Второй подход оценки конкурентоспособности регионов и городов базируется на измерении потенциалов этих территориальных экономических систем. В данной методике рассматриваются ресурсный, финансовый экологический и организационный потенциал региона и качество жизни в нем. «Ресурсный потенциал объединяет географическое положение, наличие природных ресурсов и характеристики климатических условий развития, земельные ресурсы, основной капитал региона, трудовые ресурсы и особенно высококвалифицированную рабочую силу. Эта группа потенциалов традиционно рассматривалась учеными как «жесткие» факторы размещения производительных сил, относительная степень значимости которых с переходом к информационному обществу имеет тенденцию к снижению.
Потенциал качества жизни охватывает уровень социальной защиты и степень безопасности проживания населения в регионе, возможности получения услуг ЖКХ, качество жилья и уровень развития градостроительства.
Финансовый потенциал играет важнейшее значение для развития экономики, создания благоприятного и привлекательного инвестиционного климата и обеспечения бесперебойной работы социальной сферы. Финансовый потенциал определяют бюджетная сила региона (профицит бюджета, степень бюджетной задолженности в расчете на одного жителя и т. п.), уровень развития инфраструктуры банковских, финансовых и страховых учреждений, надежность функционирования финансовой сферы, параметры инвестиционного климата.
|
|
Экологический потенциал играет все более значимую роль для роста качества жизни и обеспечения устойчивого развития регионов и городов, что служит существенным критерием для определения конкурентной силы территории.
Организационный потенциал представляет собой способность региональных властей мобилизовать факторы развития территории и организовать сотрудничество целевых групп местного сообщества. Основными характеристиками организационного потенциала выступают политическая стабильность в регионе, эффективность структур регионального и муниципального управления, наличие документов стратегического видения, разработанной и реализуемой стратегии развития региона, применение методов частно - общественного партнерства, регионального маркетинга и активного позиционирования, обеспечение участия граждан в принятии политических решений и управлении, информатизация и внедрение принципов электронного управления»[4]
Еще одна методика строится на оценке двух проблемно-содержательных блоков:
− способности региона производить товары и услуги в условиях конкуренции с другими регионами (17 показателей);
− способности региона удовлетворять потребности населения (16 показателей).