Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
|
|
Нормативные правовые акты детализируют требования законодательных актов к конкретным организациям, производственным процессам, среде, оборудованию.
Обеспечение таких требований - важнейшая государственная задача.
Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. (ст. 211 Трудового кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 " О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда " утвержден перечень видов нормативных правовых актов.
В этот перечень вошли:
1) Межотраслевые правила по охране труда, межотраслевые типовые инструкции по охране труда;
2) Отраслевые правила по охране труда Типовые инструкции по охране труда;
3) Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);
4) Инструкции по безопасности (ИБ);
5) Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда;
6) Строительные нормы и правила;
7) Своды правил по проектированию и строительству;
8) Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
• санитарные правила (СП),
• гигиенические нормативы,
• санитарные правила и нормы,
Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:
- межотраслевые правила и типовые инструкции разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации;
|
|
- отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;
- правила и инструкции по безопасности, правила и устройства безопасной эксплуатации, строительные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.
Разрабатываемые нормативные правовые акты подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.
Федеральные органы исполнительной власти обязаны:
1) ежегодно информировать Минтруд России о планах разработки и пересмотра нормативных правовых актов;
2) осуществлять разработку требований охраны труда на основе комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний, изучения передового опыта, анализа результатов сертификации работ по охране труда;
3) при разработке руководствоваться методическими рекомендациями Минтруда России;
4) направлять в месячный срок утвержденные нормативные правовые акты Минтруду России;
5) осуществлять издание нормативных актов и обеспечивать ими заинтересованные организации.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.
Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия:
- при изменении законодательства Российской федерации об охране труда;
- при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
- при внедрении новой техники и технологии;
- по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф.
Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие, либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня. Содержащиеся в них требования не должны быть ниже государственных требований охраны труда. Минтруд России совместно с привлеченными организациями начинает внедрение созданной информационной системы нормативно правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности (РИСОТ). Главная цель системы - оперативное доведение всего объема нормативно-правовых документов по гигиене и безопасности труда, которыми необходимо руководствоваться в работе, до всех предприятий и организаций различных форм собственности и видов деятельности. Система представляет собой централизованный банк специализированных данных, формируемый и постоянно обновляемый под руководством Департамента условий и охраны труда. Стандарты безопасности труда определяют терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов.
Структура обозначения стандартов ССБТ:
ГОСТ
Индекс
Шифр ССБТ
X
Шифр подсистемы
XXX
Порядковый номер в подсистеме
|
|
XX
Год
регистрации стандарта
Пример: ГОСТ 12.4.011.891
Классификация стандартов ССБТ:
1 Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, устанавливающие предельно допустимые значения
2 Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию
3 Стандарты требований безопасности к производственным процессам
4 Стандарты требований безопасности к средствам защиты работающих
5 Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям
6-9 Резервные подсистемы для дальнейшего развития ССБТ
Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания. В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди, как на производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности.
Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.
Все СНиП делятся на 5 частей, каждая из которых подразделяется на группы. Часть 2 "Нормы проектирования" включает в себя 12 групп, часть 3 "Организация, производство и приемка работ"включает в себя 9 групп и т.д.
Шифр СНиП состоит из:
• аббревиатуры "СНиП",
• номера части (одна цифра),
• номера группы (две цифры),
• номера документа (две цифры, отделенные между собой точками),
• две последующие цифры (через тире) соответствуют году утверждения документа. Нормативные акты Минтруда России утверждаются его постановлением и являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и организациями независимо от форм собственности.
|
|
Нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти, как правило, распространяются только на работников подведомственных организаций. Однако некоторые нормативно-правовые акты, например, Минздрава РФ - по отдельным вопросам могут распространяться на целые категории граждан и организаций. Работодатель имеет право в пределах своей компетенции принимать локальные нормативные акты, которые содержат нормы трудового права (ст. 22 ТК РФ) и действуют в пределах его организации.
Локальные нормативные акты принимаются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа, работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца (ст. 162 ТК РФ). Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством являются недействительными (ст.8 ТК РФ).
Порядок разработки, согласования, утверждения (введения в действие), учета, издания, распространения, отмены правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, строительных и санитарных норм и правил, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда сводов правил по проектированию и строительству, типовых инструкций и инструкций по охране труда на рабочих местах определен Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80.
Действующие нормы, правила, инструкции и стандарты должны соблюдаться на каждом этапе (стадии) создания промышленной технологии производства продукции, в том числе при:
1) разработке исходных данных для проектирования будущего процесса производства,
2) проектировании,
3) строительстве,
4) приемке производства в эксплуатацию,
5) нормальной эксплуатации производства,
6) проведении ремонтных работ,
7) техническом перевооружении (реконструкции),либо решении вопросов, связанных с прекращением эксплуатации и закрытия производства.
Ответственность за исполнение действующих норм, правил, инструкций и стандартов на каждом из этих этапов (стадий) несет исполнитель, что должно быть оговорено в задании либо в соглашении (договоре) на производство работ.