Рынки несовершенной конкуренции: олигополия, монополия, монопсония

Олигополия – одна из самых распространенных структур рынка в экономике. Это характерно для всех отраслей тяжелой промышленности, металлургии, химии, автомобилестроения, самолетостроения и др.

Характерные признаки:

1) немногочисленность фирм и крупные размеры производства (3-8 фирм в отрасли);

2) наличие высоких барьеров для вступления в отрасль;

3) однородность или дифференцированность продукта;

4) цены на рынке олигополии относительно устойчивы;

5) эффект масштаба и экономия издержек там, где эффект масштаба значителен, достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей;

6) рынок олигополии склонен к согласованному действию его участников или тайному сговору при установлении цен. В этом случае этот рынок перерастает в рынок монополии.

При установлении ценообразования проявляются две черты олигополии:

- с одной стороны, цены имеют тенденцию быть негибкими. Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях совершенной конкуренции;

- с другой стороны, олигополисты изменяют цены все вместе. Это поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям или тайному сговору.

Олигополия делает упор на ценовую конкуренцию. Считается, что ценовая конкуренция помогает получить долговременные преимущества перед конкурентами, т.к. изменения продукта, новая технология и удачная реклама не могут так быстро и полно дублированы, как снижение цен.

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены покупать данную продукцию у фирмы-монополиста. Кривая спроса на продукцию монополиста совпадает с кривой рыночного спроса. Но, несмотря на особое положение монополии, рынок оказывает влияние на результаты ее деятельности. При продажи продукции по более высокой цене спрос на продукцию понижается, и объем производства уменьшается. Чтобы поддержать уровень производства и продаж на достаточно высоком уровне, монополист прибегает к ценовой дискриминации.

Если монополист установил цену, которая при конкретном объеме продаж обеспечит ему получение максимальной прибыли, но при этом он имеет дополнительный объем продукции, который может продать по более низким ценам и иметь сверхприбыль, назначая разные цены для различных покупателей, он прибегает к ценовой дискриминации.

Продажа продукта по разным ценам для разных покупателей называется ценовой дискриминацией.

Монополии разделяются на естественные (добытчики и переработчики редкоземельных металлов, РАО ЕЭС России) и искусственные, которые объединились с целью получения сверхприбыли. Причиной искусственной монополии может служить законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль, патенты и лицензии, а также нечестное поведение и др.

Монопсония - ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.

На рынках данного типа определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели. Примером монопсонии является рынок труда, на котором множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.

Монопсония возникает при следующих условиях:

- на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;

- данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;

- этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);

- фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: