Дефицит госбюджета – разность между доходами и расходами государства за определенный период. Когда эта разность положительна, то говорят о профиците, если разность отрицательна, то имеет место дефицит. Основные виды дефицита:
1. Циклический – дефицит госбюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличение государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.
2. Структурный – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
Основные причины образования:
1. Увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения
2. Циклические спады и естественные стабилизаторы экономики
3. Сокращение налогов в целях стимулирования экономики без соответствующей корректировки госрасходов.
4. Усиление влияния политического бизнес-цикла, связанное с проведением предвыборной политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами.
5. Повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате
a. Увеличения госрасходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где происходит старение населения)
b. Увеличение госрасходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения)
6. Большой оборот «теневого» капитала.
Способы финансирования бюджетного дефицита:
1. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация) – нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. Может осуществляться непосредственно эмиссией наличности или в др. формах, например в виде расширения кредитов или в форме отсроченных платежей
2. Выпуск займов – увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и, частично, к снижению потребительских расходов.
3. долговое финансирование бюджетного дефицита – не устраняет угрозы дефицита, а только создает временную отсрочку этого роста.
4. Увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
Ни один из способов финансирования бюджетного дефицита не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.
6 Государственный долг: виды, последствия накопления и методы регулирования.
Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме бюджетных дефицитов (за вычетом излишков) за все предыдущие годы. Государственный долг подразделяется на:
1. Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством
2. Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
Методы сокращения внешней задолженности:
1. Выкуп долга – Предоставление стране-должнику выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг.
2. Обмен долга на акционерный капитал – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций
3. Замена существующих обязательств новыми обязательствами – ставка процента по новым ценным бумагам может быть меньше ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости
4. Реструктуризация долга – пересматриваются условия его обслуживания (процент, сумма, сроки начала возврата)