Анализ безубыточности позволяет определить, по какой цене нужно продавать продукцию, чтобы обеспечить спрос на нее и получить запланированную прибыль.
Если предприятие приступает к производству новой продукции, оно должно прежде всего определить минимально допустимую цену, по которой ее можно продать, чтобы покрыть затраты на производство, реализацию и управление. Исходя из формулы расчета точки безубыточности (1.3) минимально допустимая цена Pmin будет определяться следующим образом:
Pmin = (C + VQ):Q.(3.1)
Pmin = C:Q + V.(3.2)
где C: Q – удельные постоянные затраты.
Формула (3.2) служит отправной для расчета цены, которую требуется установить, если спрос на продукцию неэластичен, а предприятие в краткосрочном периоде планирует получить прибыль, не снижая объем продаж, и устанавливает норму прибыли на изделие. Тогда:
Pmin = C:Q + V + NP:Q,(3.3)
где NP:Q – норма прибыли на одно изделие, ДЕ.
В общем виде плановая цена будет определяться по формуле:
Pmin = (C + VQ + NP):Q.(3.4)
Рассчитанная по формуле (3.4) цена позволяет покрыть издержки предприятия и получить запланированную прибыль.
|
|
Составляющие анализа выгодности цены:
1) определение прибыли при каждом варианте цены;
2) нахождение точки безубыточности;
3) исчисление объема реализации, необходимого для достижения плановой прибыли при каждой из цен;
4) выбор наиболее выгодного варианта.
Рассмотрим пример выбора наиболее выгодного для фирмы «Вита» варианта цены, представленный в таблице 4.1.
Таблица 4.1Расчет показателей прибыли
Показатель | Вариант цены | |
1. Продажная цена единицы продукции, ДЕ | ||
2. Переменные затраты на изделие, ДЕ | ||
3. Маржинальная прибыль на одно изделие, ДЕ | ||
4. Возможный спрос, шт. | ||
5. Совокупная маржинальная прибыль, ДЕ | ||
6. Постоянные затраты, ДЕ | ||
7. Расчетная прибыль, ДЕ | ||
8. Плановая прибыль, ДЕ | ||
9. Точка безубыточности, шт. | ||
10. Объем продаж для получения планируемой прибыли, шт. | ||
11. Рентабельность плановая, % | 5,33 | 3,49 |
Правильность вычислений можно проверить: плановая прибыль должна быть равна маржинальной прибыли на одно изделие, умноженной на разность планируемого для получения прибыли и безубыточного объема продаж.
Действительно,
1 вариант: 9·(8555 – 7833) = 6500
2 вариант: 4·(19250 – 17625) = 6500
Эти расчеты позволяют сделать вывод о целесообразности снижения цены до 10 ДЕ. С учетом роста постоянных затрат плановая рентабельность будет ниже, чем при первом варианте, а возросший спрос может оказаться неудовлетворенным, поскольку для получения запланированной прибыли достаточно произвести 19250 изделий, а не 50500, на которые будет предъявлен спрос.