Иммануил Кант (1724—1804) все главные, занимавшие философские вопросы, свёл к единому вопросу о человеке (антропологический аспект). Что есть человек и к чему он предназначен - таков проблемный стержень всей кантовской философии. Его ф. – вершина всей ф. до 20 в.
Философское развитие Канта делят на два периода:
- первый – до начала 70-х гг.-называют «докритическим»,
- второй – с начала 70-х гг. «критический», поскольку именно тогда были написаны главные произведения, доставившие философу мировую славу: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Главным является первый труд, посвященный теории познания. Вторая «критика» излагает этическое учение, а третья — эстетику и учение о целесообразности в природе.
Проблемы теории познания стоят в центре философской системы Канта. В предисловии к «Критике чистого разума» Кант пишет: «я должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере». Исходя из этой главной для него задачи, философ разработал очень сложную гносеологическую концепцию.
|
|
Процесс познания включает в себя три этапа, три ступени: чувственное познание, рассудочное познание, разумное познание. Все наше знание начинается с опыта, с работы органов чувств. На них воздействуют находящиеся вне человека предметы внешнего мира, или, как их называет Кант, вещи в себе. Он определяет, что вещи в себе существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания, хотя и остаются непознаваемыми. Ощущения, вызываемые действием вещей в себе на чувственность, по мнению Канта, ни в чем не похожи на оригиналы. Они принадлежат только к субъективным свойствам чувственности, являются ее модификациями и не дают знания об объекте. Вывод Канта о том, что познание вещей самих по себе не возможно, есть агностицизм.
Хотя наше знание начинается с опыта, из этого вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Знание, по Канту, имеет сложный состав и складывается из двух частей:
- Первую часть философ называет «материей» знания. Это поток ощущений, или знание эмпирическое, даваемое путем опыта.
- Вторая часть – форма - дается до опыта, а priori и должна целиком готовой находиться в душе, в субъекте. Таким образом, наряду с агностицизмом характерной чертой теории познания Канта является априоризм. Если «материя» знания носит, по Канту, опытный, апостериорный характер, то форма чувственного познания внеопытна, априорна.
В работе Канта «Критика способности суждения» рассматриваются категории эстетики:
Прекрасное – это то, что с необходимостью нравится всем, без утилитарного интереса. То есть не заинтереснованное удовольствие.
Хорошее – сознаваемое с помощью разума.
Прекрасное, в отличие от хорошего, может постигнуть только человек
Красота может быть свободной и обусловленной (имеющей цель).
Возвышенное не всегда является прекрасным, может иметь и уродливую форму (например, война).