Формулировка темы | тезис | Аргументы | |
в форме вопроса | в форме назывного предложения | Отечественная литература | |
Почему тема духовного одиночества является одной из ведущих в творчестве М.Ю.Лермонтова? | Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова | Тема одиночества является основной в творчестве М.Ю.Лермонтова | Стихи поэта: «Выхожу один я на дорогу», «Дума», «И скучно, и грустно», «На севере диком», «Как часто пёстрою толпою окружён…» «Листок». Роман «Герой нашего времени» |
Является ли любовная лирика М.Ю.Лермонтова отражением его душевных переживаний? | Тема любви в творчестве М.Ю.Лермонтова. или Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова. | В лирике Лермонтова любовь — это высокое чувство, одухотворенное, светлое и поэтическое, но всегда утраченное или неразделенное. | Высказывания (для вступления): И ненавидим мы, И любим мы случайно. (М.Ю. Лермонтов) Стихи М.Ю.Лермонтова: 1. «Нет, не тебя так пылко я люблю», 2. «Она не гордой красотою...» 3. «Молитва», 1837 и другие |
Почему образ ребёнка всегда наделён у М.Ю.Лермонтова чертами ранней взрослости? | Тема детства в творчестве М.Ю.Лермонтова | Тезисы: - Лермонтову принадлежит «лирическое открытие темы детства»; - ребёнок у Лермонтова – всегда рано повзрослевший и много испытавший человек. | Аргументация: 1)«Мцыри»; 2) слепой мальчик из «Тамани» (роман «Герой нашего времени») 3) «1831-го июня 11 дня» 4) драма «Испанцы» 5) «Ужасная судьба отца и сына» |
II. Анализ предложенных для сочинения тем пяти направлений
|
|
1) Предлагается блок, состоящий из которых надо выбрать одну.
Блок 1
1. Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова.
2. Забытые уроки «грозовых» 40-х годов
3. Роль природы в жизни человека
4. Это страшное слово «одиночество»… (Одиночестве в семье)
5. Милосердие в современном мире
Беседа
— Как вы работали над данным блоком тем?
— Прокомментируйте последовательность ваших действий?
— Составьте алгоритм работы над сочинением
III. Составление проекта «Алгоритм работы над сочинением»
Составляем памятку «Этапы работы над допускным сочинением». Сразу оговоримся: в сильном классе составляют памятку ученики, учитель выступает в роли координатора, помощника (в слабом классе – работа совместная). В ходе работы при затруднении учитель задаёт наводящие вопросы. Проверять составление памятки можно пошагово, можно в конце работы. Это зависит от уровня обученности класса.
Название «шагов» ученикам предлагается.
Памятка ученика
«Этапы работы над допускным сочинением» (СЛАЙД 12)