Отношение к консультанту

В процессе консультирования у клиента могут возникнуть или позитивные или негативные чувствапо отношению к психологу.

При позитивной настроенности по отношению к консультанту, К. Роджерс советует принять эти чувства. Однако, он рекомендует, отвечая на эти чувства симпатии и привязанности клиента предоставлять ему возможность изменить свое отношение без всякого чувства вины.!!!!!!Негативные или враждебные установки по отношению к самому консультированию могут проявляться в опозданиях на сеанс или в желании прервать сеанс раньше времени. Часто такое отношение возникает из-за болезненности самого процесса консультирования, решение, которое необходимо принять клиенту для него крайне болезненно. Естественно, что консультант и сама ситуация консультирования становятся чем-то, чего нужно избегать.

Однако бывают случаи, когда клиент является «сложным» и с ним трудно установить требуемые отношения. Это, так называемые, «сопротивляющийся клиент», «клиент, требующий ответа», и «клиент с нестандартными установками».

«Сопротивляющийся клиент». Антагонизм по отношению к консультанту и ко всему, что происходит при терапии часто возникает в тех случаях, когда на консультировании клиент оказывается под давлением других лиц. В этих случаях данные негативные эмоции подлежат обсуждению в первую очередь. Если же сопротивление излишне велико, то, чтобы избежать затяжного молчания смущающегося клиента и наполняющего его антагонизмом, К. Роджерс предлагает заполнять паузы нейтральным диалогом.

«Клиент, требующий ответа». В некоторых случаях клиент излагает на консультации свою проблему и немедленно выдвигает требование типа: «А теперь скажите, что мне делать». К. Роджерс указывает что, как правило, таким клиентам ответы не нужны. Обычно такой вопрос задают клиенты либо в надежде переманить консультанта на свою сторону (в этих случаях предлагаемый совет принимается с удовлетворением) или же сделать объектом своей враждебности (в этих случаях ответ эмоционально отвергается). Когда консультант уходит от ответа и вместо этого реагирует на эмоцию, то клиент способен продолжить беседу и допустить, что он был сам в в равной степени и прав и виноват.

«Клиент с нестандартными установками». Как необходимо реагировать, если проблемы клиента связаны с порочными или шокирующими наклонностями? К. Роджерс отмечает, что единственным типом переубеждения или поддержки является то, который освобождает клиента от ощущения своей ненормальности или изолированности. Сознание того, что он не единственный, кто страдает от подобного рода проблем или кого разрывают на части его противоречивые желания, может ослабить чувство вины или снизить тревожность индивида. В то же время заверения клиента о том, что его проблемы не представляют ничего серьезного или что он нормальнее, чем кажется, или что его проблемы решить очень просто, значительно затрудняют терапию. Это воспринимается клиентом как отрицание консультантом его проблем и переживаний, что делает невозможным полное проявление его тревог, противоречий и чувства вины в терапевтическом взаимодействии, поскольку его уверяют в том, что ничего такого у него нет и быть не может.

Таким образом, целью первого этапа психологического консультирования является оказание помощи клиенту в свободном выражении эмоциональных отношений, лежащих в основе его проблем и конфликтов. Главным методом достижения этого является реагирование консультанта на эмоции, а не на смысловое содержание материала, выражаемого клиентом, а также признание их на вербальном уровне.

Б. Достижение инсайта.

Важным элементом психологического консультирования является достижение инсайта. В психотерапии под инсайтом понимается достижение нового восприятия себя, которое неразрывно связано с переживанием катарсиса (освобождение от переживаний проблем, связанных с прежним восприятием себя») и основано на нем. Увидеть новые взаимосвязи причин и следствий, обрести новое понимание того значения, которое имеют поведенческие симптомы, понять способы поведения того или иного человека – это все входит в понятие инсайта. Под инсайтом также понимается реорганизация поля восприятия, обнаружение новых взаимосвязей, интеграция накопленного опыта, переориентация своего «я».

Как же переживается инсайт клиентом и что он означает для него?.

Вариант 1. Восприятие прежних фактов в новых взаимосвязях. В этом случае сама по себе проблема, по поводу которой обращается клиент к психологу, остается объективной реальностью, которую процесс психологического консультирования не меняет (например, болезнь или смерть близких, экономические проблемы и т.п.). Но восприятие этой проблемы клиентом и его отношение к ней при инсайте становятся абсолютно иными, чем были до консультирования. Иногда этот опыт называют «ага-переживанием», имея в виду неожиданную вспышку сознания, которая сопровождает этот процесс. Причем, искусство психологического консультирования заключается в том, что инсайт достигается не путем убеждения клиента, а через его внутренний опыт и его собственное озарение. Для клиента данный вариант инсайта означает достижение необходимой степени свободы, позволяющей по-новому взглянуть на имеющиеся проблемы.

Вариант 2. Постепенный рост самопонимания. В этом случае клиент начинает осознавать, причем не интеллектуализированно, а чувственно, свою роль в сложившейся ситуации и создании проблемы, по поводу которой он обратился к психотерапевту.

Вариант 3. Осознание и принятие себя. Движение к инсайту часто включает не только признание индивидом собственной роли, но также и признание своих подавляемых стремлений. До тех пор, пока индивид отрицает свои собственные установки и вытесняет их, он продолжает поддерживать свои защитные механизмы. Принимающая атмосфера в ходе консультирования во многом облегчает для индивида признание всех своих установок и побуждений. Таким образом, он способен добиться интеграции своего накопленного опыта.

Вариант 4. Элемент выбора. Этот элемент менее осознаваем клиентом. Подлинный инсайт включает позитивный выбор тех целей, которые принесут наибольшее удовлетворение индивиду. Когда невротик ясно видит выбор между невротическими способами получения удовлетворения от более зрелого поведения, он его и стремится выбрать. Психологическое консультирование помогает индивиду найти для себя более сильное удовлетворение, выбрать то направление действий, которое впоследствии приведет к более значимому и ощутимому результату. Этот выбор К.Роджерс назвал «созидающей волей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: