Источники уголовно-процессуального законодательства

Глава I. Общетеоретические аспекты уголовно-процессуального законодательства

Источники уголовно-процессуального законодательства

Понятие «уголовно-процессуального закона» в теории и практике могут использоваться весьма неопределенно. Некоторые считают что «уголовно-процессуальный закон» это некая форма правовых актов, содержащих нормы, которые регулируют общественные отношения в уголовном судопроизводстве. Другие же считают что это непосредственно нормы, которые действуя в системе, образуют уголовно-процессуальное право. При таком подходе под «уголовно-процессуальным законом» понимается сущность и конструкция уголовно-процессуального права как единое целое.

Иногда понятие «уголовно-процессуального закона» может быть использовано в узком смысле, и применяться как определение непосредственно нормативно-правовых актов, с закрепленными в них юридическими процессуальными нормами. В таком ракурсе единственным источником уголовно-процессуального права может быть только принятый законодательным органом РФ, акт высшей юридической силы, а именно закон.

Основной задачей уголовно-процессуального законодательства является защита прав и интересов каждого гражданина, вне зависимости от его пола, возраста или национальности, государства и общества от возможных противоправных посягательств путём формирования действующей системы по раскрытию совершенных преступлений, привлечению виновных лиц к ответственности, а также восстановлению социальной справедливости и возмещению причиненного преступлениями ущерба, принимая при этом во внимание честь и достоинство всех лиц принимающих участие в уголовном процессе.

С точки зрения исторического процесса выделяют несколько различных специфических форм источников права. Первым исторически принято считать «правовой обычай». В период зарождения права именно ему принадлежала основная роль. Правовой обычай представляет собой сложившееся в обществе вследствие постоянного повторения в течение продолжительного периода времени правило поведения, в дальнейшем узаконенное государством как общеобязательное. Тем не менее, для современного развитого общества, в том числе для России использование в уголовном процессе правового обычая не присуще.

Не менее важным с исторического ракурса выступает другой источник права – «судебный прецедент». Судебный прецедент – это имеющееся по конкретному делу решение суда, которое является обязательным для иных судов в этой или низшей инстанции при рассмотрении ими дел аналогичных с этим. Что касается Российского уголовно-процессуального законодательства, то здесь судебный прецедент как источник права не применяется.

Следующим по порядку, но наиболее распространенным и важным по значению является такой тип источников как «нормативный правовой акт». Нормативный правовой акт представляет собой официальный письменный акт, принятый уполномоченным на это государственным органом. Данный тип источников признан наиболее точным и четким в вопросах правового регулирования. Нормативным актам присуща строгая иерархическая систематизация в зависимости от юридической силы каждого документа. В законодательстве современной России нормативные акты как источник уголовно-процессуального законодательства имеют огромное значение.

Последним и одним из наиболее важных следует выделить такой источник уголовно-процессуального законодательства как «договоры нормативного содержания». Россия является участником многих международных договоров, которые имеют непосредственное отношение к уголовному процессу в стране, подтвердив свое участие в этих договорах, Россия приняла на себя соответствующие обязательства, что привело к изменениям в уголовно-процессуальном законодательстве, которое имеется на настоящее время.

Современной России присуще строгое закрепление норм уголовно-процессуального права в законе. Данное решение вызвано, прежде всего, тем фактом, что в уголовном судопроизводстве всегда есть объективная возможность затронуть права и свободы гражданина или человека при вынесении решений различными государственными органами или должностными лицами, участвующими в процессе.

При более подробном изучении становится ясно, что важность норм уголовно-процессуального законодательства в уголовном судопроизводстве России обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, они устанавливают практически целесообразный регламент деятельности органов следствия, прокуратуры, и судов различной инстанции для предупреждения и борьбы с преступностью в современных условиях. Во-вторых, осуществляя регламентацию деятельности различных органов в уголовном судопроизводстве, они устанавливают компетенцию каждого из них, тем самым контролируя характер и границы отношений органов-участников судопроизводства, рационально располагая между ними права и обязанности, что призвано обеспечить эффективность применения уголовно-процессуального законодательства на практике.

