В международной экономической практике используется еще один вид анализа – анализ прибыльности – изучение взаимосвязи затрат валового дохода и цены реализации.
Рассмотрим ситуацию на конкретном примере. Сумма постоянных затрат (С) организации равна 7500 тыс. руб., удельные переменные затраты на единицу продукции (v) – 9,2 тыс. руб. Исходя из этих показателей, ответим на вопрос: «Сколько нужно реализовать изделий К1 , чтобы возместить всю сумму затрат?» Ответ зависит от того, по какой цене будет оно продаваться (табл. 9.1).
Таблица 9.1 Анализ влияния разных вариантов цены на безубыточность
Цена (р), тыс.руб. | Сумма, идущая на покрытие удельных переменных затрат (v), тыс.руб | Сумма, идущая на покрытие удельных постоянных затрат (с), тыс.руб | Количество продукции в точке безубыточности, т.е. покрытие постоянных и переменных затрат (qk), шт. |
3=1-2 | 4=7700:3 | ||
26,2 | 9,2 | ||
28,8 | 9,2 | 19,6 | |
31,8 | 9,2 | 21,7 | |
37,6 | 9,2 | 27,7 |
Объем производства и реализации продукции, необходимый для достижения безубыточности, при цене 26,2 тыс. руб. за штуку составляет 441 шт. При повышении цены до 37,6 тыс.руб. – 270 шт. (сокращение почти в 1,5 раза). Кажется, что решение о цене вполне ясно. Но здесь в ситуацию вмешивается влияние состояния рынка – эластичность спроса на изделие.
|
|
Анализ состояния рынка показывает, что при цене 37,6 тыс. руб. возможно продать только 245 шт. изделия, а при снижении цены до 26,2 тыс. руб. объем реализации повышается до 441 шт. (таблица 9.2).
Таблица 9.2 Зависимость прибыльности от цены и спроса
Цена, тыс.руб. | Возможная реализация, шт. | Количество продукции в точке безубыточности, (qk), шт. | Количество изделий, которое принесет прибыль, шт |
4=2-3 | |||
26,2 | 0 (безубыточность) | ||
28,8 | 11 (прибыль) | ||
31,8 | 63 (прибыль) | ||
37,6 | -35 (убыток) |
Данные таблицы показывают, что при сложившемся в организации уровне затрат и существующей рыночной ситуации, наиболее разумной будет стратегия, предполагающая производство 408 изделий и их последующая продажа по цене 31,8 тыс.руб. за штуку.
При цене 37,6 тыс.руб. за штуку ситуация перемещается в зону убытка, организации, чтобы возместить все затраты необходимо произвести 270 изделий. Но продать при такой цене можно только 235 шт., следовательно возникает убыток.