Вопрос 2. Операционный анализ

Операционный анализ – это установление зависимости финансовых результатов деятельности предприятия от величины затрат, их структуры и объема производства - сбыта и установление степени чувствительности прибыли предприятия к изменению объема производства - сбыта и структуре затрат.

Под структурой здесь понимают соотношение переменных и постоянных затрат.

Различают две схемы калькулирования затрат:

1.Схема калькулирования с полным распределением затрат:

2. Схема калькулирования себестоимости по переменным затратам:

Главные элементы анализа – порог рентабельности, запас финансовой прочности и операционный рычаг.

1. Порог рентабельности – это точка безубыточности, "мёртвая точка", это тот объём продаж, при котором прибыль равна нулю, а затраты равны выручки.

Методы определения порога рентабельности: графический и аналитический.


2. Запас финансовой устойчивости (кромка безопасности - КБ):

КБ=Qфакт.-Qкрит.

КБ=(Qфакт.(план.)-Qкрит.)/Qфакт.(план.) (≥0,2)

Это бухгалтерская модель – при её построении были сделаны допущения:

1) цена реализации – постоянная величина;

2) переменные затраты на единицу продукции – величина постоянная;

3) зависимости линейные, что верно только в ограниченном диапазоне изменяется объём реализации.

Кроме бухгалтерской модели, существует более реальная экономическая модель:

Аналитически порог рентабельности может определить: .


3. Операционный рычаг (операционный леверидж) – это потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путём изменения структуры себестоимости и объёма продаж.

Структура себестоимости – это соотношение постоянных и переменных затрат. Она зависит от технической и технологической политики, выбранной на предприятии, и меняется во времени. Найти оптимальное сочетание переменных и постоянных затрат затруднительно. Эта взаимосвязь характеризуется операционным рычагом.

Действие рычага проявляется в том, что изменение объема продаж порождает более сильное изменение прибыли. Сила воздействия операционного рычага (СВОР) определяется по формуле: СВОР = Вал. маржа / ПРдо уплаты налогов; ∆Пр = СВОР*∆Qр. Чем выше СВОР, тем выше предпринимательский риск. Повышение доли постоянных затрат в структуре усиливает действие операционного рычага, но в результате усиливается предпринимательский риск. В случае снижения объема продаж, прибыль падает тем быстрее, чем больше СВОР. Предпринимательский риск выражается в недостатке средств для покрытия текущих расходов RСк = Rакт+ЭФР; ЭФР = (1-Н)*(Rакт-ср % ставка)*(ЗК/СК), Н – налог на прибыль. При пессимистических прогнозах надо сокращать постоянные затраты. При уверенности в увеличении спроса можно отказаться от режима экономии на постоянных затратах. Высокий % постоянных затрат свидетельствует об ослаблении гибкости предприятия. Чем больше стоимость ОС, тем больше увязает предприятие в своей рыночной нише, тем труднее ему перейти на новую продукцию, поэтому автоматизация производства всегда ведет к увеличению риска.

Используя механизм операционного рычага можно решать как текущие задачи, так и моделировать будущие. Существует 5 способов повышения прибыльности бизнеса:

1. Повышение цены продажи (самый легкий и опасный). В результате повышения цены продаж точка безубыточности смещается на графике вниз и влево, зона убытков уменьшается, зона прибыли растёт, однако при этом нужно изучить как такая политика ценообразования скажется на спросе и как пересмотренная цена соотносится с ценой конкурента.

2. Снижение переменных затрат (самый лучший). В результате снижения переменных затрат также увеличивается зона прибыли. Существует несколько способов снижения переменных затрат:

а) использование более дешёвых материалов и их заменителей;

б) повышение производительности труда (на единицу продукции меньше доля заработной платы);

в) увеличивая объём производства можно получить оптовые скидки за закупные ресурсы и тем самым получить снижение переменных затрат;

г) можно ускорить сроки оплаты материалов и получить скидки на цену материалов.

3. Уменьшение постоянных затрат. Тоже ведёт к увеличению зоны прибыли. Пути снижения постоянных затрат:

а) использовать более дешёвые и меньшие по площади помещения;

б) уменьшение количества управленцев (уменьшать количество управленцев можно тогда, когда вы уменьшите количество функций ими выполняемые);

в) уменьшать затраты на рекламу, обучение и другие произвольные представительские затраты;

г) снижение командировочных расходов;

д) снижение расходов на выплату процентов по кредитам вследствие уменьшения инвестиций в производственные запасы и снижение дебиторской задолженности.

4. Улучшение структуры продаж. Изменив структуру продаж и продавая больше товаров с высоким маржинальным доходом можно увеличить зону прибыли, сместив точку безубыточности.

5. Увеличение объёма продаж. При увеличении объёмов продаж точка безубыточности остаётся на прежнем месте, зона убытков не меняется, а зона прибыли расширяется. Объём продаж можно увеличить:

а) увеличив затраты на рекламу;

б) снизив цену;

в) увеличив количество управленцев.

Принимая решение, необходимо проанализировать, хватит ли производственных мощностей, как увеличение объём продаж отразится на денежных потоках, требуется провести сравнительный анализ, чтобы установить, не приведёт ли увеличение объёма продаж к снижению прибыли. Увеличение объёма продаж даёт предприятию ещё одно преимущество – увеличение запасов финансовой прочности (КБ).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: