Понятие и виды бюджетной классификации

- это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, которое используется для составления исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и в целях обеспечения сопоставимости показателей бюджетов разных уровней.

Основное регулирование – глава 4 БКРФ, в которой установлено:

1. Основы бюджетной классификации и общий порядок ее применения: разграничение компетенции и состав бюджетной классификации. В состав бюджетной классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджета.

2. …………

3. Группы, подгруппы и виды доходов и источников финансирования дефицитов бюджета, разделы, подразделы и виды расходов.

4. Группы, статьи и виды операций сектора государственного управления.

Особыми полномочиями регулирования вопросов, связанными с бюджетной классификации Министерство финансов: определяет назначение кодов составления бюджетной классификации. Приказ 24.08.2007г. «О порядке применения бюджетной классификации». Эти указания содержит правила применения бюджетной классификации всеми участниками бюджетного процесса.

I. Классификация доходов – группировка доходных источников бюджетов всех уровней, основанный за законодательных актах РФ и определяет источники формирования доходов бюджетов. Классификация доходов состоит из перечня главного администратора поступления бюджета и видов доходов, которые разделены на группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы подвидов доходов и классификацию операцию сектора гос. управления, относящийся к доходов. К каждому элементу классификации доходов присваивается свой код, который в конечном счете образует 20-значный код соответствующего дохода. Администратор доходов – это орган гос. власти, ОМСУ, органы местной администрации. Органы управления гос. внебюджетными фондами, ЦБРФ, а также бюджетные учреждения, которые осуществляют в соответствии с законодательством контроль за правильностью зачисления, своевременностью, взыскание или принятие решения о зачете или возврате платежей, пеней, штрафов, которые явл-ся доходами бюджета. Для классификации доходов группы и подгруппы доходов явл-ся едиными для всех бюджетов. Выделяют две группы:

1. Налоговые и неналоговые доходы (подгруппы – налоги и взносы на социальные службы, налоги на прибыль и расходы, налоги на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ, налоги на товары, ввозимые на территорию РФ, доходы от использования имущества, нах-ся в государственной или муниципальной собственности, платежи за пользование природными ресурсами, административные платежи и сборы)

2. Безвозмездные поступления (подгруппы – безвозмездные поступления от нерезидентов, безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, безвозмездные поступления государственных и муниципальных организаций, безвозмездные поступления от негосударственных организаций и прочие безвозмездные поступления)

Элементы доходов устанавливаются в зависимости от полномочий по установлению и регулированию налогов и сборов, иных обязательных платежей, а также в зависимости от наличия прав требования плательщика по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям:

1. Федеральный бюджет

2. Бюджеты субъектов РФ

3. Бюджеты муниципальных районов

4. Бюджеты городских округов

5. Бюджеты внутригородских муниципальных образований

6. Бюджеты городских и сельских поселений

7. Бюджеты пенсионного фонда

8. Бюджет фонда соцстрахования

9. Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования

10. Бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования

000 1 08 02020 01 0000 110 – код госпошлины по делам рассматриваемые конституционными (уставными) судами субъекта РФ:

000 – код главного администратора доходов. Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета субъекта РФ утверждаются законом о соответствующем бюджете.

1 – группа «Налоговые и неналоговые доходы»

08 – подгруппа «Государственные пошлины»

02020 – статья в подгруппе – госпошлина

01 – элемент. Код элемента доходов для доходов соответствующего бюджета в зависимости от полномочий по установлению ставок налога.

0000 – подвид дохода – детализация кодов подвидов доходов осуществляется ОГВ РФ, ОГВ субъекта РФ и ОМСУ

110 – классификация операций сектора государственного управления, относящиеся к доходу бюджета, а именно налоговые доходы.

Это все есть в Указаниях Министерства финансов.

II. Классификация расходов бюджетов – это группировка расходов бюджетов всех уровней, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций и решения социально – экономических задач.

Классификация состоит из кода главного распорядителя бюджетных средств, разделов, подразделов, целевой статьи видов расходов, кодов операции сектора гос. управления относящиеся к расходам бюджета.

Перечень гл. распорядителей устанавливается законом о соответственном бюджете в составе ведомственной структуре расходов – это приложение к закону о бюджете. Главный распорядитель бюджетных средств – это орган гос. власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, ОМСУ либо местная администрация, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов, имеющие право распределять. Разделы и подразделы явл-ся едиными, используются при составлении бюджета бюджетов всей бюджетной системы. Выделяют 11 разделов:

1. Общегосударственные расходы

2. Национальная безопасность (14 подразделов)

3. Национальная экономика

4. Жилищно – коммунальное хозяйство

5. Культура, СМИ

6. Здравоохранение

7. Социальная политика

8. Межбюджетные трансферты и пр.

Целевые статьи обеспечивают привязку расходов в конкретном управлении деятельности бюджета субъекта в проделах подраздела. Перечень целевых статей предусмотрен Указом Минфина для РФ, а для субъекта РФ – соответствующим финансовым органом, при этом основу составляют расходные обязательства.

Виды расходов детализируют направление как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов. Виды расходов РФ устанавливаются Законом «О бюджете».

3. Классификация источников финансирования дефицита бюджета – это группировка всех видов источников финансирования бюджета, единая для всех уровней бюджета, в т.ч. для бюджета гос. внебюджетных фондов. Код классификации состоит из 20 разрядов и включает в себя код гл. администратора источников финансирования дефицита бюджета, код группы, статьи вида источников финансирования, код операции классификации сектора управления, которые относятся к источникам финансирования дефицитов бюджета.

Гл. администратор – это определенный законом или решением о бюджете орган гос. власти или ОМСУ, орган местной администрации, орган управления гос. внебюджетным фондом или иная организация, которая имеет в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета, или сами явл-ся администраторами источников финансирования дефицита бюджета соответствующего уровня. Перечень гл. администратора решается законом или решением о бюджете.

Группы и подгруппы явл-ся едиными для всех бюджетов: 1) источники внутреннего финансирования источников финансирования дефицита бюджета – относят государственные и муниципальные ценные бумаги в валюте РФ, кредиты в кредитных организациях в валюте РФ, бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы, остатки средств на счетах по учету средств бюджета; 2) источники внешнего финансирования дефицита бюджета – регулируется в иностранной валюте – относят государственные ценные бумаги, кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, кредиты кредитных организаций и иные источники финансирования.

Статьи и виды источников финансирования дефицита бюджета утверждаются законом о соответствующем бюджете и их утверждении.

5. Классификация операций сектора гос. управления – группировка операций в зависимости от вида экономического содержания. Состоит из групп, статей и подстатей. Группы и статьи явл-ся едиными для всей бюджетной системы (8):

1. Доходы – налоговые, от собственности, от оказания платных услуг, суммы принудительного изъятия, безвозмездные поступления в бюджет

2. Расходы – оплата труда, оплата работ и услуг, обслуживание государственного долга, безвозмездные перечисления организациям, соц. обеспечение и расходы по операциям с активами

3. Поступление нефинансовых активов – расходы по увеличению стоимости основных средств, увеличение стоимости нематериальных активов, непроизводственных активов и материальных запасов

4. Убытие нефинансовых активов – учитываются расходы, которые уменьшают стоимость нематериальных активов, непроизводственных активов и материальных запасов

5. Поступление финансовых активов – учитываются все поступления в бюджет, а также увеличение стоимости ценных бумаг, акций и иных форм участия в капитале, а также дебиторская задолженность

6. Выбытие финансовых активов – учитываются операции гос. управления, связанные с убытием со счетов

7. Увеличение обязательств

8. Уменьшение обязательств

Подстатьи явл-ся едиными для всех бюджетов и установлены указаниями Минфина РФ

Государственные внебюджетные фонды

- это фонд денежных средств, который образуется вне бюджетов (РФ и ее субъектов) и предназначены на пенсионное обеспечение, соц. страхование, охрану здоровья и мед. помощь.

В состав бюджета входят непосредственно бюджеты гос. внебюджетных фондов, а также территориальные подразделения

Бюджет пенсионного фонда Бюджет фонда соц. страхования Бюджет фонда обязательного мед страхования Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Деятельность Пенсионного фонда регулируется от 27.10.91г. «Вопросы пенсионного фонда России», утверждено положение о Пенсионном фонде (ред. 19.07.2007г.), ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»

ПФ явл-ся самостоятельным кредитным учреждением, государство несет субсидиарную ответственность, средства нах-ся в гос. собственности, не входят в состав бюджета и не подлежат изъятию. ПФ обеспечивает целевой сбор и аккумулирование страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных законодательством, обеспечивает капитализацию средств и привлечения добровольных взносов ФЛ или ЮЛ, обеспечивает контроль за своевременное поступление страховых взносов, осуществляет ведение персонифицированного учета застрахованных лиц.

Доходы ПФ:

1. Налоговые доходы, взимаемые в связи с применение упрощенного налогообложения

2. Неналоговые доходы – страховые взносы, пени, штрафы, недоимки по взносам, доходы от размещения средств ПФ, безвозмездные поступления и межбюджетные трансферты из федерального бюджета

Имеют целевое значение и расходуются на цели, предусмотренные пенсионным законодательством (выплата пенсии, доставка пенсии, финансовое материально – техничегосо содержания текщей деятельности ПФ)

ФСС – создан в соотв с Указом Президента от 07.08.1992 «ФСС», осущ деятельность на основании ПП РФ 12.02.1994г. явл-ся самостоятельным специализированным государственным учреждением при ПП РФ. Денежные средства и имущество ФСС явл-ся федеральной собственностью, не входит в состав бюджета и не подлежат изъятию. Задачами ФСС явл-ся обеспечение пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком, до достижении им 1,5 лет, пособие на оказание ритуальных услуг, санаторное – курортное обслуживание. Средства ФСС образуются за счет следующих источников – страховых взносов работодателей, страховых взносов граждан, доходов от гос. ценных бумаг и банковских вкладов, добровольных взносов ФЛ и ЮЛ, ассигнований из фед. бюджета для покрытия расходов, связанных для предоставления льгот. Доходами бюджета явл-ся – налоговые доходы от единого соц. налога, по ставке установленной НК, налоговые доходы, поступающие от уплаты налогов, которые предусмотрены спец. налоговыми режимами. Неналоговые доходы – страховые взносы от несчастных случаев на производстве и проф. Заболеваниях – оплата путевок в детские оздоровительные лагеря, оплата проезда к месту лечения и обратно.

ФОМС

ПП РФ от 29.06.1998г. «Об утверждении устава Федерального ФОМС» - явл-ся самостоятельным государственным некоммерческим финансово – кредитным учреждением. Основными задачами явл-ся финансовое обеспечение мед. помощи, обеспечение финансовой устойчивости обязательного мед. страхования. Все средства явл-ся государственной собственностью и не подлежат изъятию. Доходы бюджета – налоговые доходы – ЕСН по ставке, установленной НКРФ и доходов от налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами – пени, штрафы, доходы от размещения временно свободных средств, межбюджетные трансферты.

Бюджеты ГВФ принимаются в форме ФЗ не позднее принятия Закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты закона составляются органами управления форда. ГД РФ рассматривает и утверждает проекты бюджетов. В обязательном порядке ФЗ «О бюджетных и внебюджетных фондах» рассматриваются СФРФ. Проекты бюджетов территориальных внебюджетных фондов составляются, утверждаются и рассматриваются в соответствии с законодательством субъекта РФ, утверждаются в форме закона субъекта. По окончанию исполнения бюджета органы управления фондами обязаны составить отчет об исполнении, которые проходят проверку счетной палаты и утверждается законодательным органом соответствующего уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: