Класс | Тема | Пояснение |
1,2 | «Безопасный путь домой» | Внеурочное мероприятие с приглашением работника милиции |
2, 3, 4 | «Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить» | Урок-викторина |
5, 6 | «История здорового образа жизни» | Интегрированный урок физкультуры, биологии и истории |
7, 8 | «Растения в интерьере квартиры» | Урок-проект (биология и технология) |
8, 9 | «В здоровом теле – здоровый дух» | Интегрированный урок биологии и физкультуры |
10, 11 | «Правильное питание – залог здоровья» | Интегрированный урок биологии, английского языка, математики и технологии |
Таблица 24
Математика – Как улучшить благосостояние семьи?
Класс | Тема | Пояснение |
5, 6 | «Праздничный обед: во сколько он обойдется?» | Занятие-практикум (технология, математика) |
6, 7 | «Сколько стоит электричество?» | Комбинированное занятие (технология, физика, математика) |
7, 8 | «Расчет стоимости ремонта квартиры» | Занятие-проект (технология, математика, ИЗО) |
8, 9 | «Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи» | Занятие-практикум (математика, экономика) |
9, 10 | «Отпуск за рубежом» | Занятие-путешествие (экономика, математика, иностранный язык) |
10, 11 | «Куда пойти учиться? Желания и возможности» | Занятие-проект (экономика, математика, география) |
Таблица 25
Литература – Как найти нравственную опору для семьи?
Класс | Тема | Пояснение |
5, 6 | «Берегите друг друга» | Уроки доброты |
7, 8, 9 | «Семья – точка опоры человеческого счастья» | Уроки нравственности |
8, 9, 10 | «Один день из жизни моей семьи» | Урок-киносценарий |
«Психологический портрет моей семьи» | ||
«Заветная книга нашей семьи» | ||
«На чем семья держится» (И.С. Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир») | Урок-погружение в анализ художественного произведения | |
10, 11 | «Проблема «отцов и детей» в романе Тургенева «Отцы и дети», М. Горького «Мать» | Урок-дискуссия |
«Тип «семейной женщины» в художественной литературе» (Л.Н. Толстой) Толстой «Война и мир» и А.П.Чехов «Три сестры») | Урок-семинар | |
«Семья или свободная любовь?» | Урок-дебаты о семье нового века |
В любом случае в каждом варианте содержание проблемно-тематического дня, как уже отмечалось, определяется в результате совместного планирования детей и взрослых.
Как часто проводятся проблемно-тематические дни?
Решение этого вопроса, прежде всего, зависит от опыта педагогов, их подготовленности, понимания сути проблемно-тематического дня. Некоторые педагоги планируют проведение таких дней один раз в месяц или четверть, объясняя это сложностью подготовки. На первый взгляд, проведение подобных дней требует больших затрат усилий и времени педагогов. Такое ощущение возникает в том случае, если учитель все пытается сделать сам и склонен к заранее заготовленному сценарию, разработанному детально, где дети выполняют его замыслы.
Если педагог работает в режиме развивающего обучения, способен к импровизации, привлечь к активной работе родителей, других специалистов, он не будет писать сценариев, а выступит в роли организатора и координатора деятельности взрослых и детей. В этом случае логично каждую неделю посвящать конкретной проблеме и завершать единым проблемно-тематическим днем. Такое построение образовательного процесса вполне соотносится с идеями образовательного стандарта второго поколения. Например, учителями начальных классов разработана примерная тематика и структура таких дней на весь год, по каждому из направлений: «Я и мое село», «Я и моя семья» – определены более 30 тем-проблем, что позволяет педагогам совместно с родителями и детьми делать выбор общей темы или проблемы на весь год и на конкретный день.
Регулярность проведения дней зависит также от возможностей детей и семей, сложности рассматриваемой проблемы.
Этапы деятельности педагога при подготовке и проведении проблемно-тематических дней.
1. Изучение педагогом образовательного стандарта, возможностей и особенностей детей, семей и условий, ресурсов социальной среды.
2. Анализ собранной информации, выбор возможного направления и вариантов проведения проблемно-тематический дней.
