Тема 9. Общественные блага

Чистое общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того, платят люди за него или нет.

Свойства чистых общественных благ:

Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чистого общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребления равны нулю.

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чистое общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Чистое частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно. Поскольку получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того. платят они за него или нет. То возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».

В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство.

«Провалы» (фиаско) рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

1. монополия

2. несовершенная (ассиметричная) информация

3. внешние эффекты

4.общественные блага.

Планы семинарских занятий

Тема 1. Современная микроэкономика и ее методология.

Основные экономические категории, деловая игра

Тема 2. Теория спроса и предложения.

Парадоксы закона спроса Государственное регулирование рынка. Эластичность спроса и предложения Решение задач.

Тема 3. Теория потребительского выбора.

Презентация заданий для СРС №2

Тема 4. Теория производства и издержек.

Производственная функция. Издержки производства. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде

Решение задач


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: