Российской Федерации

В финансовой системе бывшего СССР внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов не было. Формировавшийся в советских условиях фонд государственного социального страхования с 1938 года в качестве составного звена входил в государственный бюджет СССР, в рамках которого утверждался и исполнялся. И лишь начавшиеся демократические преобразования в российском обществе, переход к рыночным реформам привели к появлению принципиально нового по сравнению с прежней структурой финансовых отношений звена финансовой системы - внебюджетных фондов. Их создание в начале 90-х гг. было продиктовано многими причинами, имеющими постоянный, долговременный, так и преходящий характер.

В этот момент в России сложились неблагоприятные экономические и социально-политические условия:

- дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между бывшими республиками и ростом иммиграции из новых государств в Россию;

- системный экономический и политический кризис, сопровождавшийся сокращением национального производства, высоким уровнем инфляции и снижением жизненного уровня населения;

- кризис платежеспособности российских предприятий и бюджетный кризис;

- социально-демографический кризис, включавший рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности.

Основным для России из числа преходящих факторов, обусловленных трудностями переходного периода является ограниченность бюджетных ресурсов в кризисной для страны ситуации, предопределившая необходимость перехода от бюджетных к страховым и другим рыночным методам формирования финансовых ресурсов, используемых на финансирование целевых потребностей, ради удовлетворения которых создаются внебюджетные фонды. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера.

С момента возникновения внебюджетных фондов ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды. При их возникновении ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением.

Одновременно с социальными фондами стали создаваться многочисленные другие внебюджетные фонды. Только на федеральном уровне в 1993 г. действовало более 20 внебюджетных фондов, в которых были сконцентрированы огромные средства, почти равные по объему федеральному бюджету.

Примерами экономических внебюджетных фондов России являются:

1. Дорожный фонд (с 2001 года упразднен федеральный).

2. Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы (с 2001 года упразднен федеральный).

3. Фонд Министерства РФ по атомной энергии (упразднен0.

Практически во всех развитых странах мира функционируют государственные дорожные фонды для строительства, реконструкции и поддержания автомобильных. Во Франции он носит название Инвестиционного дорожного фонда и на его долю приходится около 50% всех расходов государственных внебюджетных фондов Франции[8]. В Японии государство осуществляет финансирование дорожного хозяйства из фонда дорожного строительства

В России дорожные фонды начали функционировать с 1992 года. Учредителем дорожных фондов выступил Верховный совет РФ. Дорожные фонды создавались для финансирования содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Доходными источниками дорожных фондов были определены специальные налоги, связанные с эксплуатацией автотранспортных средств, такие как налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств.

Одной из приоритетных задач любого экономического развития является наличие достаточной ресурсной базы, способной в полной мере обеспечить производственный потенциал экономики. Для чего с I января 1994 года был создан Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Учредителем фонда является Верховный Совет РФ. С 1997 года средства фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ консолидировались в федеральном бюджете, а с 2001 года данный внебюджетный фонд был упразднен. Средства Фонда образовывались за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в процентах от стоимости реализованной продукции (без налога на добавленную стоимость), полученной из полезных ископаемых, добытых предприятиями, производящими эти отчисления. Средства, поступившие в Фонд, в соответствии с Государственной программой развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации направлялись территориальным подразделениям Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр для финансирования работ, связанных с геологическим изучением недр, поисками и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также отраслевым министерствам и ведомствам Российской Федерации для финансирования работ по завершению геологоразведочных проектов, утвержденных до введения в действие Закона Российской Федерации «О недрах», для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Экологические внебюджетные фонды призваны обеспечить проведение природоохранных мероприятий в государстве. Одной из ключевых проблем человечества на современном этапе развития общества являются проблемы с загрязнением окружающей среды и восстановлением природной среды обитания людей. Для разрешения данных проблем общество предпринимает ряд мер к их устранению. Экономическая реализация государственной политики в области экологии и охраны окружающей среды производится в основном через систему государственных экологических внебюджетных фондов.

Примерами экологических внебюджетных фондов России являются:

1. Экологический фонд (с 2001 года упразднен федеральный).

2. Фонд восстановления и охраны водных объектов (с 2001 года упразднен федеральный).

3. Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов (с 2001 года упразднен федеральный).

Правовые внебюджетные фонды играли в российской внебюджетной системе несущественную роль, хотя их создание имело под собой объективную необходимость. Переход России к общемировым критериям общественных отношений в связи со структурными преобразованиями начала 90-х годов XX века потребовал кардинального переустройства российской правовой системы, которая, пережив период становления, до настоящего времени в значительной степени нуждается в совершенствовании. Для формирования материальной основы данного процесса российским государством была образована система государственных правовых внебюджетных фондов.

Среди правовых внебюджетных фондов России можно отметить:

Фонд борьбы с преступностью (с 2001 года упразднен).

Фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ (с 2001 года упразднен).

Фонд развития таможенной системы РФ (с 2001 года упразднен).

Фонд развития исполнительного производства.

Практика функционирования внебюджетных фондов свидетельствовала о наличии многих проблем:

- денежные средства не всегда находят свое применение, остаются неиспользованными; значительные суммы направляются на расходы, связанные с функционированием аппарата управления фондами (строительство офисов, организация их работы и т. д.);

- несовершенна законодательная база фондов;

- часто изменяются способы формирования фондов и конкретные направления использования денежных средств.

Поэтому возникновение института внебюджетных фондов не получило однозначной оценки, поэтому уже в законе о федеральном бюджете на 1995 г. ряд внебюджетных фондов был консолидирован в бюджет в виде целевых бюджетных фондов.

В настоящее время в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов[9].

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России.

ПФ создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

- назначение и выплата пенсий (для 40 млн. пенсионеров);

- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д. (20 млн. льготников);

- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования (для свыше 128 млн граждан России);

- взаимодействие со страхователями (работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

- выдача сертификатов на получение материнского капитала;

- выплата средств материнского капитала;

- управление средствами пенсионной системы;

- реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (программа «тысяча на тысячу») С октября 2008 года на территории России реализуется ФЗ № 56-ФЗ от 30.04.2008 г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», Суть такова: сейчас вы (будущие пенсионеры) кладете на свой счет какую-то сумму (например 1000 рублей), и государство добавляет к ней еще 1000 рублей. Но здесь есть условие: сумма, положенная вами на счет, не должна быть меньше 2 000 и больше 12 000 рублей в год. Действовать программа софинансирования пенсионных накоплений будет всего 10 лет, а присоединиться к ней (подать заявления) граждане смогут в течение пяти лет (с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года).;

- с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и медицинскому страхованию;

- с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года.

Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:

- финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) создан для обеспечения обязательного социального страхования граждан России с 1 января 1991 г.

Среди основных функций фонда:

- выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»);

- обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;

- оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;

- оплата родовых сертификатов;

- доплата за диспансеризацию работающих граждан и др.


[1] Финансы. В.М. Родионова, Л.И. Гончаренко и др. Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. С. 290.

[2] Берлин С.И. Теория финансов: Уч. пособие. – М.: «Издательство Приор», 1999. С. 89.

[3] Финансы. Учебник. Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2007. С.283.

[4] Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Уч. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. С. 249.

[5] Бабич А.М. Финансы. Учебник. / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2000. С. 443.

[6] Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С. 305.

[7] Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С.256.

[8] Красавина Л.Н. Финансовая и денежно-кредитная система Франции. М.: Финансы, 1978. С. 43.

[9] Бюджетный кодекс РФ ст.144.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: