Характеристика рынка | Доля продукции, % | ||
Выпускаемая в настоящее время | Новая, связанная с выпускаемой | Совершенно новая | |
Существующий | |||
Новый, но связанный с существующим | |||
Совершенно новый |
Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать четыре фактора:
• Риск. Какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из принимаемых решений?
• Знание прошлых стратегий и результатов их применения. Это позволит фирме более успешно разрабатывать новые.
• Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.
• Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Руководству компании следует иметь в виду этот фактор.
Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с помощью консультативной фирмы.
В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все уровням управления.
|
|
При разработке «снизу вверх» каждое подразделение (служба маркетинга, финансовый отдел, производственные подразделения, служба НИОКР и т.д.) разрабатывает свои предложения по составлению стратегического плана в рамках своей компетенции. Затем указанные предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение на обсуждении в коллективе. Это позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно связанных с изучаемыми проблемами, и создает у работников чувство общности всей организации в разработке стратегии.
Фирма может воспользоваться и услугами консультантов для исследования организации и выработки стратегии.