Индивидуальные особенности. Темперамент. Понятие о темпераменте. Психологические теории темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Тип высшей нервной деятельности и темперамент, многозначность связей между ними. Свойства темперамента. Проявление свойств темперамента в познавательных процессах, деятельности и общении людей. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Место темперамента в структуре личности человека. Темперамент и характер. Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.
Характер. Понятие о характере. Обусловленность характера общественными и межличностными отношениями. Черты характера и его целостность. Структура характера и симптомокомплексы его свойств. Типы характера. Механизмы формирования характера. Основные этапы формирования характера. Полоролевые различия характера. Трансформация характера в течение жизни. Проблема перевоспитания характера. Место характера в общей структуре личности. Характер и темперамент. Характер и деятельность. Характер человека и его взаимоотношения с людьми.
|
|
Акцентуации характера. Описание типов акцентуаций (А.Е. Личко, К. Леонгард).
Способности. Понятие о способностях. Способности и деятельность. Структура способностей. Проблемы измерения и определения способностей. Возможности компенсации способностей. Способности и успешность деятельности человека. Понятие об одаренности, таланте и гениальности.
Представления о задатках. Задатки как природно и социально сформированные предпосылки для развития способностей. Неоднозначность связей между задатками и способностями. Врожденное и приобретенное в способностях. Формирование и развитие способностей. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Способности и задатки в профориентации и переориентации. Педагогические способности.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании дисциплины «Общая психология» используются следующие формы учебных занятий:
· Лекции, на которых рассматриваются теоретические подходы;
· Семинары, где обсуждаются наиболее проблемные вопросы лекций, заслушиваются доклады и сообщения, подготовленные студентами, докла-дываются результаты выполнения домашних заданий, законспектированных научных статей, реферированной литературы;
· Дидактические игры, имеющие характер тренинга общения;
· Практические занятия, связанные с изучением психологических феноменов, знакомство с диагностическими методиками,
· Лабораторные работы, связанные с проведением психологического обследования студентов и самообследования,
|
|
· Самостоятельная работа, направленная на усвоение теоретического материала дисциплины, подготовка к семинарским занятиям, выполнение твор-ческих заданий, подготовка тезисов, статей, разработка электронных презен-таций, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему контролю знаний промежуточной аттестации, экзамену,
· Тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины;
· Консультирование студентов по вопросам учебного материала, прове-дения психологических исследований, самостоятельной работы, подготовки тезисов докладов.
В процессе реализации форм учебной работы используются такие технологии как: проблемная, ситуационная, исследовательская, аналитическая, программированная, игровая, тестовая.