Проблема минимизации издержек и максимизации прибыли

Проблема минимизации издержек сводится к поиску такого оптимального сочетания ресурсов, который бы отражал оптимальное соотношение их производительности и средств, потраченных на их найм.

Экономия на масштабе производства. Факторы, позволяющие крупным компаниям или странам производить товары и услуги с меньшими издержками, по сравнению с небольшими компаниями и странами. Экономия, обусловленная ростом масштаба деятельности данной фирмы, достигается вследствие неделимости/невозможности использования частями производственных факторов или разделения труда. Экономия на масштабах производства, обусловленная их ростом в экономике в целом и снижением издержек у отдельных фирм, то есть, как бы внешняя для самих фирм, но проявляющаяся на национальном уровне, возникает по тем же самым причинам; в крупном национальном хозяйстве в отличие от мелкого всегда найдется место для более специализированных услуг.

№8. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. СПЕЦИФИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Предприятие – это специфическая организация, производящая определенный товар с целью получения прибыли от ее реализации. Цели: Материальные цели – это цели достижения определенных материальных результатов. Социальные цели – это желаемые отношения, во-первых, между работниками предприятия, во-вторых, с индивидуумами и группами людей во внешней среде. Стоимостные цели – ожидаемые в будущем прибыли. Выручка от реализации – это показатель, характеризующий конечный результат производственной деятельности предприятия. Она определяется как произведение средней цены на количество проданных единиц. Выручка – основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям: основному;

инвестиционному; финансовому. Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции(выполненных работ, оказанных услуг), выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг. Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия. Организационно-правовые формы предприятия: 1. Индивидуальное предприятие – это небольшая фирма, владелец которой одновременно является и ее служащим (например, бухгалтером, директором). Индивидуальное предприятие принадлежит одному владельцу. Он управляет им самостоятельно и по своему усмотрению. По всем возникающим обязательствам предприниматель несет личную ответственность. «+»: 1) упрощенное ведение хозяйственной деятельности; 2) независимость владельца предприятия; 3) возможность самостоятельно принимать решения; 4) сосредоточение всего размера прибыли у хозяина предприятия. «-»: 1) имущественная ответственность распространяется на все имущество, в том числе и личное; 2) полная и единоличная ответственность за последствия своих решений. 2. Акционерное общество – это предприятие, основанное на объединении капиталов участников предприятия. Гарантом вложения капитала в предприятие является акция. «+»:1) возможность привлечения масштабных финансовых ресурсов, необходимых для крупного производства; 2) выход из акционерного общества одного из участников не приводит к остановке производства; 3) используют наемных управляющих, способных эффективно и профессионально решать любые вопросы; 4) акционерная компания является обществом с ограниченной ответственностью. В случае банкротства предприятие-акционер теряет только денежную сумму, которую он вложил в это предприятие. Это гарантирует акционерам снижение риска. При этом сохраняется возможность большей прибыли. «-»: 1)организация и ликвидация предприятия выливается в большие денежные затраты; 2) участие акционеров в управлении и контроль за ними слабее власти хозяина малого предприятия; 3) сложная организационная структура акционерного общества провоцирует бюрократизацию. 3. Товарищество – деятельность, основанная на объединении паев (в виде денег или имущества) участников предприятия. Сумма пая записывается в свидетельстве, и его владелец имеет право получать прибыль. Также он имеет право голоса на собрании. Формы товарищества: 1) полные товарищества. Участники отвечают по обязательствам не только имуществом предприятия, но и личным; 2) товарищества с ограниченной ответственностью. Основаны на распространении ответственности лишь на капитал предприятия. В случае банкротства участники теряют только свой пай; 3) смешанные товарищества. Включают полных участников и вкладчиков. Ответственность вторых ограничена размером пая.

Основные проблемы развития предпринимательства: отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом; нехватка ресурсов, прежде всего финансовых; сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.; неурегулирован ность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе; отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя; нестабильность экономической ситуации в стране; недобросовестность крупного бизнеса; доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%); правовая неграмотность самих предпринимателей; отсутствие явного развития производства; высокая планка единого социального налога (26%); недостаточность кадрового потенциала; длительное оформление документации, особенно на землю.

№9. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТРАКТОВКИ ПРИРОДЫ ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО, КРУПНОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ..

Фирма – это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. Целью и побудительным мотивом фирмы является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителя продукции.Фирма как экономическая система является основным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Она предоставляет рабочие места, выплачивает зарплату, участвует в осуществлении социальных программ.

Роль малого и среднего бизнеса в экономике

Во-первых, предприятия малого бизнеса обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима их высокая эффективность. Во-вторых, они способны не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, они создают ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Роль крупного бизнеса в экономике. Главным элементом крупного бизнеса является современного рыночного хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является, обеспечивающим устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции.

№10. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ФАКТОРА.

Фа́кторы произво́дства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие: трудовые ресурсы, или труд; инвестиционные ресурсы, или капитал; природные ресурсы, или земля; предпринимательский талант, или предпринимательские способности; информация; специфической формой информации является технология; Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека. Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг. Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении: организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства; принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса; рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован; быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства. Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация. В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход: рента (земля.); процент (капитал); заработная плата (труд); прибыль (предпринимательская способность).

№11. РЫНОК КАПИТАЛА И ПРОЦЕНТ. ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ КАПИТАЛА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОЦЕНТА И ДИСКОНТИРОВАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КАПИТАЛА.

РЫ́НОК КАПИТА́ЛА, сфера спроса и предложения финансовых ресурсов, используемых в качестве инвестиций. Посредством рынка капитала большая часть денежных средств, поступающих от частных инвесторов, банков, пенсионных фондов, страховых компаний и др., вкладывается в коммерческие, производственные проекты, ценные бумаги или имущество в целях получения дохода. В деятельности рынка капитала участвуют также фондовые биржи, которые выпускают акции и облигации, выступающие в качестве капитала. На практике основным средством получения собственного капитала является выпуск и продажа различного акций, владельцы которых не могут вернуть их фирме- эмитенту, но вправе продать на фондовом рынке. Цена акций на этом рынке определяется ожиданиями относительно доходов, которые фирма может заработать для своих владельцев в будущем. В состав рынка капитала входят разные сектора, различающиеся условиями купли-продажи денежного капитала: кредитный рынок, рынок акций и рынок долговых обязательств фирм (облигаций). Цена на рынке капитала определяется взаимодействием предложения капитала со стороны владельцев сбережений и спроса со стороны фирм, нуждающихся в средствах для инвестиций. Величина спроса здесь определяется ситуацией на рынках товаров, выпускаемых фирмами, а также прибыльностью, с которой фирмы могут использовать средства, привлеченные с рынка капитала. Такая оценка производится на основе пересчета денежных сумм, затраченных или полученных в различные годы, к одному моменту времени. Предложение капитала зависит от размеров сбережений, срока отвлечения средств и риска инвестирования. Все эти факторы влияют как на размеры предложения, так и на цену, которую владельцы сбережений требуют от фирм за право пользования своими средствами. Наличие и развитость рынка капитала отличают промышленно развитые страны от развивающихся.

Формирование первоначального предпринимательского капитала

Структура капитала: 1) основной капитал - технические средства производства, используемые предпринимателем и являющиеся или его собственностью, или арендуемые, т.е. сюда относятся здания, сооружения, оборудования, передаточные устройства, транспорт, инструмент, производственный инвентарь, хозяйственный инвентарь и прочее; 2) оборотные средства, которые включают в себя: 2.1) оборотные фонды: а) производственные запасы; б) незавершенное производство; в) полуфабрикаты собственного производства; г) топливо; д) запасные части; е) малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; ж) тара и тарные материалы. 2.2) фонды обращения: а) готовая продукция со склада; б) деньги на расчетном счете; в) деньги в кассе; г) средства в незаконченных расчетах. 3) интеллектуальная собственность - различные имущественные, личные неимущественные права, ноу-хау.

Под первоначальным капиталом понимают сумму денежных средств, которую необходимо вложить для реализации проекта. Размер первоначального капитала должны показывать предварительные расчеты по конкретному проекту, лежащему в основе предпринимательской идеи. При организации нового предприятия, а также и при реализации какого-либо нового проекта необходимо иметь в виду обязательное деление капитала на основной и оборотный. Это необходимо в первую очередь из-за существенных различий в скорости оборота капитала. Имея ориентировочные данные по объему спроса и по трудоемкости, можно осуществить основные расчеты количества необходимого оборудования и количества исполнителей. Для оценки величины оборотного капитала необходима, по крайней мере, экспертная оценка продолжительности одного оборота.

№12. РЫНОК ЗЕМЛИ И РЕНТА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ. ЦЕНА ЗЕМЛИ И НЕОБХОДИМОСТЬ, И ПЕРНСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА ЗЕМЛИ В РОССИИ.

РЫ́НОК ЗЕМЛИ́, сфера формирования спроса и предложения на земельные ресурсы.
Основой формирования рынка земли является возможность свободно осуществлять на нем сделки купли-продажи. Главной особенностью рынка земли является то обстоятельство, при котором предложение земли в каждый данный момент времени постоянно и не может расширяться или уменьшаться в зависимости от изменений цен.

Плата за пользование землей является рентой, собственники земли получают рентный доход. Если земля приносит доход только за счет своих естественных преимуществ или выгодного расположхения, то рента является чистым доходом владельца. Поскольку увеличение спроса на землю не ведет к росту величины ее предложения, то возрастает лишь рента. Верхняя граница ренты определяется тем, какую выгоду могут получить от использования земель ее владельцы.

Роль рынка земельных ресурсов в экономике. Рынок земли в России формируется пока в полузакрытой форме и характеризуется неразвитостью, большим многообразием условий, а также несовершенством учета, оценки, регистрации земель и прав собственников. В настоящее время рынок земельных ресурсов в РФ находится в стадии своего первоначального развития и становления, а поэтому процесс оценки и купли-продажи земельных участков будет отражать массу противоречий, имеющихся в реальной жизни, а форма цены может проявляться в различных видах. Рынок земли как саморегулирующая система включает в себя 7 основных элементов: спрос, предложение, цена, менеджмент, маркетинг, инфраструктура, деловые процедуры. После разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований средства от продажи земельных участков и от аренды земельных участков должны поступать на счета органов федерального казначейства и перечисляются ими в соответствующие бюджеты от установленного права собственности на земельные участки. Основными задачами государственной политики по развитию рынка земли и мерами по их реализации являются: упорядочение отношений собственности на землю путем разграничения земель, находящихся в государственной собственности, на федеральные, субъектов РФ и муниципальные; развитие правовых механизмов оборота прав аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; осуществление приватизации земельных участков одновременно с находящимися на них объектами недвижимости; введение режима рассрочки платежей при приватизации земельных участков; безвозмездная передача в муниципальную собственность государственных и бесхозных земель в пределах границ образований, а также участков вне пределов их границ, занятых объектами муниципальной собственности.

№13. ПРИБЫЛЬ, КАК ФАКТОРНЫЙ ДОХОД. БУХГАЛТЕРСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НУЛЕВАЯ ПРИБЫЛЬ. ЗНАЧЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РИСКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРИБЫЛИ. Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов:от природных ресурсов - ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.);от трудовых ресурсов - заработную плату;от капитала - процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала);от предпринимательских способностей - предпринимательский доход;от знаний -доход от интеллектуальной собственности.В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции.

бухгалтерская прибыль — разница между суммой реализации (доходами от продажи) и расходами (издержками);

экономическая прибыль — это остаток от общего дохода после вычета всех издержек, разница между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами, такими как: некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, в том числе «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников в коррупционных экономиках, дополнительные премиальные работникам.

Обычно рассчитывают валовую (балансовую, общую) прибыль и чистую — остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений.

Риски – потенциально существующая опасность потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем. Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов, неполноты информации о хозяйственных процессах. Управление риском означает определение вероятности его наступления, проведение необходимых предупредительных мероприятий или направленных на его компенсацию. Полностью риска избежать нельзя, но в той или иной степени ослабить и сделать управляемым можно. Управление рисками – это деятельность, направленная на смягчение влияния рынка на конечные результаты: защиту от них, их предупреждение, сокращение неблагоприятных последствий. Главная цель управления риском состоит в обеспечении в худшем случае бесприбыльности работы предприятия. Основой для этого является балансировка его величины и потенциальной выгоды с помощью сопоставления положительных и отрицательных финансовых последствий принимаемых решений. Страхование рисков. Страхование – это система мер по защите интересов физических и юридических лиц за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими денежных средств.Фирма, находящаяся в состоянии банкротства, подлежит деструктуризации или ликвидации. Отказ от деятельности не выгоден. Предприним может вызвать другие риски, а подчас и невозможен. Поэтому риск приходится брать «на себя». Чтобы ослабить негативное влияние риска, создается страховой резерв. Он определяется как усредненная величина потерь за три года с поправкой на инфляцию. Страховой резерв предназначен для покрытия запланированных рисков. Незапланированные риски компенсируются из любых других доступных источников. Разделение (сегрегация) рисков осуществляется путем разделения активов.

№14. СОБСТВЕННОСТЬ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. СОБСТВЕННОСТЬ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. Отношения собственности возникают лишь при условии существования как минимум двух субъектов. Экономические отношения собственности — это прежде всего отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу неких благ. При этом принимаются во внимание прежде всего фактические отношения — кто контролирует объект собственности, обладает полной информацией о нём, принимает решения о порядке его использования, отчуждения и распределении прибыли. В экономике задействованы не столько отношения людей между собой, сколько именно правовые формы этих отношений, то есть экономическое понятие собственности включает в себя необходимый правовой компонент. В целом признано, что именно права собственности (пусть даже несколько специфически понимаемые) являются правилами игры в обществе в целом и именно на них строятся сугубо экономические отношения спроса-предложения. Речь идет не об «экономических отношениях собственности», термине экономико-социальной теории К. Маркса, но об «экономической теории прав собственности», давно занявшей центральной место в современной экономической теории. Собственность – общественная категория, это право на благо, которое вовлечено, либо может быть вовлечено в процесс производства, распределения и потребления. Собственность и предпринимательство. Отношения собственности носят конкретно-исторический характер, но независимо от содержания собственности речь всегда идет о трех моментах: об объекте собственности - вещественном содержании собственности; о системе взаимоотношений между субъектами; об экономической реализации отношений на микро- и макроуровне. К недвижимому имуществу относятся производственные и непроизводственные помещения, дороги, транспортные сооружения, различные объекты инфраструктуры. Движимость включает имущество, допускающее его свободное перемещение. Особое место в современной экономике занимает интеллектуальная собственность. Она представляет собой присвоение знаний, открытий, обмен информацией, изобретениями и т.д. Таким образом, собственность - это система субъект-объектных и субъект-субъектных отношений по поводу присвоения, а также владения, пользования и распоряжения имуществом. Согласно экономической теории прав собственности, не ресурс (средства производства или рабочая сила) сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию ресурса. Содержание и распределение прав собственности влияет на распределение ресурсов, на объем и условия обмена, на распределение и уровень дохода, на процессы ценообразования. При этом важно учитывать транзакционные издержки.

Транзакционные издержки - это операционные издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Виды транзакционных издержек: издержки поиска информации; издержки измерения качества; издержки ведения переговоров и заключения контрактов; издержки альтернативного поведения; издержки спецификации и защиты прав собственности. Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то распределение ресурсов и структура производства будут неизменны независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода. Траст представляет систему доверительного управления имуществом, ценными бумагами, предприятиями, фирмами и т.п. Трастовое соглашение означает, что собственник передает право управлять своей собственностью другому субъекту, после чего в рамках заключенного договора не имеет формального права вмешиваться в действия своего доверительного лица.

№15. ПОНЯТИЕ РЫНКА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА. Рынок – это любой способ связи продавца и покупателя, предполагаемый свободу выбора партнера. Классификация рынков: по территориальному признаку (внешний или мировой, национальный рынок или рынок страны, местные или региональные рынки); по экономическому признаку (рынок товаров и услуг, рынок жилья, труда, финансовый рынок – рынок ценных бумаг, валютный рынок). Основные черты современного рынка: «+» тесная взаимосвязь всех видов рынков, свободный обмен между продавцами и покупателями, материальная ответственность предприятий за результат работы, самостоятельность всех хозяйственных субъектов (предприятий), конкуренция производителей продукции за ее потребителей, эффективное использование ресурсов (т.е. направление их на производство той продукции, которая пользуется спросом), развитие коньюктуры (условия торговой деятельности – соотношение спроса и предложения при данном уровне цен) торговли; «-» отсутствие гарантийных прав на труд, слабая ориентация предприятий на выпуск продукции для малообеспеченных слоев общества, недостаточное развитие инфраструктуры (все то, что окружает основное производство – здравоохранение, образование, транспорт, дорожн строит), не стабильное развитие отраслей и предприятий.

№16. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ И БЛАГА. ОСОБЕННОСТИ ТОВАРА, КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГА.

Э кономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории. Производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов. Экономические блага — это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями. Они включают в себя две категории: товары и услуги. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям. Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация). Материальные блага - это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время. Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство. Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил. Общественные блага неделимы и принадлежат обществу. Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.). Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин). К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей. Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб).

№17. МЕСТО ПРОИЗВОДСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.

Производство в экономическом смысле — процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. Один из возможных видов деятельности организации или физического лица, направленный на создание конечного продукта или услуги. Структурированная комбинация факторов производства с целью достижения конечного продукта или услуги. Производственное предприятие также называют «производством». Современное общественное производство включает в себя не только материальное производство, но также и нематериальную сферу — производство нематериальных благ и услуг (новые научные открытия, технические изобретения, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт и др.). Развитие нематериального производства и сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ — его технической оснащённости и величины выработки.

№18. ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ. ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Понятие и сущность конкуренции. Конкуренция - соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.

Сущность конкуренции в содействии:1) расширению предприятия, масштабов производства, повышению производительности работы и за счет этого снижению расходов производства на единицу продукции, а итак и цены; 2) экономии ресурсов (естественных, материальных, трудовых, финансовых и др.); 3) внедрению достижений науки и техники в производство, которое предопределяет рост производительности работы; 4) улучшению качества продукции и обслуживание (в том числе послепродажного) потребителей; 5) перераспределения капитала между областями и выравниванию нормы прибыльности в разных сферах и областях экономики; 6) созданию условий для банкротства предприятий, росту на этой основе безработицы; 7) возникновению экономических кризисов; 8) усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, т.е. обогащению одних и обедненности других; 9) монополизации экономики. Виды конкуренции: Совершенную (чистую) конкуренцию, Монополистическую конкуренцию, Олигополию, Чистую монополию.

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм. Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют: прямое регулирование цен(Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса); налогообложение; регулирование естественных монополий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: