Хозяйством люди занимались и занимаются всегда и повсюду. И всегда были те, кто задумывался о выгодном и невыгодном, правильном и неправильном, о богатстве и бедности. И сама жизнь, развиваясь и меняясь, все время ставила новые проблемы перед экономической мыслью. Первая экономическая теория как система понятий и суждений появляется лишь к XVI веку. Поэтому по отношению к древнему миру мы будем пользоваться термином «экономическая мысль», имея в виду отрывочность суждений, дошедших до наших дней. Что же касается античности и средневековья, то к этим историческим периодам больше подходит термин “экономические учения”, имея в виду, что экономические исследования в этот период чаще всего еще не имели самостоятельного значения, представляя собой лишь части, фрагменты различных религиозных или философских трактатов. Так что экономическая наука прошла долгий путь от ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ к ЭКОНОМИЧЕСКИМ УЧЕНИЯМ и далее – к ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. экономическая мысль Древнего мира характеризуется
|
|
следующим:
1) выразители экономической мысли древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств - стремились сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство
2) доказательства идеологов древнего мира базировалась на категориях морали, этики, нравственности.
Древний Египет. На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли. Один из них датируется XXII в. до н.э., -это послание «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение Ипусера», а главная его идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.
Вавилония. Это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), часто именуемое кодексом законов (или свод законов Хаммурапи), который действовал в этой стране в XVIII в. до н.э. В этих законах установлены экономические правила и нормы рабовладельческих отношений и денежного обращения, аренды земли, арендной платы, оплаты труда наемных работников. Во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни.
|
|
Древний Китай. Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция и его сборником «Беседы и суждения», а также с идеями популярного в IV—III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы». Также необходимо отметить древнекитайскую «Книгу перемен» и некоторые другие источники, которые изложили взгляды на умственный и физический труд, отношения господства и подчинения между людьми. Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Философ считал долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству. Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным»
Древняя Индия. Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической мысли на протяжении является трактат под названием «Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»). Его автором явился Каутилья. Он выдвинул сугубо эмпирический (основанный на практике, или опыте) вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан.
Древняя Греция. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт (430-355 г.г. до н.э.), Платон (427-347 г.г. до н.э.), Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) уже по праву могут считаться первыми учеными-экономистами. Можно сказать, что экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия – наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан.
Ксенофонт, написавший такие работы, как «О доходах» и «Экономика» (учение о хозяйстве), дал старт научной экономике. Экономические воззрения этого философа нашли свое наилучшее выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:
Øразделение труда на умственный и физический виды, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;
Øпреимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;
Øвсякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);
Øденьги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью
осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение
Платон отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства соответственно в его произведениях «Государство» и «Законы». В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять философы и армия в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства. Во втором произведении философ выдвигает модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Платон развивает представления о разделении труда, высказывает ряд соображений о специализации труда и особенностях разных видов трудовой деятельности
Аристотель.(подлинный титан экономического учения античности) Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более важную роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но наиболее известна его концепция об экономике и хремастике. се виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он относит к одной из двух сфер — естественной (экономика) и неестественной (хремастика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами». Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу античного общества, и критически относился к хремастике. Следует отметить, что своих знаменитых трактатах «Политика» и «Этика» Аристотель впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления абстрактно, то есть с целью обнаружения в них общих закономерностей. Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы хозяйственной деятельности, именно он определил экономику как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег.
|
|