Исключительная важность основных прав и свобод человека и гражданина является основной причиной, по которой они могут быть ограничены только законом, и никак не различными ведомственными или иными актами различных государственных органов, а их защита и исполнение ложатся на государство. Об этом говорится в первом и наиболее важном источнике Российского уголовно-процессуального законодательства, основном законе – Конституции Российской Федерации. Статья 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Конституция обладает наивысшей юридической силой, она применяется абсолютно по все территории РФ. Кроме того она является юридической основой всего отечественного законодательства, и каждый закон или правовой акт должны соответствовать её нормам.

Положения Конституции, наиболее затрагивающие сферу уголовного судопроизводства, расположены во второй и седьмой главах. Находящиеся в указанных главах Конституции предписания являются основополагающими базовыми положениями, на соблюдении которых построено все уголовное судопроизводство в России. Во второй главе закреплены основные права и свободы гражданина и человека, в том числе как участника уголовного процесса. Кроме того нормы Конституции расположенные во второй главе являются основополагающими в вопросах процедуры уголовно-процессуального доказывания и защиты лицами от предъявленного обвинения. Именно в Конституции РФ установлена презумпция невиновности, которая закреплена в п.1 ст. 49: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

В седьмой главе Конституции отражены основные положения, связанные с полномочиями и устройством судебной власти в России, как в уголовном судопроизводстве, так и в других сферах. Основным положением Конституции в отношении судебной власти является признание и регламентация её самостоятельности и независимости в отношении других ветвей власти.

Кроме указанных второй и седьмой глав в Конституции имеется ряд других правовых норм, которые содержатся во втором разделе Конституции, который именуется «Заключительные и переходные положения». В нем отражаются различные положения, касающиеся вступления в силу конституционных норм уголовно-процессуального характера, а также связанных с задержанием лиц по подозрению в совершении преступления, арестом и рассмотрении дел судами с участием присяжных заседателей.

Источники уголовно-процессуального законодательства с учетом их специфики кардинально отличаются от их аналогов в других отраслях, таких как трудовое, административное законодательство и др. Многие из этих отраслей в качестве источников, на законных основаниях, могут иметь и нормативные акты различных администраций учреждений, иных ведомств, а также государственных органов. Однако, с учетом того факта, что в сфере уголовно-процессуального права различными действиями или решениями сотрудников и должностных лиц могут быть нарушены гарантированные конституцией основные права или свободы граждан, то источником законодательства может выступать только принимаемый высшим законодательным органом нормативно-правовой акт, а именно федеральный закон.

Не смотря на всю важность и информативность, Конституция не способна регулировать все вопросы, связанные с уголовным процессом. Здесь на помощь ей приходит следующий источник уголовно-процессуального законодательства - «Уголовно-процессуальный кодекс». На основе положений конституции УПК регламентирует задачи, компетенцию, права и обязанности органов, осуществляющих дознание и следствие, а также прокуратуры и судов, и иных участников судопроизводства, в том числе при проверке ими сообщений о преступлениях, проведении предварительного расследования, рассмотрении и разрешении уголовных дел в судах, защите прав потерпевших от преступлений лиц, путём исполнения судебный решений, а также соблюдении прав и свобод лиц, подвергаемых уголовному преследованию.

Действующий УПК РФ от 21.12.2001 г. № 174-ФЗ, состоит из 19 разделов и 57 глав. Важность и влияние УПК на систему уголовно-процессуального законодательства подчеркивает ФЗ РФ «О введении в действие уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ в 4 статье, которая гласит: «Действующие на территории Российской Федерации федеральные законы и иные нормативные правовые акты, связанные с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Впредь до приведения в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации».

Все требования и предписания УПК РФ без исключения носят обязательный характер для всех участников уголовного процесса, как для органов осуществляющих дознание, предварительное расследование, прокуратуры и судов, свидетелей, подозреваемого, обвиняемого, защитников, экспертов, специалистов, понятых, и иных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, на всей территории РФ.

Кроме того нормы УПК РФ могут быть применены для уголовного судопроизводства в исключительных случаях, перечень которых закреплен в УПК. К таким случаям закон относит совершение преступления на морском, воздушном или речном судне, если оно находиться за пределами территории РФ, но действует под флагом РФ и приписано к порту РФ. Также к таким случаям относится совершение преступлений на территории РФ иностранными лицами или лицами без гражданства.

Еще одним из источников отечественного уголовно-процессуального законодательства являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Множество изменений и поправок внесенных в уголовно-процессуальное законодательство вызваны тем фактом, что Россия признает важность и необходимость различных международных норм затрагивающих уголовный процесс, для обеспечения соблюдения законных прав и свобод человека и гражданина. Невозможно переоценить влияние, которое оказали международные пакты и договоры на конституционное законодательство, и федеральные законы РФ связанные с уголовным процессом.

В п. 4 ст. 15 Конституции РФ говорится следующее: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Фактически Конституция утверждает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ как самостоятельный источник российского законодательства, что в обязательном порядке затрагивает и уголовно-процессуальное законодательство.

Существует несколько основных международных договоров, которые были приняты Россией, и которые имеют действительно огромное значение для отечественного уголовно-процессуального законодательства. Во-первых, это «Всеобщая декларация прав человека» принятая резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, которая не без оснований считалась самым универсальным документом по правам человека, в положениях которой были заложены фундаментальные права человека, лежащие в основе любого демократического общества. В 17 статье Конституции РФ речь идет об общепризнанных принципах и нормах международного права, ядро которых как раз составляют положения данной Декларации.

Что касается непосредственного влияния Декларации на уголовно-процессуальное законодательство, здесь в ней выделяются несколько статей. Статья 10 Конвенции гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Данная статья выступает гарантом защиты права каждого человека на справедливый и беспристрастный суд. В ч. 1 ст. 11 Декларации фактически отражено понятие презумпции невиновности: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты». Также в Декларации присутствуют и другие статьи, устанавливающие различные основные права и свободы человека, связанные с его участием в судопроизводстве, в том числе уголовном.

Еще один самостоятельный международный источник права – «Международный пакт о гражданских и политических правах» принятый резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Данный пакт был составлен с учетом того факта, что сфера уголовного судопроизводства представляет собой зону наибольшего риска для основных прав и свобод человека. Особое внимание заслуживает 14 статья Пакта, где в п. зафиксировано право каждого человека, которому предъявлено уголовное обвинение на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. В ч.2 ст. 14 Пакта также устанавливается понятие презумпции невиновности, не противоречащее Декларации, однако в сокращенной форме: «Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону». Кроме этого в Пакте нашли свое отражение многие другие права и свободы человека, которые мы сейчас можем наблюдать в нашем уголовно-процессуальном законодательстве. К ним относятся и основные гарантии обвиняемого лица на защиту его прав при проведении предварительного расследования и на судебном заседании, права несовершеннолетних лиц, право на пересмотр дела в суде вышестоящей инстанции, право на компенсацию, запрет на повторное привлечение к ответственности лица уже осужденного за преступление или оправданного судом, в соответствии с законом и уголовно-процессуальным законодательством каждой страны.

28 февраля 1996 года Российская Федерация официально вступила в Совет Европы. В связи с этим фактом в 1998 году Государственная Дума РФ ратифицировала «Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод», изначально созданную и подписанную странами участниками Совета Европы в Риме 4 ноября 1950 года. Своими действиями Россия фактически признала Декларацию, как еще один самостоятельный международный источник права. В отличие от Декларации принятой после событий Второй мировой войны, и Пакта, который еще предстояло создать человечеству через 15 лет, Конвенция не только устанавливала ряд неотъемлемых прав и свобод каждому человеку, находящемуся под юрисдикцией государств ратифицировавших её. Приятным дополнением Конвенции было закрепление ею механизма реальной защиты закрепленных ней прав и свобод человека, а именно Европейского суда по правам человека. ЕСПЧ был призван рассматривать вопросы и жалобы, которые возникали в случае нарушения государствами, ратифицировавшими Конвенцию, её положений. В идеале предполагалось, что данный механизм позволит каждому гражданину или жителю стран - участников Совета Европы, чьи права или свободы, провозглашенные Конвенцией, были нарушены, обратиться в ЕСПЧ для их восстановления.

Еще один самостоятельный международный источник права, ратифицированный Российской Федерацией это «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», принятая резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 года. Значение данной конвенции носит не столь масштабный характер влияния на Российский уголовно-процессуальное законодательство в отличие от предыдущих трех международных источников права, однако оно существует. В первую очередь положения данной конвенции нашли отражение в Конституции РФ. В п. 2 ст. 21 Конституции: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Кроме того данная декларация оказал влияние на положения уголовного законодательства РФ, пример: статья 117 Уголовного кодекса РФ именуется истязанием. Согласно 117 статьи УК РФ, истязание - причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, за которое виновный привлекается к уголовной ответственности. В ч. 2 ст. 302 УК РФ именуемой принуждением к даче показаний указывается, что преступление, соединенное с применением насилия, издевательства или пытки влечет за собой более суровое наказание, чем простой состав данного преступления.

Выраженная во всех обозначенных международных правовых источниках позиция по вопросам прав и свобод человека, в том числе защиту в суде носит аналогичный характер, а местами и вовсе дублируется. Российская Федерация ратифицировала международные документы, теперь они нашли свое отражение в Российском законодательстве, в том числе уголовно-процессуальном.

Гарантом соблюдения норм международных актов декларирующих права и свободы человека и гражданина, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, на правосудие в Российском законодательстве выступает Конституция РФ. Статья 18 Конституции гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Седьмая глава Конституции, регулирующая вопросы, связанные с судебной властью, оставляет право осуществления правосудия только судам, и в тоже время гарантирует независимость судов. Все эти положения приняты в первую очередь для соблюдения норм ратифицированных Россией международных актов, нормальной деятельность судов, и эффективной защиты основных прав и интересов граждан РФ.

Для уголовно-процессуального законодательства РФ имеют практическое значение двусторонние международные договоры и конвенции о правовой помощи, которые призваны решить задачи сотрудничества правоохранительных органов в вопросах расследования, а также применения правосудия по уголовным делам. На данный момент Россия ратифицировала целый ряд таких актов с различными восточноевропейскими странами, со странами – членами СНГ и другими отдельными государствами. К таким договорам можно отнести следующие: «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (в рамках СНГ)», «Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г. (в рамках СНГ)», «Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 октября 1997 г.», «Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 г.», и многие другие.

Уголовно-процессуальный кодекс хоть и представляет собой наиболее широко регулирующий сферу уголовно-процессуального права источник, тем не менее, он не единственный закон, регулирующий уголовное судопроизводство в РФ. Наряду с УПК источниками уголовно-процессуального законодательства выступают другие федеральные законы, которые в какой либо части рассматривают или регламентируют уголовное судопроизводство.

В первую очередь к таки законам относится Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», основными задачами которого, закрепленными в ст. 2, является обеспечение правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Следующими внутренними источниками уголовно-процессуального права выступают Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», а также Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации». Указанные законы регламентируют все вопросы, связанные с компетенцией, обеспечением, формированием, осуществлением деятельности судов, самостоятельностью и независимостью принимаемых судами решений, статусом судей, и многие другие, включая вопросы непосредственно связанные с уголовным судопроизводством.

Еще одним источником уголовно-процессуального законодательства являются Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1, Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ, «О Следственном комитете Российской Федерации», которые аналогично предыдущим источникам регулируют права и обязанности, устройство и компетенцию, порядок формирования, правовой статус, а также работу указанных субъектов уголовного процесса в их профессиональной деятельности.

Последним в данном аспекте из источников выступает Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который регламентирует оказание квалифицированной юридической помощи на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию, что само собой включает регламентацию деятельности адвокатов в уголовном судопроизводстве.

В соответствии со статьей 80 Конституции РФ, президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, что означает фактическую обязанность президента, как должностного лица обеспечивать реальное осуществление защиты всех прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов общества и государства. На деле это означает, что указы Президента РФ выступают в качестве очередного источника законодательства, в том числе уголовно-процессуального.

Указы президента в уголовно-процессуальном профиле отличаются от иных правовых актов. Как правило, они представляют собой распоряжения исключительного характера, выступающие в качестве механизма, призванного гарантировать необходимую корректировку федерального законодательства с учетом сложившейся обстановки в стране и в пределах действующего права.

По аналогии к указам президента следует относить постановления Правительства РФ и Государственной Думы РФ, многие из которых в уголовно-процессуальном праве осуществляют регламентацию вытекающих из деятельности субъектов и иных участников уголовного процесса, организационные, технические и правовые вопросы. На фоне недавних событий также выделяется право на принятие законов об амнистии, которое использует Государственная Дума. Как правило, постановления об амнистии принимаются в связи с различными важными государственными событиями, и распространяются лишь на определенный круг субъектов. В истории современной России известны несколько случаев принятия постановлений об амнистиях, которые принимались в 1994,1996,1997, 2 раза в 1999, 2001, 2003, 2006, 2010, и 2 раза в 2013 году. Первое постановление о так называемой экономической амнистии было принято 2 июля 2013 года. Второе постановление об амнистии было принято в декабре 2013 года, под которую совершенно точно не подпадали лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с такими категориями преступлений как убийства, наркоторговля, взяточничество, терроризм и др. В соответствии с последним постановлением об амнистии также были освобождены от уголовного преследования 30 активистов международной организации «Гринпис», задержанных в сентябре 2013 года в Баренцевом море, что вызвало резонанс у мировой общественности.

Очередным источником отечественного уголовно-процессуального права выступают постановления Конституционного суда РФ. Согласно закону, Конституционный суд РФ осуществляет конституционный контроль, путем разрешения дел о соответствии различных федеральных законов, в том числе УПК, положениям Конституции РФ. О важности решений Конституционного суда РФ свидетельствует тот факт, что они носят обязательный характер для всех государственных органов власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан, и различных учреждений и объединений, на всей территории Российской Федерации.

Кроме закрепленных законом источников уголовно-процессуального законодательства, есть и иные нормативные акты и распоряжения, которые хоть и не считаются правовыми источниками, но по своей природе имеют огромное влияние на уголовно-процессуальное право и судопроизводство в России.

В первую очередь к таким альтернативным источникам следует отнести разъяснения Пленума Верховного Суда РФ связанные с вопросами судебной практики. В праве России прецедент, в отличие от права Америки, не является источником права, однако основанные на судебной практике рассмотрения множества уголовных дел, в различных субъектах страны, разъяснения Пленума ВС РФ дают различные практические рекомендации для решения конкретных вопросов связанных с применением законодательства в уголовном судопроизводстве.

В то же время к альтернативным источникам уголовно-процессуального законодательства, по аналогии с разъяснениями Пленума ВС РФ, следует отнести различные приказы и указания Министра внутренних дел РФ, Председателя Следственного комитета РФ, Генерального прокурора РФ, а также иных руководителей, которым в пределах их должностных полномочий позволено возбуждать и вести расследование уголовных дел. Все приказы и указания, не должны выходить за пределы компетенции соответствующих должностных лиц и рамок закона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: