Финансовая политика и бюджетирование
Финансовая политика как искусство влияния на объект управления через распределение и перераспределение денежной формы вновь создаваемой стоимости нуждается в системе бюджетирования.
Бюджетом в широком понимании принято считать роспись денежных доходов и расходов государства, юридического или физического лица на определенный период. Применительно к управлению финансами организации бюджет — это план деятельности, выраженный в экономических, финансовых и имущественных показателях, формирующих денежные доходы и расходы организации за определенный период времени.
1 Эрлих А. Технический анализ товарных и финансовых рынков: Прикладное пособие. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 19%; Кузнецов М.В., Овчинников А.С. Технический анализ рынка ценных бумаг. — М.: ИНФРА-М, 1996.
Бюджет организации — эффективное средство планирования и контроля над ее доходами и расходами, а также обеспечения соответствия расходов доходам для предотвращения дефицита или отвлечения из оборота (иммобилизации) ресурсов, т.е. средств, возможностей и источников доходов, обеспечивающих работу организации и получение прибыли.
|
|
Процесс разработки, согласования, утверждения бюджетов и контроль за их исполнением называют бюджетированием. Под бюджетированием понимают совокупность управленческих процессов, обеспечивающих жизненный цикл бюджета:
• разработка бюджета (включая согласование и утверждение);
• контроль над его исполнением (оценка соответствия плановых и фактических данных);
• анализ причин отклонений фактических данных от плановых.
Бюджетирование образует систему планирования, учета, контроля и анализа сбыта, производства и производственных издержек (а в торговле закупок, реализации и издержек обращения), нацеленную на достижение плановых показателей по издержкам и прибыли.
Система бюджетирования. Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедуры формирования, согласования, утверждения бюджетов и контроль над фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты); типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений. Таким образом, бюджетирование формирует систему финансовых рычагов, типовых процедур и механизмов построения и проведения финансовой политики.
Цель создания системы бюджетирования — управление экономикой, финансами и финансовым состоянием организации путем координации деятельности всех структурных подразделений на достижение единой, количественно определенной цели. Общая задача бюджетирования — не допустить превышения расхода денежных средств над запланированными суммами или над имеющимися источниками, исключить убытки.
|
|
Основные задачи финансовой политики бюджетирования представляют собой:
• экономически обоснованное планирование финансово-хозяйственной деятельности организации, при котором формируется видение будущего, отраженного в конкретных цифрах;
• оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности организации и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и измерение влияния факторов (анализ) этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
• эффективный контроль над расходованием материальных и финансовых ресурсов;
• прогнозирование возможных финансовых последствий принятия тех или иных управленческих решений (проведение сценарного анализа) и выбор наиболее рациональных условий их реализации.
Функции системы бюджетирования. Решение задач финансовой политики обеспечивается выполнением функций бюджетирования. Основными функциями системы бюджетирования являются:
• планирование и координация;
• принятие решений и делегирование полномочий;
• оценка деятельности;
• оценка и переоценка тенденций;
• взаимодействие и мотивация персонала;
• контроль и анализ.
Функции планирования и координации составляют основу бюджетирования. С одной стороны, они конкретизируют стратегические планы организации, а с другой — консолидируют информацию тактического и оперативного характера, связывая стратегическую и оперативно-тактическую составляющие планирования. Посредством бюджетирования устанавливаются рамки, определенные финансовой политикой. Внутри рамок установленного бюджета принимаются все последующие управленческие решения. Развитие организации становится более планомерным и предсказуемым, поскольку вероятность неадекватных шагов, отклонений от целей финансовой политики и разного рода «перекосов» сводится к минимуму.
Принятие решений и делегирование полномочий обусловлено тем, что система бюджетирования четко определяет процедуры принятия управленческих решений и разграничивает ответственность по ним. Причем право принятия решений и обязанности делегируются менеджеру, отвечающему за соответствующую область деятельности. Такое разграничение снижает нагрузку руководителей высшего уровня в части принятия решений, находящихся в компетенции подчиненных. При этом менеджеры среднего звена в условиях отсутствия излишнего вмешательства «сверху» получают дополнительные возможности для проявления инициативы и реализации своего потенциала.
Оценка деятельности производится на основе показателей исполнения бюджета, которые могут служить одной из характеристик текущей деятельности организации и качества ее результатов. Достижение запланированных показателей свидетельствует о финансовых успехах,
устойчивости и стабильности. Существенные отклонения от плана, напротив, говорят о недостатках финансово-производственной деятельности, упущениях в построении и проведении финансовой политики, о несовершенстве системы планирования либо о недостаточной предсказуемости бизнеса.
Оценка и переоценка тенденций связана с тем, что построение бюджетов основывается на прогнозах, и прежде всего на прогнозе продаж, поэтому в бюджете организации отражается состояние «внешней среды», а точнее, производится прогнозирование и оценка динамики развития бизнес-процессов в будущем. Когда базовые ожидания, прогнозы и тренды требуют переосмысления, применяют мониторинг исполнения бюджета и анализ отклонений. Необходимость переосмысления возникает из-за погрешностей в первоначальных прогнозах, в финансовой политике организации, а также при изменении внешних тенденций.
|
|
Взаимодействие и мотивация персонала обеспечивается тем, что деятельность по формированию, корректировке, контролю и анализу бюджета предусматривает тесное общение сотрудников различных служб организации. Кроме того, бюджет должен оказывать мобилизующее воздействие и гарантировать заинтересованность персонала в достижении запланированных показателей, формировать единую структуру целей, что способствует проведению финансовой политики.
Контроль и анализ осуществляют регулярное сопоставление достигнутых результатов с запланированными. Анализ отклонений дает возможность своевременно принимать необходимые решения. Анализ изменения внешних условий обязывает вносить в бюджет необходимые коррективы. Причем вариации внешней среды должны восприниматься системой бюджетирования отдельно от отклонений, возникших по причинам внутреннего характера.