Содержание курса

Модуль 1. Методологические и теоретические основы дифференциальной психологии (6 час.лекций, 2час. практические занятия, 8 час. самостоятельная работа).

Компетенции:ОК-1; ОК-3; ПК-8; ПК-10; ПК-13 ПК-13; ПК-18; ПК-20

Самостоятельная работа: научная биография ученого, подготовка сообщения (презентации), тестирование.

Тема 1. Предмет дифференциальной психологии. Основные понятия, задачи, проблемы дифференциальной психологии. Методы исследования дифференциальной психологии. Дифференциальная психология как познание природы человеческой индивидуальности. История становления дифференциальной психологии.Разделы дифференциальной психологии, ихвзаимосвязь. Дифференциальная психология в системе человекознания. Наиболее распространенные тенденции и теории в психологии индивидуальности. Персонализм как направление западноевропейской дифференциальной психологии. Перспективы развития дифференциальной психологии.

Тема 2. Условия и факторы развития индивидуальности. Соотношение биологического и социального в развитии индивидуальности. Соматический, психологический, социальный и социокультурный уровни индивидуальности. Личность и индивидуальность. Индивидуальность и субъектность.Индивид, индивидуальность, субъект, личность, человек. Структура индивидуальности.

Практические занятия

1. Проблема индивидуальности и ее структура. 2 часа.

а) Отношение понятий индивид, индивидуальность, личность, субъект.

б) Индивидуальность и ее структура.

в) Структура индивидуальности по Э.А. Голубевой.

Тематика сообщений

1. Представления об индивидуальности и ее структуре в работах Б.Г. Ананьева

2. Представления об индивидуальности в работах В.С. Мерлина.

3. Представления об индивидуальности в работах Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.

Литература

1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М., 2008.

2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: учебное пособие. – М., 2007.

3. Нартова – Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Ижица, 2008

Дополнительная

1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2008.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1998.

3. Голубева Э.А. Способности и склонности. М., 1989.

4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М. 1990.

5. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс, 2005.

6. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб., 2003

7. Платонов К.К. Структура и развитие личности.м.: Наука, 1996.

8. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1996.

9. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М., 1997.

10. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности (избранные психологические труды) – М., 2000.

11. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2000.

10. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. /Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2008

13. Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. – М.: Наука, 1987.

Модуль 2. Индивидуальные особенности психических процессов ( 2 час.лекции, 2 час. практические занятия; 3 час. самостоятельная работа)

Компетенции:ПК-6; ПК-23

Самостоятельная работа: тестирование, самодиагностика.

Тема 3. Индивидуальная специфика психических процессов.

Дифференциальные характеристики ощущений и восприятия, воображения. Типы внимания и памяти. Характеристики мышления. Индивидуальные особенности аналитико-синтетической деятельности.

Индивидуальные особенности эмоциональных и регулятивных процессов, языка и речи. Паттерны эмоционального взаимодействия. Эмоциональные предпочтения, реакции и стили. Эмоциональные и неэмоциональные субъекты. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции. Стиль речи. Индивидуальные особенности сознания.

Практические занятия 2 час.

Диагностика индивидуальной специфики психических процессов.

1. Диагностика особенностей эмоционально-волевой сферы

2. Диагностика вербального и невербального интеллекта.

3. Диагностика соотношения сигнальных систем (художественный, мыслительный типы)

Литература

Основная

1. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс, 2005.

2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб., 2003

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб., 2001

Дополнительная

1. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2010.

Модуль 3. Свойства и условия развития индивидуальности (8 час.лекций, 8 час. практических занятий, 4 час. лабораторных занятий, 21 час. самостоятельная работа).

Компетенции: ПК-6; ПК-13; ПК-23

Самостоятельная работа: подготовка сообщения (презентации),

самоанализа, психологического портрета, конспекта монографии, тестирование.

Тема 4. Свойства условия и развития индивидуальности.

I.Темперамент как психобиологическая основа личности. Особенности темперамента, физиологические основы темперамента. Развитие темперамента. Особенности темперамента у детей. Исследования темперамента в психологии и психофизиологии. Статус темперамента в структуре индивидуальных свойств. Отклонения в развитии, обусловленные особенностями темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и профессия. Диагностика особенностей темперамента и свойств ВНД.

Практические и лабораторные занятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: