7.1. При установлении налога обязательно определяются следующие элементы:
· 7.1.1. плательщики налога;
· 7.1.2. объект налогообложения;
· 7.1.3. база налогообложения;
· 7.1.4. ставка налога;
· 7.1.5. порядок исчисления налога;
· 7.1.6. налоговый период;
· 7.1.7. срок и порядок уплаты налога;
· 7.1.8. срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплате налога.
7.2. При установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и порядок их применения.
7.3. Любые вопросы налогообложения регулируются настоящим Кодексом и не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов, содержащих исключительно положение относительно внесения изменений в настоящий Кодекс и / или положений, устанавливающих ответственность за нарушение норм налогового законодательства.
7.4. Элементы налога, определенные в пункте 7.1 этой статьи, основания для предоставления налоговых льгот и порядок их применения определяются исключительно настоящим Кодексом.
Вопрос 2
Различные государства, в том числе и Украина, как раньше, так и сейчас пополняют свою казну с помощью разных видов государственных доходов, в том числе и налогов. Так, например, в США федеральный бюджет за период с 1980 по 1992 гг. формировался за счет различных источников, в том числе подоходного налога с населения, налога на прибыль корпораций, взносов в фонды социального страхования, акцизов, налога с наследства и дарений, таможенных пошлин и прочих поступлений. В Германии бюджеты федерации, земель и общин также формируются за счет налогов, в том числе на добавленную стоимость, корпорационного, земельного, на доходы капитала и другие. Такой подход к формированию государственного бюджета, как правило, наблюдается в большинстве государств, в том числе в Швеции, Франции, Японии и т.д. Однако не все государства используют налоги в качестве источника доходов своего бюджета. Например, Объединенные Арабские Эмираты, Андорра и ряд других государств налогов не имеют.
|
|
Налоговая деятельность Украины осуществляется в соответствии с Конституцией Украины от 1996 г., закрепившей основополагающие положения налоговой системы, и принятыми в развитие этих положений налоговыми законами. Налоговые законы и подзаконные нормативно-правовые акты закрепляют права и обязанности участников налоговых правоотношений, термины (например, «налог», «пошлина», «налогоплательщики») и другие. Сущность этих и других
терминов налогового законодательства раскрывается методом научного познания. Стало быть теоретические положения, налоговое законодательство и практика его применения составляют единое целое, которое называется налоговым правом. Таким образом, налоговое право - совокупность однородных (в области налогов) финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, взиманию в бюджеты разных уровней обязательных, индивидуально безэквивалентных платежей - налогов.
|
|
Институт налогового права является ведущим в отрасли финансового права, тесно связанным с институтами бюджетного права, финансового контроля и с финансами предприятий и организаций всех форм собственности.
Налоговое право имеет свой предмет и метод правового регулирования.
Предметом налогового права является группа однородных общественных отношений, которые определяют поступление денежных средств от плательщиков в бюджеты в форме налогов и сборов. Это позволяет выделить их из общей массы финансовых отношений. Особенностью налоговых правоотношений является движение денег в собственность государства снизу вверх (от плательщика в бюджет) в форме налогов и сборов. Распределение же этих средств, выделение их на удовлетворение государственных потребностей (то есть движение сверху вниз) - уже не предмет налогового права, хотя и регулируется финансовым правом.
Характерной особенностью налоговых правоотношений является их имущественный характер - выполнение налоговой обязанности означает передачу в собственность или распоряжение государства определенных денежных средств. Имущественные отношения налогового права не отличаются от имущественных отношений таких отраслей права как гражданское, административное, финансовое, поскольку, во-первых, эти отношения являются объектами реального мира и, во-вторых, вещи (имущество) имеют или могут иметь денежную оценку, несмотря на то, что деньги относят к движимому имуществу.
Итак, институт налогового права представляет собой ограниченный комплекс юридических норм, обеспечивающих регулирование разновидности отношений, связанных с поступлением в бюджеты налогов и сборов.
Методом налогового права можно назвать те специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений. Этот специфический способ характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения императивных норм налогового права в целях формирования государственного бюджета за счет доходов налогоплательщиков. Поэтому налоговые правоотношения строятся как отношения власти и подчинения по изъятию части доходов у юридических и физических лиц для обеспечения государственного бюджета.
Характерной особенностью метода налогового права выступает то обстоятельство, что властные распоряжения затрагивают круг плательщиков, порядок, условия и размер платежей в бюджеты или целевые фонды, цели использования денежных средств и прочее. Круг государственных органов, уполномоченных давать распоряжения участникам налоговых отношений, составляют налоговые органы. Особенной чертой налогового права является широкое применение императивных (то есть однозначных, не допускающих выбора) норм налогового права с целью формирования бюджетов за счет формирования доходов и имущества налогоплательщика.
Субъекты налогового права реализуют свои права и обязанности посредством налоговых правоотношений.
Налоговые правоотношения - это общественные отношения, регулируемые нормами налогового права. Налоговые правоотношения являются разновидностью финансовых правоотношений, поэтому имеют общие с ним черты.
Во-первых, налоговые правоотношения возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, но только в той части финансовой деятельности государства и муниципальных образований, которая обеспечивает собирание государством и муниципальными образованиями денежных средств в их казну.
|
|
Во-вторых, налоговые правоотношения являются формой реализации публичных интересов, с чем они являются, по сути, публично-правовыми отношениями. Это следует из того, что налоговые правоотношения возникают на основе реализации диспозиции нормы налогового права, которая является средством реализации интересов государства.
В-третьих, налоговые правоотношения являются, в сущности, отношениями экономическими.
В-четвертых, важнейшей характеристикой налоговых правоотношений является их имущественный характер.
В-пятых, налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежат властные полномочия, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Требования налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона.
Налоговые правоотношения, как и любые другие правоотношения, имеют свою структуру, элементами которой являются: субъект, объект и содержание.
Субъектами налоговых правоотношений являются лица, участвующие в конкретных правоотношениях и являющиеся носителями субъективных налоговых прав и обязанностей.
Субъекты должны быть правоспособными и дееспособными.
Налоговая правоспособность - это предусмотренная нормами налогового права способность иметь права и обязанности по поводу уплаты налогов.
Налоговая дееспособность - это предусмотренная нормами налогового права способность своими действиями создавать и реализовывать права и обязанности.
Под объектами налоговых правоотношений следует понимать установленные налоговыми законами материальные и нематериальные объекты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение налоговых прав и обязанностей.
|
|
Содержание составляет субъективные права и субъективные обязанности. Это означает, что конкретный налогоплательщик и конкретная государственная налоговая инспекция осуществляют свои права и исполняют обязанности в соответствии с налоговым законодательством.
Налоговые правоотношения весьма многообразны. В связи с этим они могут быть классифицированы по различным основаниям. Исходя из основных функций права, налоговые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права. Охранительные правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права.
По характеру налогово-правовых норм правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные налоговые правоотношения возникают на основе материальных норм налогового права, а процессуальные, соответственно, на основе процессуальных.
Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные и неимущественные на основании особенностей их объекта. Объектом имущественных налоговых правоотношений являются налог, сбор, пеня, штраф и т.д. Объектом неимущественных налоговых правоотношений они не являются. Объектом неимущественных налоговых правоотношений является деятельность по осуществлению налогового контроля и т.п.
Налоговые правоотношения могут быть классифицированы по структуре их юридического содержания. По этому критерию они подразделяются на простые и сложные. Простые налоговые правоотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. В сложных налоговых правоотношениях содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.
Основанием возникновения правоотношений является юридический факт, то есть факт реальной действительности, с которым закон связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
Одной из наиболее устоявшихся классификаций юридических фактов является их классификация по волевому признаку на волевые действия и юридические события. Юридические действия - это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований. Юридические события - это обстоятельства, не зависящие от воли людей.
Экономическая и правовая природа налога обусловливает юридическую природу налогово-правовых норм, характер их взаимоположения и взаимодействия, всю систему налогообложения. Будучи по своей сути системой распределительных и перераспределительных отношений в обществе, налоговая система государства детерминирует юридическую природу налогово-правовой нормы. Так же как и другие правовые нормы, налогово-правовые нормы содержат правила поведения, установленные государством и обеспеченные силой его принуждения. Нормы налогового права представляют собой установленные и охраняемые государством правила поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Нормы налогового права являются разновидностью юридических норм, в более узком плане - разновидностью финансово-правовых норм. В связи с этим им присущи как признаки общие для всех юридических норм, так и специфические, характерные только для норм финансового права. Нормы налогового права, являясь разновидностью юридических норм, обладают следующими признаками:
· нормы налогового права являются правилами поведения, гарантированные государством;
· нормы возлагают на участников отношений юридические обязанности и представляют им субъективные права;
· нормы имеют общеобязательный характер, т. е. обращены ко всем участникам регулируемых ими общественных отношений, а не к конкретным индивидам;
· налоговая норма всегда выражена либо в нормативно-правовом акте, принятым компетентным государственным органом или органом местного самоуправления, или постановлением Конституционного Суда Украины.
Налоговые нормы являются средством реализации публичных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлежностью налогового права к финансовому праву как праву публичному. Отношения, регулируемые нормами налогового права, детерминированы насущными потребностями и интересами больших масс людей - государства, населения муниципального образования, общества в целом.
Нормы Налогового права, так же как и нормы финансового права в целом, почти не имеют своего прототипа в общественной жизни. Налоговые нормы, так же как и все финансово-правовые нормы, отличаются от других норм права своей нестабильностью. Налоговое право в любом обществе регулируют отношения, в которых налоги выполняют как фискальную, так и регулятивную функцию. Последняя является производной от состояния экономики в стране, финансовой политики на том или ином этапе развития, учитывая, что эти факторы в любом обществе являются весьма подвижными, налогово-правовое регулирование является весьма изменчивым по определению.
Налогово-правовая норма состоит из следующих элементов:
· гипотеза - указывает на условия, при которых она должна действовать;
· диспозиция - определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;
· санкция - указывает на неблагоприятные последствия за ее нарушение.
Нормы налогового права весьма разнообразны. Существуют несколько видов налогово-правовых норм. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, эти нормы могут быть подразделены на регулятивные и охранительные:
· к регулятивным относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей;
· к охранительным относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за налоговые правонарушения, а также за нарушение банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Регулятивные нормы, в зависимости от юридического содержания, подразделяются на:
· обязывающие нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия. Большинство норм налогового права - обязывающие. Чаще всего они формируются в актах налогового законодательства в виде прямых обязательных предписаний;
· управомочивающие нормы, предусматривающие возможность субъекта налогового права действовать в рамках требований налоговой нормы, но по своему усмотрению. Существует два вида управомочивающих норм налогового права. Для первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или нереализации) зависит исключительно от воли субъектов налогового права. Главным образом к таким субъектам относятся налогоплательщики. Для второго вида характерно то, что субъект права имеет определенную свободу средств, времени и т.д. реализации этой нормы, но эта норма в любом случае должна быть им реализована;
· запрещающие нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от определенных действий, указанных в норме налогового права.
По территории действия различают налоговые нормы, действующие:
· на всей территории Украины;
· на территории Автономной Республики Крым;
· на территории соответствующего муниципального образования.
Помимо указанного, нормы налогового права могут быть подразделены на:
· материальные - устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, льготы по отдельным видам налогов, общие требования к реализации норм налогового права и т.д.;
· процессуальные - устанавливают порядок реализации материальных норм налогового права. Например, процессуальными являются налоговые нормы, определяющие порядок принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля и др.
Налоговой обязанностью признается обязанность налогоплательщика исчислить, задекларировать и/или уплачивать сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные настоящим Кодексом, законами по вопросам таможенного дела.
Налоговая обязанность возникает у плательщика по каждому налогу и сбору.
Налоговая обязанность является безусловной и первоочередной по отношению к другим неналоговым обязанностям налогоплательщика, кроме случаев, предусмотренных законом.
Выполнение налогового долга может осуществляться налогоплательщиком самостоятельно или с помощью своего представителя либо налогового агента.
Ответственность за невыполнение или неподобающее выполнение налогового долга несет налогоплательщик, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом или законами по вопросам таможенного дела.