Глава 6. Анализ прибыльности

В международной экономической практике используется еще один вид анализа – анализ прибыльности – изучение взаимосвязи затрат валового дохода и цены реализации.

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере. Сумма постоянных затрат (С) организации равна 7500 тыс. руб., удельные переменные затраты на единицу продукции (v) – 9,2 тыс. руб. Исходя из этих показателей, ответим на вопрос: «Сколько нужно реализовать изделий К1 , чтобы возместить всю сумму затрат?» Ответ зависит от того, по какой цене будет оно продаваться (табл. 9.1).

Таблица 9.1 Анализ влияния разных вариантов цены на безубыточность

Цена (р), тыс.руб. Сумма, идущая на покрытие удельных переменных затрат (v), тыс.руб Сумма, идущая на покрытие удельных постоянных затрат (с), тыс.руб Количество продукции в точке безубыточности, т.е. покрытие постоянных и переменных затрат (qk), шт.
    3=1-2 4=7700:3
26,2 9,2    
28,8 9,2 19,6  
31,8 9,2 21,7  
37,6 9,2 27,7  

Объем производства и реализации продукции, необходимый для достижения безубыточности, при цене 26,2 тыс. руб. за штуку составляет 441 шт. При повышении цены до 37,6 тыс.руб. – 270 шт. (сокращение почти в 1,5 раза). Кажется, что решение о цене вполне ясно. Но здесь в ситуацию вмешивается влияние состояния рынка – эластичность спроса на изделие.

Анализ состояния рынка показывает, что при цене 37,6 тыс. руб. возможно продать только 245 шт. изделия, а при снижении цены до 26,2 тыс. руб. объем реализации повышается до 441 шт. (таблица 9.2).

Таблица 9.2 Зависимость прибыльности от цены и спроса

Цена, тыс.руб. Возможная реализация, шт. Количество продукции в точке безубыточности, (qk), шт. Количество изделий, которое принесет прибыль, шт
      4=2-3
26,2     0 (безубыточность)
28,8     11 (прибыль)
31,8     63 (прибыль)
37,6     -35 (убыток)

Данные таблицы показывают, что при сложившемся в организации уровне затрат и существующей рыночной ситуации, наиболее разумной будет стратегия, предполагающая производство 408 изделий и их последующая продажа по цене 31,8 тыс.руб. за штуку.

При цене 37,6 тыс.руб. за штуку ситуация перемещается в зону убытка, организации, чтобы возместить все затраты необходимо произвести 270 изделий. Но продать при такой цене можно только 235 шт., следовательно возникает убыток.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: