На каком рынке действует монополистическая конкуренция?

Монополистическая конкуренция — это конкуренция с элементом монополизма, связанная со стремлением достичь уникальности продукции. Признаки рынка монополистической конкуренции: 1) ориентация на разброс вкусов потребителей, поэтому такой рынок называют рынком дифференцированного продукта; 2) множество функционирующих фирм, что делает невозможным сговор между ними по поводу сокращения производства и взвинчивания цен; 3) отсутствие высоких барьеров для вступления в отрасль. Небольшие фирмы, характерные для этого рынка, не способны их обеспечить; 4) продавец в своих решениях относительно цены и объема производства в малой степени считается с возможной реакцией конкурентов, так как каждый из них, выпуская различные товары, не способен переманить его покупателей. Каким образом рынок монополистической конкуренции сочетает черты монополии и совершенной конкуренции?

Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом монополиста, а в долгосрочном он эту привилегию теряет. Это означает, что формула поведения монополистического конкурента в краткосрочном периоде аналогична рынку чистой монополии, а именно: Р > МС = MR < АС. В долгосрочном периоде, поскольку рынок перерастает в конкурентный, эта формула выглядит иначе: Р-МС = MR=AC.

Почему возможности монополистического конкурента повышать цены более ограничены по сравнению с чистой монополией? Монополистический конкурент действует на рынке не один, каждому товару противостоят еще и заменители. Резкое повышение цены может заставить покупателей уйти на рынок заменителя. Поэтому спрос на этом рынке более эластичен по сравнению с рынком чистой монополии.

51. Понятие олигополия и ее признаки.Олигополия представляет собой структуру, при которой отраслевой спрос удовлетворяется небольшим числом производителей. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как стандартными, так и дифференцированными. Типичные признаки олигополистического рынка: а) малое количество фирм, которые, однако, в состоянии наполнить рынок; б) наличие высоких барьеров для вступления в отрасль; в) стратегия фирмы строится с учетом реакции на нее конкурента. Стратегический менеджмент здесь вынужден предугадывать возможные шаги конкурентов и вырабатывать арсенал альтернативных решений; г) цены на олигополистическом рынке относительно устойчивы; д) рынок олигополии демонстрирует склонность его участников к согласованным действиям или тайному сговору при установлении цен. В этом случае олигополистический рынок перерастает в рынок чистой монополии.

52. Рынок олигополий, картельные соглашения.Ограниченное количество конкурентов создает условия для координации их действий во имя сокращения потерь от конкуренции и возможности максимизации прибыли для всех участников рынка. Объектом договоренности являются отпускные цены и квоты продаж или же территориальный раздел рынков. Подобные сговоры (монопольные союзы) получили название картелей. Чаще всего они ведут к сокращению производства и взвинчиванию цен, поэтому часто запрещаются законом и действуют как тайный сговор. Явная или тайная картель, по существу, превращается в монопольную структуру, работающую по правилам монопольного рынка с его стратегическими ориентирами:

53. Устойчивость цен на рынке олигополий с точки зрения экономической теории.Наиболее убедительно ответ на этот вопрос описан в моделях лидерства в ценах, ломаной кривой спроса и в модели Курно. Модель лидерства в ценах описывает действие фирм, не состоящих в тайном сговоре и действующих самостоятельно. Цены устанавливает на рынке лидер как самая крупная фирма. Он просчитывает уровень цены, устраивающий не только его, но и остальных участников рынка. В противном случае возможны изнурительные ценовые войны, от которых проигрывают все. Модель ломаной кривой спроса исходит из того, что главное на­правление конкурентной борьбы состоит в наращивании доли завоеванного рынка: чем больше доля, тем богаче фирма. Увеличение цены отпугивает покупателей и заставляет их переметнуться к конкурентам, у которых автоматически увеличится доля рынка. Поэтому если конкурент повышает цену, все остальные продавцы не повторяют его действий, и конкурент теряет покупателей. При снижении цены всем остальным продавцам придется поступать так же во имя сохранения своей доли рынка, но все они теряют доход. Фирмы вынуждены использовать способ обогащения, минуя манипуляции с ценами. Французский экономист А. Курно объяснил устойчивость цен на рынке дуополии (два продавца), анализируя эластичность кривой спроса. Он указал, что фирма снижает цену ради увеличения продаж только до тех пор, пока выигрыш от увеличения доли рынка перекрывает потери от снижения цены. Когда достигается точка единичной ценовой эластичности, снижение цены делается бессмысленным. Подобная ситуация возникает и у конкурента. В результате оба участника рынка сохраняют и масштабы производства, и уровень цен.

54. Влияние рынка олигополий на экономический прогресс общества. Олигополистический рынок демонстрирует главную стратегию, направленную на достижение эффекта масштаба, которая невозможна при повышении цены, поэтому цены олигополистического рынка обычно ниже, чем у чистого монополиста.

Стремление уменьшить издержки на рынке олигополий весьма ощутимо, так как этот рынок не паразитирует на стратегиях взвинчивания цен. Значит, рынок олигополий продуцирует инвестиционные стимулы. Для их реализации у олигополий гораздо больше средств по сравнению с мелким продавцом. Потому олигополии достигают больших уровней выпуска и занятости по сравнению с совершенно конкурентным рынком.

Рынок олигополий развивается под угрозой уменьшения доли рынка в результате более успешных действий весьма сильных конкурентов, поэтому он сохраняет высокие стимулы к развитию производств, росту качества и обновлению ассортимента, ускорению НТП.

55. Цели и направления антимонопольной политики.Любой вид ограничения конкуренции ведет к повышению цен и сокращению объема выпуска, что естественно деформирует рынок и ведет к потерям для общества. Опасность подобных деформаций осознана ныне во всех странах рыночной экономики, поэтому они активно проводят антимонопольную политику. Она предполагает два блока: недопущение новых монопольных образований и противодействие монопольной власти для тех рынков, где монополистические структуры уже обосновались. Для последних создается ситуация, исключающая легитимность злоупотреб­лений монопольной власти в виде «нечестной конкуренции».

Ограничение монопольной власти осуществляется с помощью административных и экономических мер. Административные меры предполагают запрет на сговоры, ведущие к росту цен и падению производства, устанавливают контроль за слияниями, запрещая их в случае, если новые образования сформируются как чистые монополисты. Такие меры могут быть использованы и для расформирования компаний, если они несут прямую угрозу развитию рынка, для пресечения проявлений монопольной власти и ее аномалий, вроде так называемой «нечестной конкуренции».

Экономические меры представляют собой набор инструментов, вынуждающих монополию делиться с государством монопольной прибылью (через налогообложение). Государство также пытается регулировать цены, препятствуя их росту (через установку потолка цен, временное замораживание цен и др.). Экономические меры регулирования монополий требуют осторожности, так как ограничение деятельности фирмы может привести к переключению их капиталов в другие отрасли, что чревато спадом производства и ростом цен в отрасли.

Мировой опыт антимонопольной политики свидетельствует о наибольшей эффективности предотвращения новых образований (структурный подход). К уже сложившимся структурам применяют методы, корректирующие их поведение (поведенческий подход). Но для этого необходимы не только умелые действия, но и политическая воля, способная противостоять сильному монополистическому лоббированию. Р > МС = MR > AC. Картельные соглашения относительно неустойчивы по причине конкурентной борьбы внутри их участников. Со временем они могут требовать пересмотра условий соглашения для завоевания себе более выгодных позиций: пересмотра квот или долей рынка. Возможно и появление новых участников рынка, что также требует новых условий координации.

56. Рынок факторов производства, его характеристика.В современной экономике основными факторами производства являются труд, земля, капитал и предпринимательство, которые появляются на рынке факторов в качестве специфических товаров, покупаемых для производства продуктов и услуг.

Организационно рынок факторов рассредоточен в пространстве, поэтому можно говорить о нескольких взаимосвязанных рынках: рынке труда, рынке землепользования и рынке капитала. Взаимосвязь между ними состоит в том, что цены на одном рынке влияют на цены на других рынках в зависимости от спроса и предложения на факторы.

Отличительной чертой рынка факторов является то, что товар-фактор в результате купли-продажи не переходит в собственность покупателя, а остается собственностью продавца. Этим обусловлены конституционные права собственников товаров — правом частной собственности на свои товары.

57. Рынок труда, его особенности. Рынок труда это сфера контактов м/у продавцом и покупателем трудовых услуг, в результате которых устанавливаются уровень цен на труд и распределение услуг труда Рынок труда включает в себя широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Через рынок труда большинство работающего населения получают работу и доходы. РТ обладает рядом особенностей 1. на РТ покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид. 2. Компенсация за труд предоставлена не только з/п но и различными доп льготами, 3. трудовые контракты являются многосторонними соглашениями кроме денежного аспекта сделки или включают в себя содержание и условие труда. Вероятность сохранения рабочего места, перспективы продвижения по работе, микроклимат в коллективе, субординация с начальством. 4. На рынке труда все работники значительно отличаются друг от друга многими качествами (способностями, предпочтениями), а работа различается по требуемой квалификации и условиям труда. 5. При покупке труда положительность контактов продавца и покупателя имеет существенное значение она приносит выгоду как работнику так и работодателю. 6. Т.к. большинство индивидов одновременно явл-ся покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг безработица понижает их жизненный уровень и как следствие замедляет развитие и движение на товарном рынке. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции(абстрагируемая от многих сложных реальностей) модель которая предназначена для глубокого изучения всех сторон рынка труда. Данная модель построена на ряде ограничений ---- множество участников рынка труда не оказывают существенного влияния на рыночную цену труда. ---- работники и предприниматели свободны в своих решениях входить на данный рынок труда и покидать его. ----ни работники ни предприниматели не создают на рынке труда какие либо организации требующие снижение или повышение з/п. (гос-ное регулирование данного вопроса в условиях совершенной конкуренции отсутствует). ---- обе стороны хорошо информированы о состоянии рынка труда. ---- в поведении работников и предпринимателей обладаем экономическая мотивировка. ---- колебательные тенденции з/п на рынке труда объективно ведут к состоянию равновесия м/у спросом на труд и его предложением.

58. Какие факторы называют вещественными.К таким факторам относятся капитал и земля. Оба они имеют как физическую, так и денежную форму. Физическая форма земли и капитала представляет собой вещественное богатство или реальные активы. Финансовая форма — это финансовое богатство или финансовые активы. К финансовым активам или финансовому капиталу относятся не только деньги, но и ценные бумаги. Рынок финансовых активов имеет определенную самостоятельность и свои собственные законы.

Вещественными факторами называют капитал и землю в их физической форме. Цена вещественного фактора или актива – цена которую необходимо уплатить за владение активом. Цена его услуги это стоимость использования услуги любого актива. Для вещественных факторов цена их услуги представляет собой рентную оценку данного актива. В соответствии с рентной оценкой определяется суммарный доход получаемый от использования услуг данного актива РЕНТА

59. Специфика рынка земли.Рынок земли характеризуется спросом и предложением земли. Если спрос на землю определен так же, как и для любого вещественного ресурса, ее предельной доходностью, то предложение земли как экономического ресурса неизменно и связано с ограниченностью ее количества. Следовательно, и величина земельной услуги будет постоянной. То есть по различным ценам может быть предложено в аренду фиксированное количество земли. Таким образом, специфика рынка земли связана с ограниченностью ее количества и, следовательно, с постоянством предложения услуг земли. Спрос на землю означает прежде всего спрос на ее услуги. Спрос на услуги земли – то количество земли которое хотят взять в аренду при каждом данном уровне цен на ее услуги. Спрос на услугу земли также как на услугу любого эконо-го ресурса явл. Производственным это значит что его величина (то кол-во земли услугами которых захотят воспользоваться) зависит не только от определенного количества произведенной на земле продукции но и от дохода который можно получить от реализации этого количества, поэтому спрос на услуги земли определяются величиной предельной рентной оценки. Это доп доход который м.б. получен от использования каждой дополнительной единицы земли. MRT=дельтаТР/дельтаТ МРТ – предельная рентная оценка дельта ТР прирост общего дохода дельта Т прирост количества земли. Спрос на услуги земли демонстрирует обратную зависимость м/у величиной рентной оценки земли и кол-ом земли. Таким образом спрос на землю определяется величиной ее предельной доходности и характеризует обратную зависимость м/у кол-вом земли и ценой ее услуги. (величиной рентной оценки).

60. Внешние эффекты и общественные блага, их общая характеристика. В нешние эффекты – побочные эффекты неучтенные в цене и возникающие у третьих лиц или общества, в процессе производства или потребления. Но в процесс производства и потребления оказываются вовлеченными множество третьих лиц у которых могут возникать доп. польза или ущерб от производства или потребления различных товаров и услуг. Побочный эффект характеризуется как внешний (экстерналием). Внешние эффекты и их влияние не учитываются в цене товара ил услуги: 1. если от данного эффекта есть отрицательный нужны доп. вложения капитала чтобы его ликвидировать. 2. Потребитель не заинтересован в росте цен.

Общественное благо – по мимо частных благ потребление которых одним индивидом исключает возможность его потребления другим – есть общественные блага (общественные товары) потребление которых происходит одновременно всеми субъектами и выгодны всем.

Характеристики: 1. свойства неизбирательности 2. Свойства неисключаемости в потреблении(нет запрета на пользование благом) Общественное благо т.к. оно доступно всем обладает положительным эффектом. Общественными благами которыми пользуются все население страны обеспечивается государством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: