Крайне велико влияние автомобильных дорог на литосферу. Само существование дорожной сети выводит из сельскохозяйственного использования огромные территории. Известно, что влияние дороги на уровне фоновых концентраций загрязнителей распространяются на 0.3 - 3 км в каждую сторону от дороги в зависимости от ее категории. Причем следует отметить, что максимальная плотность автомобильных дорог наблюдается именно там, где расположены наиболее ценные земли.
Кроме этого, прокладка дорог нарушает естественное движение подземных и поверхностных вод, что может приводить к заболачиванию или, наоборот, осушению локальных территорий.
Твердое покрытие дорог, особенно в городах, приводит к изменению характера поверхностного стока дождевых вод. Дорожное покрытие способствует образованию потоков дождевой или талой воды, что приводит к интенсивной эрозии и нарушению гидрологического режима почвы, способствует переносу загрязнителей в водоемы.
Эксплуатация дорог в зимнее время, связанная с использованием специальных химических веществ для очистки полотна ото льда, также негативно сказывается на состоянии прилегающей к дороге и местам складирования этих химикатов территории. В городах ежегодно приходится восстанавливать зеленые насаждения вдоль дорог, погибшие в результате засоления почвы.
|
|
Загрязнение придорожной полосы маслопродуктами, тяжелыми металлами, хлоридами и другими загрязнителями усугубляется уплотнением почвы. В результате уменьшается влагоемкость и аэрация почвы. В уплотненной почве происходят процессы восстановления, особенно если остатки кислорода вытесняются при увлажнении или под действием других газов почвы. Восстановление ионов металлов приводит к образованию подвижных токсичных соединений, которые легко усваиваются растениями. С другой стороны, подвижность этих соединений приводит к их интенсивному выщелачиванию, снижающему запас биогенов в почве.
Автомобильные дороги расчленяют сложившийся ландшафт, тем самым, нарушая не только его культурную и эстетическую ценность, но и сложившийся процесс миграции животных. Это приводит к тому, что существующий ареал некоторых видов животных резко сокращается, ранее единая популяция разбивается на несколько изолированных частей. Численность этих раздробленных популяций может оказаться ниже критической, и тогда они обречены на вымирание. Причем пересечение путей миграции опасно не только для животных, ведь их внезапный выход на дорогу может привести к серьезным авариям с человеческими жертвами.
При прокладке дорог в засушливых районах, движение по ним транспорта приводит к сильному пылеобразованию. Широколиственные культуры, произрастающие в этих районах, например, хлопчатник, подвержены действию вредителей (паутинных клещей), размножающихся на растениях в условиях сильной запыленности. Для снижения этого эффекта применяют специальные дорожные покрытия, исключающие пылеобразование.