Экономическая мысль древности(Древний Египет, Вавилония, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Греция)

Хозяйством люди занимались и занимаются всегда и повсюду. И всегда были те, кто задумывался о выгодном и невыгодном, правильном и неправильном, о богатстве и бедности. И сама жизнь, развиваясь и меняясь, все время ставила новые проблемы перед экономической мыслью. Первая экономическая теория как система понятий и суждений появляется лишь к XVI веку. Поэтому по отношению к древнему миру мы будем пользоваться термином «экономическая мысль», имея в виду отрывочность суждений, дошедших до наших дней. Что же касается античности и средневековья, то к этим историческим периодам больше подходит термин “экономические учения”, имея в виду, что экономические исследования в этот период чаще всего еще не имели самостоятельного значения, представляя собой лишь части, фрагменты различных религиозных или философских трактатов. Так что экономическая наука прошла долгий путь от ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ к ЭКОНОМИЧЕСКИМ УЧЕНИЯМ и далее – к ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. экономическая мысль Древнего мира характеризуется

следующим:

1) выразители экономической мысли древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств - стремились сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство

2) доказательства идеологов древнего мира базировалась на категориях морали, этики, нравственности.

Древний Египет. На примере этой страны человечество распола­гает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли. Один из них датируется XXII в. до н.э., -это послание «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение Ипусера», а главная его идея — недопу­щение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового раб­ства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.

Вавилония. Это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потом­кам творение своего царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), час­то именуемое кодексом законов (или свод законов Хаммурапи), который действовал в этой стра­не в XVIII в. до н.э. В этих законах установлены экономические правила и нормы рабовладельческих отношений и денежного обращения, аренды земли, арендной платы, оплаты труда наемных работников. Во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету стра­ны из-за сокра­тившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответ­ственность вплоть до смертной казни.

Древний Китай. Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция и его сборником «Беседы и суждения», а также с идеями популярного в IV—III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы». Также необходимо отметить древнекитайскую «Книгу перемен» и некоторые другие источники, которые изложили взгляды на умственный и физический труд, отношения господства и подчинения между людьми. Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Философ считал долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству. Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным»

Древняя Индия. Наиболее ярким свидетельством древнеиндий­ской экономической мысли на протяжении явля­ется трактат под названием «Артхашастра», означающий в перево­де учение («артха») о доходах («шастра»). Его автором явился Каутилья. Он выдвинул сугубо эмпиричес­кий (основанный на практике, или опыте) вариант дифференциации в цене товара издержек производи­телей и купцов. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан.

Древняя Греция. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт (430-355 г.г. до н.э.), Платон (427-347 г.г. до н.э.), Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) уже по праву могут считаться первыми учеными-экономистами. Можно сказать, что экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия – наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан.

Ксенофонт, написавший такие работы, как «О доходах» и «Экономика» (учение о хозяйстве), дал старт научной экономике. Экономические воззрения этого философа нашли свое наилучшее выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:

Øразделение труда на умственный и физический виды, а лю­дей — на свободных и рабов имеет естественное (природ­ное) происхождение;

Øпреимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;

Øвсякому товару присущи полезные свойства (потребитель­ная стоимость) и способность обмениваться на другой то­вар (меновая стоимость);

Øденьги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью
осуществлялось товарное обращение и накопление богат­ства, но не ростовщическое обогащение

Платон отстаи­вал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовла­дельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства соответственно в его произведе­ниях «Государство» и «Законы». В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять философы и армия в обес­печении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппа­рат управления идеального государства. Во втором произведении философ выдвигает мо­дель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргумен­тацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Платон развивает представления о разделении труда, высказывает ряд соображений о специализации труда и особенностях разных видов трудовой деятельности

Аристотель.(подлинный титан экономического учения античности) Проект идеального государ­ства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, на­стаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более важную роль в хозяй­стве земледелия, а не ремесла или торговли. Но наиболее известна его концепция об экономике и хремастике. се виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производ­ства и торговли, он относит к одной из двух сфер — естественной (экономика) и неестественной (хремастика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посредни­ческих и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами». Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу античного общества, и критически относился к хремастике. Следует отметить, что своих знаменитых трактатах «Политика» и «Этика» Аристотель впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления абстрактно, то есть с целью обнаружения в них общих закономерностей. Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы хозяйственной деятельности, именно он определил экономику как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: