Профессиональные организации управления проектами

Большой вклад в развитие и широкое распространение УП внесли профессиональные организации, объединяющие специалистов по УП в разных странах. Уже к 1970г. профессионалы развитых стран различных континентов образовали свои национальные, а затем и международные объединения и организации: в Европе Международная Ассоциация управления проектами (INTERNET); в Северной Америке - Институт управления проектами (PMI); в Австралии - Австралийский институт управления проектами (AIPM); в Азии - Японская ассоциация развития инжиниринга (ENAA).

Эти организации со временем установили тесные взаимные контакты для обмена информацией, идеями, взаимного участия в проводимых национальных и международных форумах по УП, обмена публикациями в специальных изданиях и т.д.

Первой и наиболее крупной международной организацией в области УП является Международная Ассоциация Управления проектами -

ИНТЕРНЕТ, объединяющий свыше20-тинациональных обществ УП практически всех развитых европейских стран, а также Турции и Египта, корпоративных и индивидуальных членов из разных стран обоих полушарий.

В 1965г. известный проект-менеджериз фирмы Dornier (ФРГ) Роланд Гуч собрал вместе в Париже группу экспертов УП из Европы и США. Эта встреча привела к образованию ИНТЕРНЕТ, а Р. Гуч стал ее первым президентом и многие годы был признанным лидером этой организации. Уже в 1967г. в Вене был проведен I Всемирный Конгресс ИНТЕРНЕТ, который собрал около 400 специалистов со всего мира. А в июле 1994г. в г. Осло (Норвегия) состоится уже Х11 Всемирный Конгресс по УП. ИНТЕРНЕТ образован как бесприбыльная профессиональная организация со штабквартирой в г. Цюрихе (Швейцария).

Важнейшим звеном Ассоциации являются национальные общества УП. В 1994г. в ИНТЕРНЕТ входили национальные организации 22 стран:

Австрии, Англии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Египта, Исландии, Испании, Италии, Нидерландов, Норвегии, России, Словении, Турции, Украины, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Чехословакии, Югославии.

Главной целью ИНТЕРНЕТ'а является развитие профессионализма в области УП.

ИНТЕРНЕТ ставит перед собой следующие основные задачи: обеспечивать международный обмен идеями и опытом по реализации и управлению проектами; обеспечивать развитие и использование современных методов управления проектами; содействовать кооперации ученых, специалистов и практиков в области управления проектами; обеспечивать международные стандарты для обучения, сертификации и практической работы по управлению проектами; исследовать и разрешать проблемы, возникающие в международных проектах.

ИНТЕРНЕТ проводит международные и Всемирные конгрессы (раз в два года), международные симпозиумы (один раз в году), международные семинары и конференции, учебные курсы и другие мероприятия совместно с национальными организациями, издает труды «своих форумов, монографии и справочники, специальные журналы и выпуски новостей.

ИНТЕРНЕТ имеет соглашения о сотрудничестве с другими профессиональными организациями и проводит с ними совместные мероприятия и обмены. Это в первую очередь:

Северо-АмериканскийИнститут управления проектами - PMI (США); Японская Ассоциация развития инжиниринга - ENAE;

Международный Совет по ценообразованию и стоимости в инженерной деятельности - International Cost Engineering Council (ICEC).

ИНТЕРНЕТ установил прямые связи и поддерживает сотрудничество с рядом Европейских и Всемирных организаций и институтов, связанных с инвестиционно - проектной деятельностью.

ИНТЕРНЕТ оказывает содействие и поддержку развитию и применению УП в странах бывшего СССР, Восточной Европы и развивающихся странах.

Институт управления проектами (PMI) - Институт управления проектами, официально зарегистрирован в США в 1969 году как бесприбыльная международная профессиональная организация. PMI функционирует на территории Северной Америки, включая США и Канаду, и имеет международных членов из Европы, Африки, Латинской Америки, Азии, Австралии. Штаб-квартира PMI расположена в г. Дрексл-Хил,Пенсильвания. В PMI установлено индивидуальное членство. Члены PMI объединены в 62 отделения, входящих в три региона:

Члены PMI представляют широкий спектр деловых и общественных сфер, где применение методов и средств УП может быть успешным. Традиционными сферами применения УП для PMI являются: консалтинг, инжиниринг, строительство, архитектура, электроника и компьютеризация, промышленность, сфера услуг, оборона, правительство, фармацевтика,

горно-руднаяпромышленность, нефтехимия, образование, аэрокосмос, транспорт, сельское хозяйство, экология и др.

PMI ставит перед собой следующие задачи: содействовать развитию профессионализма в УП; повышать качество УП и расширять области его применения; определять и развивать основные принципы УП, расширять знания в области УП для успешного претворения в жизнь проектов; обеспечивать проведение форумов для широкого обмена идеями и опытом по реализации проектов и разрешению проблем УП; стимулировать эффективное применение УП в экономике, промышленности, деловой и социальной сферах; обеспечивать связь между пользователями, разработчиками и поставщиками компьютеров и программного обеспечения для систем УП; сотрудничать с университетами и другими учебными заведениями в области образования и повышения квалификации специалистов УП всех уровней; поддерживать и поощрять научные исследования и новые разработки в области УП, проводимые в научных организациях, ВУЗ'ах и промышленности; содействовать развитию контактов с другими общественными и частными организациями, связанными с УП, для взаимовыгодного сотрудничества в областях, представляющих общий интерес.

PMI ведет большую информационно-издательскуюдеятельность. Основные издания в США в области УП связаны с PMI.

Ежегодно PMI проводит в течение 3-4дней общий семинар / симпозиум. Программа симпозиума обычно включает: доклады внешних гостей, пленарные и секционные заседания с представлением докладов, общую дискуссию, специализированные рабочие группы, выставку продукции, достижений и сервиса по УП. Труды симпозиумов публикуются отдельным изданием. В симпозиумах принимает участие до 1000 человек со всего мира.

На этих годовых форумах PMI впервые принимали участие эксперты из России и стран СНГ - члены СОВНЕТ.

29 Управление проектами в России. Российская Ассоциация Управления проектами. Задачи и перспективы развития Управления проектами

Основные этапы развития методов управления проектами в России включают: основы управления проектами; сетевые методы планирования и управления (СПУ); применение ЭВМ для управления отдельными проектами; управление организацией (много проектное управление); итерированные системы управления; современные методы профессионального управления на основе трансфера и адаптации Западного опыта.

Проведенный анализ показывает, что быстрее всего меняются технологии, затем окружение проекта. Менее подвержены изменениям организационные структуры, а наиболее консервативными являются люди. Из этого обстоятельства следует ряд выводов.

1. Для того чтобы организация сохранила конкурентно способность и жизнеспособность в условиях научно-технического прогресса, изменений социально-экономических и других компонент окружения, необходимо своевременно адаптировать ее организационную структуру и осуществлять соответствующую подготовку кадров.

2.Для сокращения сроков адаптации необходимо использовать специальные проектно-ориентированные формы и методы Управления проектами.

3.Осуществление проектов в организации более успешно может быть проведено командой профессионалов – проект менеджеров с привлечением специалистов организации, т.к. сами работники организации психологически не в состоянии эффективно осуществлять эти изменения.

Из приведенного краткого исторического очерка развития УП можно сделать вывод о том, что Советский Союз не оставался в стороне от развития методов управления проектами. Сформировались профессиональные группы, работавшие в этой области, соответствующие дисциплины преподавались в различных ВУЗах и на курсах повышения квалификации, во многих институтах проводились научные исследования, разрабатывались программные средства. Методы управления проектами активно использовались в сотнях организаций и при выполнении тысяч проектов.

Достаточно назвать среди них первые, блестяще осуществленные космические проекты под руководством академика С.П. Королева, проекты в области атомной энергетики, возглавляемые академиком И.В. Курчатовым, строительство гидроэлектростанций на Волге, Ангаре, Оби и Енисее и многие другие проекты. Методы и технику управления этими проектами еще предстоит изучить и вписать в историю.

Анализ негативных тенденций в сфере управления проектами в СССР

позволил выделить несколько основных причин их появления. В основном эти причины сводятся:

- в области экономики - к господству государственной собственности, жестких бюрократических структур управления экономикой и к почти полному отсутствию гибких проектно-ориентированных структур;

- в области управления - к господству административной системы с преобладанием политических целей и к слабой мотивации использования экономических методов и соответствующих им средств управления;

- в области информационных технологий - к слабому развитию информационной инфраструктуры и к низкой обеспеченности вычислительной техникой и средствами связи.

И конечно, одной из основных причин стала длительная изоляция советской экономики от международного опыта и мировых достижений.

Основные причины негативных тенденций развития управления проектами в СССР. В инвестиционно-строительной сфере к этим причинам следует добавить и ряд специфических причин:

Хронический дисбаланс между планируемыми сроками завершения проектов и имеющимися мощностями, приводящий к заведомой нереальности всех утверждаемых графиков и планов по стройкам и объектам.

Организации - участники инвестиционных проектов были ориентированы каждый на свой план, а не на выполнение соответствующего проекта.

Отсутствие эффективных механизмов, дисциплинирующих поставщиков соисполнителей.

Жесткие вертикальные организационные структуры и традиционное распределение обязанностей участников проекта усложняют координацию работ не позволяют создавать гибкие организационные формы, отвечающие за проект в целом, нацеленные на эффективное и своевременное завершение проектов.

Плохо налаженный контроль за реализацией проектов (по стоимости, пользуемым ресурсам, выполненным работам) и общий низкий уровень культуры управления.

Слабая профессиональная подготовка управленческого персонала в (тети современных методов управления проектами, обусловленная существующим уровнем преподавания в ВУЗ'е и номенклатурным принципом подбора кадров в высшем и среднем звеньях управления.

Кроме того, ряд причин был связан с недостатками самих разработок в этой области. Очень часто они не учитывали реальных потребностей организаций и были чересчур теоретизированы. Многие разработки были и откровенно слабыми. Сказывался ведомственный подход: "Свое лучше". Каждое министерство, главк старались поддержать "своих" разработчиков. Рынка разработок практически не существовало.

Важной причиной была и очень большая трудоемкость подготовки исходных данных для управления проектами. Здесь решение лежало на пути объединения усилий проектных и строительных организаций, пересмотра порядка работки и состава норм и нормативов, проектно-сметной документации, особенно проектов организации строительства (ПОС) и производства работ (ППP). Однако ведомственная разобщенность и отсутствие соответствующих мулов и мотивации, не позволили достичь этого. Не сыграл здесь требуемой роли и Госстрой СССР и его институты.

Отметим также, что при отсутствии серьезной заинтересованности и поддержки со стороны руководства министерств и ведомств лучшие в стране организации, активно работающие в области УП, в большинстве своем в 80-егоды были реорганизованы или ликвидированы, а коллективы специалистов распались или переориентированы. Так, в сфере капитального строительства, к ним можно отнести: ЦНИПИАСС Госстроя СР, НИИЭОУС при МИСИ, Казоргтехстрой (г.Алма-Ата),ИВЦ Минпромстроя СССР (г. Тула), ИВЦ Минстроя СССР (г. Ярославль), ИВЦ Минстроя МССР (г. Кишинев) и многие другие.

Естественно, в таких условиях методы управления проектами и не могли играть сколько-нибудь заметной роли. Все случаи их успешного применения возможны исключительно благодаря усилиям и энтузиазму отдельных руководителей и специалистов.

Анализ новых негативных тенденций. В целом неэффективная советская экономическая система имела, по крайней мере, одно преимущество: она работала! Тысячи и тысячи проектов выполнялись в разных отраслях: промышленное и жилищное строительство, транспортные системы и коммуникации, оборонные и космические проекты и многое другое. Нужно, правда отметить, что, как правило, эти проекты осуществлялись ценой огромных усилий со значительным превышением нормативных сроков, стоимости и выделенных ресурсов. Долгое время царивший в экономике негласный девиз: "План - любой ценой!" - срабатывал далеко не всегда.

В результате произошедших в последнее время социально экономических и политических изменений к приведенным выше негативным факторам, относящимся к "грузу прошлого", можно добавить и новые негативные факторы, которые отрицательно влияют на активность инвестиционной и проектной деятельности и развитие УП в России. К этим факторам относятся: общий спад производства и неустойчивое функционирование экономики; недостаточная политическая стабильность общества; резкое сокращение государственных инвестиций и спад инвестиционной активности; недостаточная развитость законодательных и нормативных актов, рейдирующих инвестиционную деятельность, отношения собственности, особенно в части собственности на землю, и их отставание от происходящих в экономике изменений и потребностей общества; продолжающаяся инфляция; недостаточная развитость кредитно финансовой и банковской систем, сдерживающая оборот инвестиций и капиталов; несовершенство налоговой системы, сдерживающей активность инвесторов и производителей; отсутствие четкой системы обеспечения гарантий и льгот для инвесторов, в том числе для иностранных участников проектов; рост коррупции и активизация деятельности "теневой экономики"; остро ощутимое снижение жизненного уровня большинства населения, разочарование в осуществляемых реформах, рост преступности и социального напряжения.

Анализ позитивных тенденций и изменений. Вместе с негативными факторами несправедливо было бы не отметить и четко определившиеся позитивные тенденции и наметившиеся изменения, которые положительно влияют на экономику в целом и активизацию инвестиционной деятельности в частности.

Отметим принципиальные позитивные изменения, произошедшие в основных областях, тесно связанных с инвестиционной деятельностью и управлением проектами и по существу являющихся сферой или окружением проектов.

В политической сфере. Важнейшими изменениями, безусловно, является демонтаж старой тоталитарной политической однопартийной системы с жестким центром; централизованным управлением, основанным на принуждении и волевом администрировании, и принятие Конституции Российской Федерации. Это также, демократизация общества, поиск демократических форм организации общественной жизни, государственного

устройства и управления экономике начало перехода к многопартийной политической системе и формирован! правового государства.

В области экономики. Эти изменения связаны, прежде всего, с зарождением рынка и переходом рыночным отношениям. К наиболее существенным изменениям, на наш взгляд здесь относятся:

Легитимация различных форм собственности и быстрый рост роли и влияния в экономике страны новых независимых организаций, компаний и фирм с различными типами коллективной и частной собственности.

Экономическая мотивация трудовой деятельности этой категории населения резко изменилась и уже приносит свои плоды. Это выражается в постепенной стабилизации производства, развитии деловой активности и предприимчивости, заметном улучшении состояния дел и социальных условий на приватизированных предприятиях.

Отмена государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность и торговлю. Разрушение этого традиционного для старой системы барьера положило начало интеграции нашей станы в мировую экономику.

В области управления. Главным изменением здесь, пожалуй, следует считать начало перехода от административно-командных и планово распределительных методов к экономическим методам управления и регулирования.

Децентрализация государственного управления, передача большинства полномочий на места, поиск новых форм государственного регулирования экономическими методами, поиск новых форм и методов координации и организации взаимодействия отраслей и предприятий на экономической, взаимовыгодной основе.

Государственная поддержка развития профессионального образования и подготовки кадров для работы в условиях рыночной экономики, в том числе начало подготовки Российских проект-менеджеров.

Государственная поддержка среднего и малого бизнеса и развития рыночной инфраструктуры.

В области организации. Основные изменения связаны с началом процесса формирования рыночных форм и структур. Сюда можно отнести:

Появление в инвестиционной сфере первых проектно- (объектно) ориентированных структур, как создаваемых на базе реорганизации и приватизации государственных предприятий (например, а/о "Корпорация XX трест", г. Санкт-Петербург и др.) с развитием диверсификации видов деятельности, так и вновь организуемых частных компаний и фирм (например, "Си. Консалтинг", г. Ставрополь; Терека", г. Москва; инжиниринговая фирма "Комплекс", г. Москва и др.).

Создание новых инвестиционных компаний, инжиниринговых и консалтинговых фирм. Активизация их деятельности и начало объединений в профессиональные союзы и ассоциации. Создание неправительственных объединений независимых организаций, союзов, фондов и др. (например, "Союз промышленников и предпринимателей", "Международный фонд поддержки экономических реформ", "Международный фонд содействия

инвестиционной деятельности и привлечения иностранных инвестиций" и др.). Создание технологических центров, технополисов, инновационных фондов и фирм и их активизация в сфере инновационных проектов (например: "Инновационный фонд промышленности России", "Инновационный фонд России", а/о "Биржа технологий", а/о "Техноторгинвест", Ассоциация поддержки малых инновационных предприятий, технологических центров и технополисов, г. Москва и др.).

Развитие и активизация рыночной инфраструктуры: коммерческие банки и инвестиционные компании, мульти номенклатурные и специализированные биржи, коммерческие страховые компании, рекламные агентства и др.

В области информационных технологий. Среди существенных тенденций и изменений можно назвать:

Создание, все более похожего на цивилизованный, рынка компьютерной техники, современных программных продуктов и информационных технологий. Здесь следует отметить, что создание рынка программ по УП и появления на рынке современного программного обеспечения УП, в том числе первых русифицированных версий ППП: "Примавера", "Open Plan", "Microsoft Project U.r Window", "Time-Line","Arthemis Project

Publisher","Prestige" и др., их конкуренцию с отечественными разработками. Разработка и реализация широкого спектра проектов, создание систем и

средств спутниковой, радиорелейной, оптико-волоконной, мобильной цифровой связи и развитие инфраструктуры телекоммуникаций для российских и зарубежных деловых кругов и пользователей. Использование в этих целях высвобождающихся в процессе конверсии мощностей и средств оборонного комплекса страны.

И, наконец, нельзя не сказать о наметившихся тенденциях к изменениям

В области социальной психологии. Для успешного реформирования общества и экономики наиболее важно и трудно осуществимо изменение сознания самих членов общества, чьим трудом и энергией эти преобразования претворяются в жизнь. И в этой консервативной по своей природе сфере начали происходить серьезные изменения.

Постепенно разрушается менталитет так называемого "советского человека", основанный на иждивенческом подходе к государству: "Государство, должно всем обеспечить и все предоставить". У большинства населения, особенно у активной его части, происходит смена прошлых, глубоко укоренившихся, представлений и наступает осознание того, что каждый человек должен сам добиваться успехов и поставленных в жизни целей, а государство и его правительство должно обеспечить гарантию и защиту прав и свобод своих граждан.

На гарантированную социальную защиту имеют право только еще не работающие граждане, а активная часть должна обеспечивать себя, свои семьи, а также не работающую на законном основании часть населения за счет выплачиваемых налогов.

Начало изменения сознания привело к развитию творческой и деловой активности огромного числа граждан. В результате социально экономических изменений, сокращения бюджетных ассигнований и инвестиций, резкого сокращения государственной опеки и протекционизма, широкомасштабной приватизации развивается самостоятельность, деловая предприимчивость и предпринимательство как на уровне предприятий и организаций, так и у отдельных индивидумов.

На уровне организаций это проявляется: в хозяйственной деятельности, развитии маркетинга, диверсификации производства и услуг в соответствии с платежеспособным спросом, разработке стратегии развития организации "от прозябания - к выживанию", "от выживания - к процветанию", установлению прямых горизонтальных связей с поставщиками и потребителями, к кооперации и сотрудничеству с заинтересованными отечественными и зарубежными партнерами.

В результате появилось большое число благополучных и процветают предприятий и организаций: "Центр микрохирургии", а/о "Камаз", а/о "Автоваз", а/о "Корпорация XX Трест", ряд конверсионных предприятий и др.

На уровне отдельных граждан это проявляется в повышении деловой активности, поиске новых, более перспективных сфер деятельности, смене профессий, места работы и жительства в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и потребностями.

Происходит массовая миграция специалистов в нетрадиционные новые сферы, в том числе в рыночные структуры и частный сектор экономики.

Оставшиеся на своих прежних местах ищут новых, более перспективных направлений деятельности и приложения своих знаний и профессиональных возможностей.

Все это вместе взятое начинает сказываться на оздоровлении и стабилизации экономики и развитии производства и предвещает повышение жизненного уровня в стране.

Сопоставляя негативные и положительные тенденции, а также принимая во внимание огромный потенциал Российского рынка, ее природные богатства, ее трудолюбивое, хорошо образованное население, есть все основания с оптимизмом смотреть в будущее развитие Россини, ее инвестиционной сферы и развитие профессионального управления проектами, которое поможет быстрее претворить будущее в реальность. На рис. дано обобщенное представление о внешнем окружении УП в России.

Анализ тенденций развития инвестиционной сферы. Перспективы развития управления проектами в России нельзя рассматривать изолировано от перспектив перестройки экономики и общества в целом. Только окончательный демонтаж командно-административной системы, переход экономики на рельсы рынка и интеграция с мировой экономической системой могут поднять управление проектами в России на качественно новую ступень. В то же время Управление проектами как признанная эффективная методика осуществления целенаправленных

крупномасштабных изменений, прежде всего, само призвано сыграть положительную роль как в переходный период формирования экономики и общества, так и в период их последующего стабильного функционирования и развития. В целом управление проектами при разумном его использовании даст необходимый импульс и новые возможности для преодоления кризиса с минимальными потерями и быстрейшего возрождения России.

Как показывает мировой опыт, путь к нормализации в инвестиционной сфере лежит через создание проектно - или объектно - ориентированных организационных и производственных структур и использование подходов и методов целевого управления инвестиционными проектами и программами.

Принимая во внимание установившиеся тенденции в развитии нашей экономики, ее инвестиционной сферы и мировой опыт, а также приведенный выше анализ, можно с достаточно высокой достоверностью предсказать, что во время активного перехода к рынку инвестиционная сфера будет трансформироваться в структуру, включающую четыре основных сбалансированных и тесно взаимодействующих компонента.

Этими компонентами будут:

-Проектно - или объектно-ориентированные формы целевого профессионального управления и инжиниринга, создаваемые на базе реорганизации структур заказчика, генподрядчика, и образования новых организаций и фирм профессионального управления инвестиционными проектами и стройками на основе контракторных форм и методов управления проектами, призванных обеспечить резкое ускорение ввода объектов и освоение мощностей при повышении эффективности инвестиций.

-Ресурсно-ориентированные формы, образующие рынок мощностей строительного комплекса, состоящий из реорганизованных и вновь созданных, демонополизированных, преимущественно приватизированнных организаций, предприятий и фирм, обеспечивающих выполнение по контрактам необходимых работ, услуг и поставок.

-Рыночная инфраструктура - банки, инвестиционные компании и агентства, биржи, страховые компании, рекламные агентства, брокерские конторы, консультационные фирмы и др. структуры, призванные обеспечить на рынке движение потоков инвестиционных, финансовых и материально технических ресурсов.

-Информационная инфраструктура, обеспечивающая движение информационных потоков и удовлетворение новых информационных потребностей участников инвестиционного процесса в рыночных условиях.

Переход к проектно-ориентированным формам инвестиционной деятельности является естественным неотвратимым процессом. Однако, "без руля и ветрил" он может протекать медленно и болезненно. Для ускорения перехода, придания ему осмысленного, целенаправленного характера необходима разработка комплекса мероприятий, включающих создание законодательной и нормативно-правовой базы,научно-методическое обеспечение, подготовку и переподготовку кадров, разработку и опробование

проектно-ориентированных систем, а также обеспечение им государственной поддержки для повсеместного распространения.

Исходя из анализа негативных и позитивных факторов, действующих до последнего времени в области управления проектами, и прогноза развития инвестиционной сферы, можно определить перспективные направления нормализации инвестиционной деятельности и тесно связанного с ней развития управления проектами в России.

Как следует из проведенного анализа, эти направления в основном сводятся: в области экономики - к переходу к рынку, включая законодательное нормативное обеспечение инвестиционной деятельности в новых условиях и формах; в области организации - к переходу к широкомасштабному использованию объектно-ориентированных структур, созданию и организации совместного эффективного функционирования новых (рыночных) и трансформируемых имеющихся структур; в области управления - к переходу к экономическим метода управления, развитием структур, методов и средств профессионального управления проектами в условиях рынка с учетом мировых достижений и опыта; в области информационных технологий - к изучению новых информационных потребностей в сфере реализации и управления проектами в условиях рынка

И полному удовлетворению этих потребностей путем информатизации и компьютеризации.

Исходя из реальных условий, нормализация инвестиционной деятельности, должна осуществляться двумя подходами: централизованным

И децентрализованным.

Централизованный подход должен распространяться на законодательное,нормативно-правовоерегулирование,научно-методическоеобеспечение, подготовку профессиональных кадров через государственную систему. В то же время централизованный подход должен распространяться также на международные, федеральные и другие государственные инвестиционные программы и проекты, осуществляемые путем инвестирования из централизованных источников.

Децентрализованный подход должен быть направлен на создание и обеспечение условий для мотивации, стимулирования и осуществления государственной поддержки нормализации инвестиционной сферы негосударственного и/или частного сектора экономики.

Рекомендации по перспективным областям применения УП в настоящее время связаны, во-первых,с наличием и готовностью к применению методов и средств УП,во-вторых,с потенциальным эффектом, который может быть получен от их применения и, наконец, с имеющимся опытом. Исходя из этого, можно рекомендовать в качестве общих направлений развития и использования:

1. Широкомасштабное применение существующих методов и средств УП на базе отечественных и трансферта западных разработок в области технических проектов (прежде всего инвестиционных и инновационных, где в нашей стране накоплен определенный опыт): по масштабам проектов:

крупные монопроекты, мелкие и средние монопроекты, мультипроекты; по фазам проектов: разработка, выполнение, завершение (с дополнительным развитием); по функциям УП: предметная область, время, трудовые и материально-технические ресурсы.

2. Ограниченное применение существующих методов и средств УП с

предварительным их развитием и адаптацией к условиям перехода к рынку в России на базе трансферта западных разработок, использования отечественного опыта и осуществления новых разработок в кооперации с Западом.

В области технических проектов: по функциям УП: качество,

стоимость (прежде всего предпроектный и проектный анализ), контракты поставки/закупки, коммуникации и информация.

Особое внимание здесь должно быть обращено на фазы: "концепция" и "завершение" моно - и мульти проектов.

В области организационных проектов: по масштабам проектов:

крупные монопроекты, средние и мелкие монопроекты, мультипроекты; по фазам проектов: разработка, выполнение, концепция, завершение. Здесь также требуются особое внимание и усилия для развития разработок по начальной и завершающей фазе проектов; по функциям УП: предметная область (в первую очередь маркетинг, развитие и производство), время, трудовые и материально-технические ресурсы, стоимость, коммуникации и информация.

В области экономических и социальных проектов: по масштабам проектов: крупные монопроекты, средние и мелкие монопроекты, мультипроекты (выборочно); по фазам проектов: выполнение, концепция, разработка, завершение; по функциям УП: предметная область, время, трудовые и материально-технические ресурсы, стоимость, контракты.

К последним двум функциям требуется повышенное внимание для учета особенностей перехода к рынку.

3. Организация разработки новых подходов, методов и средств на основе имеющихся научно-технических достижений в России и за рубежом и отработке их на выборочных "пилот-проектах" (На первом этапе полезно в кооперации с западными партнерами).

В области технических проектов: мегапроекты, фазы: "концепция" и "завершение", управление качеством, стоимостью, риском и надежностью.

В области организационных проектов: мегапроекты, фазы:

концепция, разработка, завершение, управление качеством, стоимостью, риском и надежностью, контрактами и коммуникациями и информацией.

В области экономических и социальных проектов: мегапроекты,

мультипроекты, для всего жизненного цикла, управление всеми функциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: