивировали и помогали друг другу в процессе обучения (например, помогали выполнять домашние задания и проверяли их правильность, выполняли долгосрочные проекты, консультировали друг друга и т.д.). Члены базовых групп должны иметь возможность общаться друг с другом и вне школы (например, жить по соседству). Члены базовых групп должны иметь время для встреч перед уроками с тем, чтобы обсудить успехи в учебе, подбодрить друг друга и проверить домашние задания.
Формальные группы создаются на несколько уроков для выполнения определенных заданий (например, проекта средней продолжительности, решения проблемы, выполнения исследования и др.). Именно для этих групп и разработано большинство приемов данной технологии (см. далее).
Неформальные группы создаются для выполнения краткосрочного задания в течении урока. Работа в парах или группах может занимать все время урока или быть его фрагментом продолжительностью от 5 минут. Занятия в микрогруппах используются при изучении новой темы (доступной для самостоятельного изучения), систематизации, тематическом обобщении знаний, отработке умений и навыков, закреплении материала, выполнения короткой лабораторной работы, решения проблемы, разработки вопросов к тексту и др.
|
|
На самом деле, различия между формальными и неформальными учебными группами незначительны. К ним применимы все рекомендации по организации работы микрогрупп, приведенные в предыдущем параграфе.
В рамках этой технологии разработаны или отобраны из других технологий следующие приемы работы.
1. Вопросы и задания:
– подготовка вопросов друг другу, как вариант – постановка вопросов после изложения нового материала;
– ответы на вопросы учителя, поставленные до изучения нового материала, как дополнение – обобщение и выработка совместного краткого ответа;
– составление задач или упражнений;
– подбор фактов или примеров для доказательства теоретических положений;
– соединение изучаемого материала с уже имеющимися знаниями;
– высказывание предположений о дальнейшем развитии событий;
– попытки разрешить теоретический конфликт;
– подбор дополнительного материала к уроку;
– взаимопроверка домашнего задания, теста или самостоятельной работы;
– выполнение лабораторных работ, написание отчетов по ним;
– выполнение проектов.
2. Взаимоопрос:
Два ученика читают текст, останавливаясь после какого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы относительно прочитанного. Важно, чтобы эти вопросы носили не поверхностный, а глубинный характер: были направлены в суть новой информации, имели проблемный характер. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, ученики переходят к следующему.
Потенциал: достижение высоких результатов обучения и глубокого постижения материала; повышение внимания; высокий уровень учебной мотивации.
3. Зигзаг («Ажурная пила»):
Перед семинаром преподаватель дробит текст на несколько смысловых частей. Каждый фрагмент желательно сопроводить экспертными вопросами, направленными на воспроизведение сути сообщаемой в данном фрагменте информации. Во время семинара преподаватель делит всех учащихся на несколько рабочих групп. Нужно, чтобы количество членов в группе равнялось количеству смысловых фрагментов текста. Желательно, чтобы количество участников в группах не превышало 7 человек. Преподаватель сообщает, что в данной рабочей группе ученики будут работать на завершающем этапе, а сейчас им предстоим разбиться на экспертные группы. Самый простой способ такого распределения: попросить учащихся рассчитаться в группе от 1 до 7. Затем первые номера собираются в отдельную группу, вторые – в отдельную и так далее. Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом текста. Сначала они читают его индивидуально, затем пытаются ответить на вопросы и обсуждают, как это содержание лучше всего объяснить членам своей рабочей группы. Когда работа в экспертной группе закончена, учащиеся возвращаются в свои рабочие группы. Здесь каждый участник последовательно объясняет своим товарищам свой фрагмент содержания и отвечает на их вопросы. В результате группа должна выработать общие представления обо всей теме и доложить их потом всей аудитории.