Объективный идеализм Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Окончил теологический институт вместе с Ф. Шеллингом, но в отличие от него философское признание приобрел поздно. Первая, обратившая на себя внимание, работа «Феноменология духа» опубликована в1807г. В ней раскрывается сущность диалектики как метода и объективного идеализма как системы.

Гегель строит свою систему на 2-х принципах:

1) принцип тождества: «все действительное - разумно, все разумное действительно». Таким образом никакого дуализма между душой и телом или мышлением и бытием не было и нет. То, что мы называем телом, бытием, природой лишь «инобытие» сознании его «отчуждение». В этом проявляется объективный идеализм онтологии (учения о бытии) Гегеля.

В ведение этого принципа, который приписывал себе Шеллинг, позволила Гегелю утверждать: «мною заканчивается философия» (см. «философию Фалеса»).

2) принцип всеобщей связи и развития (диалектический). Утверждает, что развитие - фундаментальное свойство Мирового духа и сотворенного им окружающей наше субъективное сознание реальности. В свом индивидуальном развитии человек повторяет развитие всего человечества. Историю Гегель понимал как самораскрытие Мирового духа, как прогрессивное движение человечества к осознанию и реализации свободы.

Развитие (идеальное по своей природе) – это движение, в смысле восхождения от низшего и малозначащего к высшему и полноценному. Все движение протекает по законам разума. В учебной литературе выделяют, как правило три «закона диалектики»:

а) закон единства и борьбы противоположностей утверждает, что единственным условием развития духа является борьба противоречивых тенденций (социальные революции, формирование личности, экономический кризис, эволюция биологических видов и т. д.);

б) закон перехода количественных изменений в качественные и обратно (условие перехода – мера: необходимые и достаточные условия влияющие на характер и условия протекания социальной революции, становление личности, экономического кризиса, биологического вида и т.д.);

в) закон отрицания отрицания утверждает, что существует цикличность и преемственность духовного развития (на смену одной социальной революции придет с необходимостью другая, одному этапу формирования личности – другой более сложный, сменивший кризис период экономического подъема с необходимостью сменит новый кризис и т.п.).

Диалектика (от. греч. – «искусство вести беседу») - искусство аргументации, наука логики. Если для Сократа диалектика – искусство вести беседу с целью выяснения смысла понятий, то для Гегеля – «научное использование закономерности, заключенной в природе мышления, и одновременно сама эта закономерность». Она, как антипод метафизики (отождествляемой с поверхностным субъективным взглядом на вещи и процессы) оказала определяющее влияние на развитие марксизма и экзистенциализма (С.Керкегор).

А.И.Герцен (1812-1870) «Гегель – это Шекспир и Гомер в одном». В.И.Ульянов – Ленин в 1920 г во вступительной статье в первом номере первого советского философского журнала «Под знаменем марксизма» поставил задачу – изучение диалектики Гегеля для успешного построения нового мира. Первый философ, вероятно, ближе к истине.

Тесты по истории философии

1. Отсутствие связи между знанием, верой и нравственностью как духовными способностями характерна для типа мировоззрения:

a) философского

b) религиозного

c) мифологического

d) догматического

2. Форма контроля общественного мнения за поведением человека:

a) мораль

b) наука

c) нравственность

d) закон

3 Античную философию принято характеризовать как:

a) космоцентрическую

b) теоцентрическую

c) антропоцентрическую

d) этноцентрическую

4. Первым философом считается:

a) Фалес

b) Пифагор

c) Парменид

d) Анаксимен

5. К Бытию по Пармениду можно отнести:

a) теорему Пифагора

b) монитор компьютера

c) конкретного человека

d) желание

6. Независимое существование идей от материи называют:

a) объективным идеализмом

b) субъективным идеализмом

c) материализмом

d) агностицизмом

7. Самое совершенное из существующих политических систем по Платону считается:

a) тимократия

b) демократия

c) тирания

d) олигархия

8. Автором работы «О душе» является:

a) Аристотель

b) Платон

c) Пифагор

d) Эпикур

9. Постижение и следование высшей цели проповедовали:

a) стоики

b) эпикурейцы

c) скептики

d) киники

10. Автором идеи «общественного договора» является:

a) Ж. Ж. Руссо

b) Кондорсе

c) Д. Дидро

d) Ж.. Ламетри


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: