Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной (чистой, совершенной) или несовершенной.
I. Внутриотраслевая - борьба за долю на рынке.
Межотраслевая - за прибыть, т.е. за более выгодные вложения капитала.
II. Свободная - такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.
Признаки:
- множество продавцов и покупателей
- свободный вход и выход на рынок
- однородная продукция (примитивная)
- отсутствие диктата цен
Несовершенная - такой тип структуры рынка, когда несколько фирм производят основную массу определенного товара, что позволяет им диктовать условия другим производителям и влиять на его цену. Существует во всех странах с рыночной экономикой.
Формы монопольных объединений
1) Картель - устное согласие о разделе рынков и ценах на них.
2) Синдикат - письменное соглашение предприятий о создании единой конторы по сбыту своей продукции
3) Трест - основан на владении акциями.
4) Концерн - объединение в которое входят предприятия различных видов деятельности, в центре стоит банк. Соблюдается коммерческая тайна.
Конкуренция является инструментом, способствующим созданию монополий. Это экономический закон, поэтому во всех странах существует антитрестовское законодательство.
Виды рынков
1.Свободной конкуренции. *Множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию.
*Нет ограничения к доступу к информации о состоянии рынка, ценах.
*Нет ограничений на вход\выход с рынка
*Продавец не осуществляет контроль над ценами.
2.Чистой монополии.
*Отрасль состоит из одной фирмы, т.е. единственный продавец с уникальным товаром.
*Монополист диктует цену.
*Барьеры для вступления иных фирм в отрасль.
3.Монополистической конкуренции.
*Много мелких фирм с разнородной продукцией.
*Ограниченный контроль над ценами.
*Вход/выход свободен.
*Взаимозаменяемость товаров.
4.Олигополии.
* 2-5 крупных фирм на рынке контролируют основную его часть.
*Однородная/разнородная продукция
*Вступление в отрасль затруднено
*Взаимозависимость в принятии решений о ценах продукции.