Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.
Понятие, виды и функции рынка
В экономической теории существуют многозначные понятия, как и в жизни вообще. Многозначным является и само понятие «экономика». «Рынок» также многозначное понятие. Основные значения термина можно представить схематично (Рис. 4.15)
Рынок как сфера обращения - совокупность типов и видов рынков, виды и формы торговли, виды товаров и все показатели сферы обмена.
Рынок как способ организации хозяйственной жизни общества - система экономических отношений и организационных структур, основанная на частной собственности, экономической свободе и конкуренции, рыночном саморегулировании (рыночная экономика).
Сферы обращения также имеет свою структуру (Таблица 1).
Виды рынков
(Структура сферы обращения)
|
|
Таблица 1.
Признак | Виды рынков |
По функциональному признаку | - рынок товаров и услуг - рынок факторов производства - рынок капитала - рынок информации - рынок труда - валютный рынок |
По степени ограниченности конкуренции | - рынок совершенной конкуренции - рынок монополистической конкуренции - рынок монополии - рынок олигополии |
По территориальному признаку | - местный - национальный - региональный - мировой |
По характеру продаж | - оптовый - розничный - фьючерсный |
По соответствию закону | - легальный - теневой |
Рассмотрим более подробно структуру рынка по степени ограниченности конкуренции:
1)рынок чистой (совершенной) конкуренции;
2)рынок монополистической конкуренции;
3)олигополистический рынок;
4)монополизированный рынок.
Для характеристики этих рыночных структур будем использовать таблицу, предложенную К. Макконнелом[1]:
Характеристика | Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Число фирм | Очень большое число | Много | Несколько | Одна |
Тип продукта | Стандартизованный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный, нет заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Слабый | Взаимная зависимость (следование за лидером); значительный при тайном сговоре | Значительный |
Условие входа на рынок | Свободный вход и выход | Сравнительно легкие | Наличие существенных ограничений | Блокировано |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Инструменты маркетинга | Типична при дифференциа-ции продукта | Public Relations |
Примеры | Сельское хозяйство | Розничная торговля, производство одежды, обуви, продовольствия | Производства стали, машин, компьютеров, автомобилей. | Электрические сети |
Функции рынка:
|
|
1. Посредническая;
2. Ценообразующая;
3. Информирующая;
4. Регулирующая;
5. Оздоравливающая.
1. Посредническая функция заключается в том, что именно рынок в условиях разделения труда сводит хозяйствующих субъектов: продавцов и покупателей, позволяет им согласовывать свои интересы.
2. Ценообразующая функция определяется тем, что на рынке под воздействием свободной игры спроса и предложения без участия каких- либо административных указаний формируются цены на товары и услуги.
3. Информирующая (информационная) - означает, что благодаря постоянно меняющимся ценам рынок информирует производителей и потребителей о количестве, качестве, ассортименте выпускаемой продукции, побуждая их к определенным действиям.
4. Регулирующая – рынок регулирует производство следующим образом: в ответна падение спроса производство сокращается, в ответ на увеличение спроса производство возрастает.
5. Оздоравливающая (принудительная, санирующая) – рынок стимулирует производителей производить только то, что нужно обществу и при этом с минимальными затратами, что способствует росту эффективности производства.
Вопросы для повторения
1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.
2. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?
3. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.
4. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России?
5. Опишите эластичность рыночного предложения по цене.
6. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий.
7. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.
8.Что такое кардинализм и ординализм? Чем они отличаются и что у них общего?
9. Чем потребитель руководствуется при выборе товаров согласно взглядам кардиналистов?
10. Сравните понятия предельной полезности благ и потребительских предпочтений при выборе благ: что в них общего и чем они различаются?
11. Объясните смысл «безразличия» в выборе потребителя. Нарисуйте график кривой безразличия и объясните ее форму.
12. Нарисуйте карту кривых безразличия.
13. Что такое предельная норма замещения? Совпадают ли понятия «бюджетные возможности» и «бюджетные ограничения»?
14. Нарисуйте на графике бюджетную линию, объясните ее смысл. Почему бюджетная линия является прямой?
15. Для каких практических целей анализируются кривые «цена-потребление» и «доход-потребление»?
16. Что такое эффект дохода и эффект замещения?
[1] Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т.2. - С.66.