3. Разработка методики коллективного планирования проблемно-тематического дня, определение способов проведения своих замыслов через детей и родителей.
4. Подготовка актива родителей и детей для организации работы групп в процессе коллективного планирования.
5. Коллективное планирование дня с участием детей и родителей – сбор предложений детей и родителей.
6. Отбор идей и составление проекта дня с активом детей и родителей.
7. Обсуждение проекта дня с его участниками.
8. Составление плана подготовки и проведения дня.
9. Распределение обязанностей, выбор участниками видов деятельности и форм участия в подготовке и проведении дня.
10. Подготовка дня, проведение подготовительных мероприятий (экскурсий, встреч, конкурсов, занятий, выполнение проектов и др.).
11. Приглашение гостей.
12. Проверка готовности организаторов и участников дня.
13. Проведение дня.
14. Изучение результатов проведенной работы на этапе подготовки и проведения дня и их анализ.
15. Коллективный анализ итогов дня, определение идеи, проблемы следующего дня.
16. Самоанализ дня педагогом, определение педагогических задач и возможных проблем следующего дня.
Таким образом, можно представить циклично процесс организации проблемно-тематических дней, когда в результате анализа проведенного дня рождаются идеи следующего, и педагог вместе с детьми и другими участниками проходит путь создания нового и важного события в коллективе.
Можно предложить следующую примерную структуру проблемно-тематического дня.
1. Открытие дня, включающее создание проблемной ситуации, средства, обеспечивающие мотивацию на проведение дня, знакомство с планом и правилами дня. Полезно пригласить специалиста, который даст важное задание, подвести итоги конкурсов, проведенных на этапе подготовки, представить результаты экскурсий, выполнения проектов, открыть выставки и пр.
2. Проведение занятий образовательного характера по решению конкретных проблем. Это, как правило, 2-4 занятия, содержание которых связано с содержанием учебных дисциплин и в то же время дополняет и расширяет его. Время занятий не должно строго регламентироваться, оно определяется завершенностью решения поставленной задачи.
3. Проведение воспитательного мероприятия, содержание которого, как правило, определяется потребностями, интересами детей и родителей и проходит в виде праздников, игр, конкурсов; выполнение или представление проектов, творческих работ. Это должно быть яркое, эмоциональное завершение основной части дня.
4. Проведение итоговой дискуссии, обсуждения по проблеме дня. Очень важно еще раз вернуться к главной проблеме дня и проверить, что в конечном итоге присвоено детьми, расставить главные акценты, определить жизненные ориентиры. С этой целью целесообразно провести дискуссию по острым, противоречивым проблемам, обсудить программу действий по решению проблем, выполнить яркое творческое задание (сочинить стихи, придумать девиз дня, изобразить, театрализировать и т.п.) с учетом интересов и потребностей детей, особенностей сельского социума. Возможно завершение дня экскурсией, встречей с интересным человеком, презентацией результатов исследований, решением практической задачи, обсуждением проблемных вопросов.
5. Подведение итогов, анализ дня, рефлексия. В зависимости от ситуации данный этап может проводиться в тот же день либо на следующий. Все зависит от содержания дня, его организации, настроения участников. Этот этап может быть посвящен награждению, высказыванию мнений и оценок о проведенной работе. Особое внимание уделяется каждому ребенку, его суждению о прожитом дне, себе, своих товарищах.
По мере накопления опыта проведения проблемно-тематических дней будет возрастать самостоятельность детей, формироваться субъектная позиция учащихся. Проблемно-тематический день как комплексное мероприятие, организованное педагогами, должен приобрести явные черты коллективного творческого дела, созданного совместными усилиями взрослых и детей, в котором учащиеся будут организаторами своей собственной деятельности, а педагог займет позицию рядового участника, «первого среди равных».
Таким образом, проблемно-тематический день является не только эффективным средством интеграции, но и рациональным способом решения проблемы организации внеурочной деятельности детей в школе.
Завершая раздел, подчеркнем, что школьная практика богата различными способами и средствами интеграции общего и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности, которые коллектив обоснованно выбирает.