Философия Средних веков. Единство и различие веры и знания

Христианская философия. Главная задача – в разработке и обосновании христианских догматов – положений веры.

Делится на 2 периода: патристика (2-8 вв.); схоластика (8-14 вв.)

Путь патристики (по Августину, 4-5 вв.) – объединение христианства с платонизмом. Бог первичен. Проблема теодицеи – оправдание Бога за существующее зло (искажение материе божественного образа, уменьшение добра в вещах). Моральная доктрина – безграничная любовь к Богу.Неравенство людей – необходимое явление. Воля Бога распространяется и на историю общества. Все в мире определяется борьбой царства Божьего и царства земного.

Схоластика – изложение и доказательство истины откровения посредством разума, т.е. философии.

Самый крупный представитель – Фома Аквинский (13 в.). Его учение – томизм, становится оф. доктриной церкви. Он рассматривал отношение веры и знания. Признает достижение объективного знания о закономерностях мира. Это задача науки. Но истины сверхъестественные (откровение, благая весть и пр.) содержатся только в вере. Этим занимается Богословие. Между наукой и верой нет противоречия. Христ. Истина стоит выше разума, но не противоречит ему. Любая истина происходит от Бога. Философия – орудие теологии. Ф. должна служить вере тем, что:

- толкует религиозные истины в категориях разума

- опровергает аргументы простив веры

Итак, характерные черты средневековой философии:

- в средневек ф. изменилась картина мира по сравнению с античным эпосом. Космоцентризм поменялся на теоцентризм. В центр мира был поставлен Бог.

- ср. ф. – новый этап в развитии гуманизма. Характерная для Античности проблема космоса, места в нем человека, отношения к природному миру отходит на второй план. Человек начинает осознавать сво специфичность и персонифицирует ее в асбсолютной личности, в Боге.

- ср. ф. – религиозная философия, монотеизм. Ее основой было толкование (герменевтика) Библии – священной книги христианства.

- делится на патристику (Аврелий Августин) и схоластику (Фома Аквинский)

- влияние античной ф. выражается в двух формах – в платонизме (до 12 в.) и аристотелизме (с 13 в.)

- основные проблемы:

- вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечно или он сотворен Богом

- соотношение веры и знания, теологии и науки (философии)

- спор номинализма и реализма. Вопрос о соотношении единичного и общего

- доказательство сущетвования Бога, теодицея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: