История молодого человека

Жанровая система реализма

19 век – «век романа». Почему? Только роман мог полно и всесторонне отобразить современный мир во всех его новых проявлениях.

Жанровые разновидности романа 19 века: социально-психологический роман; роман воспитания (его новая модификация во французской литературе – роман карьеры); исторический реалистический роман; женский роман; детективный роман; философский роман.

Самое большое место в нашем курсе будут занимать французская и английская литературы как самые выдающиеся литературы этого периода.

Французская реалистическая проза Х1Х века

Во французской реалистической прозе выделяют 2 этапа:

- ранний (конец 1820-х – 1848гг.), который представлен творчеством Бальзака и Стендаля;

- зрелый (1848 – 1871 и до конца эпохи) – представлен творчеством Флобера.

Творчество Мериме является связующим звеном между двумя эпохами.

Ранний реализм

Общность писателей раннего этапа, прежде всего, базируется на глубоком психологизме, который всегда был фамильным качеством французской литературы. Ведущим жанром в их творчестве становится роман. Особая острота в изображении современного общества объясняется их близостью к романтизму.

Писатели описывали преимущественно дворянское общество эпохи Реставрации Бурбонов (1815 -1830) и Июльской монархии (1830-1848) и социальный конфликт эпохи - противостояние разорившихся дворян и обогатившихся за время революции буржуа. Этот конфликт между буржуа и дворянством разрешился в 1830 году победой буржуазии, когда на трон был посажен буржуазный король Луи Филипп.

Важнейшей темой во французской литературе раннего этапа станет тема -

История молодого человека.

Эта тема впервые была поставлена в литературе 18 века. Стендаль и Бальзак создают две очень близких и в то же время два различных варианта истории молодого человека. Общее – герои- арривисты (мечтают о карьере как о славе). Истории герои реализуются в жанре социально-психологического романа Х1Х века на основе заимствованного из литературы ХУШ века «романа воспитания».

В литературе романтизма главным содержанием произведений были духовные поиски молодых незаурядных героев. В эпоху реализма, в соответствии с эпохой, главный акцент был сделан на карьере молодого героя, на необходимости приспособиться к современному обществу. Сюжеты этих произведений распадались на ряд этапов в жизни героев, главным из которых становился выбор жизненного пути, «путь наверх». В связи с этим этот тип молодого человека получил название – арривист (карьерист), а роман, повествующий о его судьбе – роман карьеры. Почему именно карьерист? Уже к этому времени во французской литературе было установлено, что молодые французы особенно честолюбивы и тщеславны.

Применительно к французской литературе мы можем говорить о нескольких вариантах молодых людей:

- история обедневшего дворянина знатного рода;

- история сына богатого буржуа;

- история незаурядного плебея.

Фредерик Стендаль (Анри Мари Бейль)

(1783 – 1842)

- писатель-новатор, не понятый современниками. Его роман «Красное и черное» (1831)- один из лучших романов 19 века.

О названии романа: первоначальное название – «Жюльен» (по имени главного героя) Сохранилась рукопись романа – Стендаль зачеркнул первоначальное название и написал «Красное и черное» С этого момента десятки исследователей не только французских, но и русских пытаются понять смысл этого названия.

Новизна романа.

Первое, что бросается в глаза – новая реалистическая установка: это обращение автора к современной проблематике.

С легкой руки одного из исследователей романа Стендаля он был назван «романом-скульптурой»: имеется в виду, что действие романа организовано вокруг одного незаурядного героя. Но самым важным является следующее: через историю одного героя писатель сумел показать свою эпоху.

Итак, это история незаурядного плебея. Незаурядность героя, в первую очередь, подчеркивается его романтической портретной характеристикой: «Это был невысокий юноша лет 18 или 19, довольно хрупкий на вид, с неправильными, но тонкими чертами лица и точеным с горбинкой носом. Большие черные глаза, которые в минуты спокойствия сверкали мыслью и огнем, сейчас горели самой лютой ненавистью».

Жюльен Сорель с первых строк романа показан в остром конфликте не только со своей средой, но и с самим собой. Представитель третьего сословия, сын разбогатевшего плотника, он мечтал родиться в эпоху Наполеона, а жить ему пришлось в эпоху Реставрации. Таким образом, в романе возникают два конфликта: один социальный - между дворянством и буржуазией, второй нравственный,между его природной честностью и современными законами. Он понимает, что иного пути, кроме лицемерия, чтобы пробиться наверх, нет.

Стремясь еще более подчеркнуть правдивость своего романа, Стендаль дал своему роману подзаголовок «Хроника Х1Х века», а в качестве эпиграфа выбрал знаменитое высказывание героя французской революции Дантона «Правда, горькая правда».

«Красное и черное» - многожанровый роман: это одновременно роман воспитания (роман карьеры), социально-психологический роман, исторический и любовный роман.

Структура романа Стендаля представляет собой так называемый «вертикальный срез» современного общества, который в то же время указывает на выбранный Сорелем «путь наверх»:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: