Христианская философия. Главная задача – в разработке и обосновании христианских догматов – положений веры.
Делится на 2 периода: патристика (2-8 вв.); схоластика (8-14 вв.)
Путь патристики (по Августину, 4-5 вв.) – объединение христианства с платонизмом. Бог первичен. Проблема теодицеи – оправдание Бога за существующее зло (искажение материе божественного образа, уменьшение добра в вещах). Моральная доктрина – безграничная любовь к Богу.Неравенство людей – необходимое явление. Воля Бога распространяется и на историю общества. Все в мире определяется борьбой царства Божьего и царства земного.
Схоластика – изложение и доказательство истины откровения посредством разума, т.е. философии.
Самый крупный представитель – Фома Аквинский (13 в.). Его учение – томизм, становится оф. доктриной церкви. Он рассматривал отношение веры и знания. Признает достижение объективного знания о закономерностях мира. Это задача науки. Но истины сверхъестественные (откровение, благая весть и пр.) содержатся только в вере. Этим занимается Богословие. Между наукой и верой нет противоречия. Христ. Истина стоит выше разума, но не противоречит ему. Любая истина происходит от Бога. Философия – орудие теологии. Ф. должна служить вере тем, что:
- толкует религиозные истины в категориях разума
- опровергает аргументы простив веры
Итак, характерные черты средневековой философии:
- в средневек ф. изменилась картина мира по сравнению с античным эпосом. Космоцентризм поменялся на теоцентризм. В центр мира был поставлен Бог.
- ср. ф. – новый этап в развитии гуманизма. Характерная для Античности проблема космоса, места в нем человека, отношения к природному миру отходит на второй план. Человек начинает осознавать сво специфичность и персонифицирует ее в асбсолютной личности, в Боге.
- ср. ф. – религиозная философия, монотеизм. Ее основой было толкование (герменевтика) Библии – священной книги христианства.
- делится на патристику (Аврелий Августин) и схоластику (Фома Аквинский)
- влияние античной ф. выражается в двух формах – в платонизме (до 12 в.) и аристотелизме (с 13 в.)
- основные проблемы:
- вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечно или он сотворен Богом
- соотношение веры и знания, теологии и науки (философии)
- спор номинализма и реализма. Вопрос о соотношении единичного и общего
- доказательство сущетвования Бога, теодицея.