Глава 3. Определение цены в анализе безубыточности

Анализ безубыточности позволяет определить, по какой цене нужно продавать продукцию, чтобы обеспечить спрос на нее и получить запланированную прибыль.

Если предприятие приступает к производству новой продукции, оно должно прежде всего определить минимально допустимую цену, по которой ее можно продать, чтобы покрыть затраты на производство, реализацию и управление. Исходя из формулы расчета точки безубыточности (1.3) минимально допустимая цена Pmin будет определяться следующим образом:

Pmin = (C + VQ):Q.(3.1)

Pmin = C:Q + V.(3.2)

где C: Q – удельные постоянные затраты.

Формула (3.2) служит отправной для расчета цены, которую требуется установить, если спрос на продукцию неэластичен, а предприятие в краткосрочном периоде планирует получить прибыль, не снижая объем продаж, и устанавливает норму прибыли на изделие. Тогда:

Pmin = C:Q + V + NP:Q,(3.3)

где NP:Q – норма прибыли на одно изделие, ДЕ.

В общем виде плановая цена будет определяться по формуле:

Pmin = (C + VQ + NP):Q.(3.4)

Рассчитанная по формуле (3.4) цена позволяет покрыть издержки предприятия и получить запланированную прибыль.

Составляющие анализа выгодности цены:

1) определение прибыли при каждом варианте цены;

2) нахождение точки безубыточности;

3) исчисление объема реализации, необходимого для достижения плановой прибыли при каждой из цен;

4) выбор наиболее выгодного варианта.

Рассмотрим пример выбора наиболее выгодного для фирмы «Вита» варианта цены, представленный в таблице 4.1.

Таблица 4.1Расчет показателей прибыли

Показатель Вариант цены  
   
1. Продажная цена единицы продукции, ДЕ    
2. Переменные затраты на изделие, ДЕ    
3. Маржинальная прибыль на одно изделие, ДЕ    
4. Возможный спрос, шт.    
5. Совокупная маржинальная прибыль, ДЕ    
6. Постоянные затраты, ДЕ    
7. Расчетная прибыль, ДЕ    
8. Плановая прибыль, ДЕ    
9. Точка безубыточности, шт.    
10. Объем продаж для получения планируемой прибыли, шт.    
11. Рентабельность плановая, % 5,33 3,49

Правильность вычислений можно проверить: плановая прибыль должна быть равна маржинальной прибыли на одно изделие, умноженной на разность планируемого для получения прибыли и безубыточного объема продаж.

Действительно,

1 вариант: 9·(8555 – 7833) = 6500

2 вариант: 4·(19250 – 17625) = 6500

Эти расчеты позволяют сделать вывод о целесообразности снижения цены до 10 ДЕ. С учетом роста постоянных затрат плановая рентабельность будет ниже, чем при первом варианте, а возросший спрос может оказаться неудовлетворенным, поскольку для получения запланированной прибыли достаточно произвести 19250 изделий, а не 50500, на которые будет предъявлен спрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: