- это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, которое используется для составления исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и в целях обеспечения сопоставимости показателей бюджетов разных уровней.
Основное регулирование – глава 4 БКРФ, в которой установлено:
1. Основы бюджетной классификации и общий порядок ее применения: разграничение компетенции и состав бюджетной классификации. В состав бюджетной классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджета.
2. …………
3. Группы, подгруппы и виды доходов и источников финансирования дефицитов бюджета, разделы, подразделы и виды расходов.
4. Группы, статьи и виды операций сектора государственного управления.
Особыми полномочиями регулирования вопросов, связанными с бюджетной классификации Министерство финансов: определяет назначение кодов составления бюджетной классификации. Приказ 24.08.2007г. «О порядке применения бюджетной классификации». Эти указания содержит правила применения бюджетной классификации всеми участниками бюджетного процесса.
|
|
I. Классификация доходов – группировка доходных источников бюджетов всех уровней, основанный за законодательных актах РФ и определяет источники формирования доходов бюджетов. Классификация доходов состоит из перечня главного администратора поступления бюджета и видов доходов, которые разделены на группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы подвидов доходов и классификацию операцию сектора гос. управления, относящийся к доходов. К каждому элементу классификации доходов присваивается свой код, который в конечном счете образует 20-значный код соответствующего дохода. Администратор доходов – это орган гос. власти, ОМСУ, органы местной администрации. Органы управления гос. внебюджетными фондами, ЦБРФ, а также бюджетные учреждения, которые осуществляют в соответствии с законодательством контроль за правильностью зачисления, своевременностью, взыскание или принятие решения о зачете или возврате платежей, пеней, штрафов, которые явл-ся доходами бюджета. Для классификации доходов группы и подгруппы доходов явл-ся едиными для всех бюджетов. Выделяют две группы:
1. Налоговые и неналоговые доходы (подгруппы – налоги и взносы на социальные службы, налоги на прибыль и расходы, налоги на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ, налоги на товары, ввозимые на территорию РФ, доходы от использования имущества, нах-ся в государственной или муниципальной собственности, платежи за пользование природными ресурсами, административные платежи и сборы)
|
|
2. Безвозмездные поступления (подгруппы – безвозмездные поступления от нерезидентов, безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, безвозмездные поступления государственных и муниципальных организаций, безвозмездные поступления от негосударственных организаций и прочие безвозмездные поступления)
Элементы доходов устанавливаются в зависимости от полномочий по установлению и регулированию налогов и сборов, иных обязательных платежей, а также в зависимости от наличия прав требования плательщика по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям:
1. Федеральный бюджет
2. Бюджеты субъектов РФ
3. Бюджеты муниципальных районов
4. Бюджеты городских округов
5. Бюджеты внутригородских муниципальных образований
6. Бюджеты городских и сельских поселений
7. Бюджеты пенсионного фонда
8. Бюджет фонда соцстрахования
9. Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования
10. Бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования
000 1 08 02020 01 0000 110 – код госпошлины по делам рассматриваемые конституционными (уставными) судами субъекта РФ:
000 – код главного администратора доходов. Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета субъекта РФ утверждаются законом о соответствующем бюджете.
1 – группа «Налоговые и неналоговые доходы»
08 – подгруппа «Государственные пошлины»
02020 – статья в подгруппе – госпошлина
01 – элемент. Код элемента доходов для доходов соответствующего бюджета в зависимости от полномочий по установлению ставок налога.
0000 – подвид дохода – детализация кодов подвидов доходов осуществляется ОГВ РФ, ОГВ субъекта РФ и ОМСУ
110 – классификация операций сектора государственного управления, относящиеся к доходу бюджета, а именно налоговые доходы.
Это все есть в Указаниях Министерства финансов.
II. Классификация расходов бюджетов – это группировка расходов бюджетов всех уровней, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций и решения социально – экономических задач.
Классификация состоит из кода главного распорядителя бюджетных средств, разделов, подразделов, целевой статьи видов расходов, кодов операции сектора гос. управления относящиеся к расходам бюджета.
Перечень гл. распорядителей устанавливается законом о соответственном бюджете в составе ведомственной структуре расходов – это приложение к закону о бюджете. Главный распорядитель бюджетных средств – это орган гос. власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, ОМСУ либо местная администрация, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов, имеющие право распределять. Разделы и подразделы явл-ся едиными, используются при составлении бюджета бюджетов всей бюджетной системы. Выделяют 11 разделов:
1. Общегосударственные расходы
2. Национальная безопасность (14 подразделов)
3. Национальная экономика
4. Жилищно – коммунальное хозяйство
5. Культура, СМИ
6. Здравоохранение
7. Социальная политика
8. Межбюджетные трансферты и пр.
Целевые статьи обеспечивают привязку расходов в конкретном управлении деятельности бюджета субъекта в проделах подраздела. Перечень целевых статей предусмотрен Указом Минфина для РФ, а для субъекта РФ – соответствующим финансовым органом, при этом основу составляют расходные обязательства.
Виды расходов детализируют направление как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов. Виды расходов РФ устанавливаются Законом «О бюджете».
3. Классификация источников финансирования дефицита бюджета – это группировка всех видов источников финансирования бюджета, единая для всех уровней бюджета, в т.ч. для бюджета гос. внебюджетных фондов. Код классификации состоит из 20 разрядов и включает в себя код гл. администратора источников финансирования дефицита бюджета, код группы, статьи вида источников финансирования, код операции классификации сектора управления, которые относятся к источникам финансирования дефицитов бюджета.
|
|
Гл. администратор – это определенный законом или решением о бюджете орган гос. власти или ОМСУ, орган местной администрации, орган управления гос. внебюджетным фондом или иная организация, которая имеет в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета, или сами явл-ся администраторами источников финансирования дефицита бюджета соответствующего уровня. Перечень гл. администратора решается законом или решением о бюджете.
Группы и подгруппы явл-ся едиными для всех бюджетов: 1) источники внутреннего финансирования источников финансирования дефицита бюджета – относят государственные и муниципальные ценные бумаги в валюте РФ, кредиты в кредитных организациях в валюте РФ, бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы, остатки средств на счетах по учету средств бюджета; 2) источники внешнего финансирования дефицита бюджета – регулируется в иностранной валюте – относят государственные ценные бумаги, кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, кредиты кредитных организаций и иные источники финансирования.
Статьи и виды источников финансирования дефицита бюджета утверждаются законом о соответствующем бюджете и их утверждении.
5. Классификация операций сектора гос. управления – группировка операций в зависимости от вида экономического содержания. Состоит из групп, статей и подстатей. Группы и статьи явл-ся едиными для всей бюджетной системы (8):
1. Доходы – налоговые, от собственности, от оказания платных услуг, суммы принудительного изъятия, безвозмездные поступления в бюджет
2. Расходы – оплата труда, оплата работ и услуг, обслуживание государственного долга, безвозмездные перечисления организациям, соц. обеспечение и расходы по операциям с активами
|
|
3. Поступление нефинансовых активов – расходы по увеличению стоимости основных средств, увеличение стоимости нематериальных активов, непроизводственных активов и материальных запасов
4. Убытие нефинансовых активов – учитываются расходы, которые уменьшают стоимость нематериальных активов, непроизводственных активов и материальных запасов
5. Поступление финансовых активов – учитываются все поступления в бюджет, а также увеличение стоимости ценных бумаг, акций и иных форм участия в капитале, а также дебиторская задолженность
6. Выбытие финансовых активов – учитываются операции гос. управления, связанные с убытием со счетов
7. Увеличение обязательств
8. Уменьшение обязательств
Подстатьи явл-ся едиными для всех бюджетов и установлены указаниями Минфина РФ
Государственные внебюджетные фонды
- это фонд денежных средств, который образуется вне бюджетов (РФ и ее субъектов) и предназначены на пенсионное обеспечение, соц. страхование, охрану здоровья и мед. помощь.
В состав бюджета входят непосредственно бюджеты гос. внебюджетных фондов, а также территориальные подразделения
Бюджет пенсионного фонда Бюджет фонда соц. страхования Бюджет фонда обязательного мед страхования | Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
Деятельность Пенсионного фонда регулируется от 27.10.91г. «Вопросы пенсионного фонда России», утверждено положение о Пенсионном фонде (ред. 19.07.2007г.), ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»
ПФ явл-ся самостоятельным кредитным учреждением, государство несет субсидиарную ответственность, средства нах-ся в гос. собственности, не входят в состав бюджета и не подлежат изъятию. ПФ обеспечивает целевой сбор и аккумулирование страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных законодательством, обеспечивает капитализацию средств и привлечения добровольных взносов ФЛ или ЮЛ, обеспечивает контроль за своевременное поступление страховых взносов, осуществляет ведение персонифицированного учета застрахованных лиц.
Доходы ПФ:
1. Налоговые доходы, взимаемые в связи с применение упрощенного налогообложения
2. Неналоговые доходы – страховые взносы, пени, штрафы, недоимки по взносам, доходы от размещения средств ПФ, безвозмездные поступления и межбюджетные трансферты из федерального бюджета
Имеют целевое значение и расходуются на цели, предусмотренные пенсионным законодательством (выплата пенсии, доставка пенсии, финансовое материально – техничегосо содержания текщей деятельности ПФ)
ФСС – создан в соотв с Указом Президента от 07.08.1992 «ФСС», осущ деятельность на основании ПП РФ 12.02.1994г. явл-ся самостоятельным специализированным государственным учреждением при ПП РФ. Денежные средства и имущество ФСС явл-ся федеральной собственностью, не входит в состав бюджета и не подлежат изъятию. Задачами ФСС явл-ся обеспечение пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком, до достижении им 1,5 лет, пособие на оказание ритуальных услуг, санаторное – курортное обслуживание. Средства ФСС образуются за счет следующих источников – страховых взносов работодателей, страховых взносов граждан, доходов от гос. ценных бумаг и банковских вкладов, добровольных взносов ФЛ и ЮЛ, ассигнований из фед. бюджета для покрытия расходов, связанных для предоставления льгот. Доходами бюджета явл-ся – налоговые доходы от единого соц. налога, по ставке установленной НК, налоговые доходы, поступающие от уплаты налогов, которые предусмотрены спец. налоговыми режимами. Неналоговые доходы – страховые взносы от несчастных случаев на производстве и проф. Заболеваниях – оплата путевок в детские оздоровительные лагеря, оплата проезда к месту лечения и обратно.
ФОМС
ПП РФ от 29.06.1998г. «Об утверждении устава Федерального ФОМС» - явл-ся самостоятельным государственным некоммерческим финансово – кредитным учреждением. Основными задачами явл-ся финансовое обеспечение мед. помощи, обеспечение финансовой устойчивости обязательного мед. страхования. Все средства явл-ся государственной собственностью и не подлежат изъятию. Доходы бюджета – налоговые доходы – ЕСН по ставке, установленной НКРФ и доходов от налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами – пени, штрафы, доходы от размещения временно свободных средств, межбюджетные трансферты.
Бюджеты ГВФ принимаются в форме ФЗ не позднее принятия Закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты закона составляются органами управления форда. ГД РФ рассматривает и утверждает проекты бюджетов. В обязательном порядке ФЗ «О бюджетных и внебюджетных фондах» рассматриваются СФРФ. Проекты бюджетов территориальных внебюджетных фондов составляются, утверждаются и рассматриваются в соответствии с законодательством субъекта РФ, утверждаются в форме закона субъекта. По окончанию исполнения бюджета органы управления фондами обязаны составить отчет об исполнении, которые проходят проверку счетной палаты и утверждается законодательным органом соответствующего уровня.