Комплексный подход к изучению и оценке покупательского спроса
Изучение спроса в торговле включает сбор, обработку и анализ информации и обеспечивает получение особо важной и ценной информации, так как она поступает непосредственно от конечных покупателей. Ценность ее возрастает еще и из-за того, что появляется возможность сформировать систему сбора информации через контрольно-ассортиментные и корреспондентские пункты, сеть опорных магазинов и другие организационные формы. Это повышает достоверность информации, обеспечивает необходимую регулярность ее представления, качество.
Могут быть использованы различные методы сбора и обработки информации о спросе.
Автоматизированные методы позволяют применять современные технологии с использованием вычислительной техники, контрольно-кассовых терминалов, считывающих штриховые коды, что способствует работе с огромным объемом информации, ведению учета спроса по всем необходимым отличительным характеристикам товаров, по поставщикам и другим признакам, ускоряет процесс сбора, обработки и передачи информации пользователям. Для этого используются компью- терно-кассовые системы, включающие средства вычислительной техники, кассовые суммирующие аппараты, каналы связи, что обеспечивает сбор, накопление, хранение, передачу и обработку необходимой информации.
Используются также неавтоматизированные методы, которые обеспечивают получение достаточно большого объема ценной информации. К ним относятся: учет продажи товаров по результатам инвентаризаций; учет продажи товаров по данным статистической отчетности, оперативным данным о запасах и поступлении товаров, которые регистрируются работниками магазинов в соответствии с их должностными обязанностями; учет продажи товаров по товарным чекам; учет неудовлетворенного спроса в специальных журналах; учет движения товара по данным, используемым при составлении заявок на завоз товаров, и определение партий и частоты завоза, опросов покупателей. Более широкую и комплексную информацию о спросе и требованиях к товару можно получить при изучении спроса на выставках-продажах, при проведении дегустаций и экспертных оценок, на покупательских конференциях, конъюнктурных совещаниях и т.п. Качество информации, полученной с помощью этих методов, зависит в основном от работников магазинов, их квалификации. Важность такой работы состоит в том, что существенно повышается информированность торговых работников магазинов о состоянии спроса, ответственность за обоснованность принимаемых коммерческих решений при формировании ассортимента, обосновании закупок и завоза товаров в соответствии со спросом.
При выборе методов изучения покупательского спроса его следует подразделить на реализованный, неудовлетворенный, формирующийся спрос. Такое деление позволит подобрать наиболее приемлемые методы изучения. Чаще всего используются следующие методы изучения спроса, представленные в сгруппированном виде:
• анализ данных статистической отчетности;
• статистика бюджетов семей;
• анкетные опросы, интервью, специальные наблюдения;
• комплексные методы (на выставках-продажах, выставках- просмотрах, презентациях, покупательских конференциях, конъюнктурных совещаниях).
Для изучения реализованного покупательского спроса целесообразно применять методы, отражающие реальные продажи:
• по данным инвентаризационных ведомостей;
• оперативным данным о движении товаров, состоянии товарных запасов, товарооборачиваемости;
• товарным чекам;
• данным автоматизированной регистрации продаж конт- рольно-кассовыми терминалами с использованием штрих- кодов;
• учету продаж на выставках, ярмарках, сезонных, предпраздничных базарах, распродажах.
Неудовлетворенный покупательский спрос изучать сложнее, и достоверность полученных данных имеет более высокую погрешность. Рекомендуется использовать:
• ведение журналов учета неудовлетворенного спроса;
• прием заказов на товары, отсутствующие в продаже;
• проведение акций по выявлению неудовлетворенного спроса и требований покупателей к товарам;
• проведение анкетных опросов, интервью, покупательских конференций, выборочных обследований;
• использование Интернет-технологий для выявления неудовлетворенного спроса.
Изучение формирующегося покупательского спроса помогает выявить реакцию покупателей на предложение новых товаров или при выходе на рынки, где товар предприятия неизвестен, установить, насколько эффективно такой товар был представлен покупателям и насколько хорошо покупатели подготовлены к положительному восприятию данного товара, что и определит спрос на него. Чтобы предложить покупателям количество новых товаров, соответствующее спросу, возникает необходимость изучать формирующийся спрос. Основными методами являются:
• выставки-продажи;
- • выставки-демонстрации;
" • выставки-конференции, встречи с покупателями; * • дегустации; t • опросы.
Методы прогнозирования спроса
■ Информация о покупательском спросе необходима для его прогнозирования. Рекомендуются следующие методы прогнозирования спроса:
• экстраполяция динамических рядов, отражающих реализованный спрос на товары;
• использование коэффициента эластичности покупательского спроса в прогнозных расчетах;
• метод нормативных расчетов;
• балансовый метод;
• применение экономико-математических моделей для прогнозов.
Конъюнктура как экономическая категория представляет совокупность условий в их взаимосвязи, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период.
36. Формирование товарных ресурсов и ассортимента товаров в оптовой и розничной торговле.
Товарные ресурсы — продукция, производимая внутри страны и завозимая по импорту, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и спецконтингента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а также создания товарных запасов.
Управление товарными ресурсами представляет комплекс коммерческих, экономических, организационных мер, осуществляемых субъектами правоотношений по доведению товаров от изготовителей до конечных потребителей. В этом процессе задействовано множество участников, относящихся к различным организационно-правовым структурам с различной формой собственности.
Цель управления товарными ресурсами — достижение сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре ассортимента, наилучшее удовлетворение спроса населения при высоком качестве торгового обслуживания, обеспечение рентабельной работы торговых организаций и формирование конкурентных преимуществ на рынке.
Источниками товарных ресурсов являются:
• производство;
• сельское хозяйство, включая фермерские хозяйства;
• собственные товарные ресурсы субъектов хозяйствования;
• импорт.
Основные источники поступления товаров народного потребления — производство и сельское хозяйство. На долю предприятий пищевой, легкой, электронной, химической, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности приходится значительный объем поставок товаров на рынок.
Кроме того, можно вовлекать собственные ресурсы в товарооборот: закупать излишки сельскохозяйственной продукции у колхозов, совхозов, фермеров, населения, осуществлять заготовку дикорастущих плодов, грибов, ягод, меда, лекарственного технического сырья, развивать собственное производство (хлебопечение, переработку мяса, овощей, картофеля, консервное производство и т.д.), расширять выпуск собственной продукции в организациях общественного питания, цехах по производству полуфабрикатов, выпечки и т.п., что является важным источником пополнения товарных ресурсов.
Часть товаров поступает по импорту.
Основными задачами управления товарными ресурсами в торговых организациях являются:
• повышение уровня коммерческой работы по управлению товарными ресурсами;
• изучение спроса и конъюнктуры рынка обслуживаемого населения;
• совершенствование договорных отношений;
• развитие логистических систем;
• оптимальное размещение товарных ресурсов между оптом и розницей, а также между различными торговыми объектами;
• повышение уровня планирования и контроля закупок, продаж товаров и состояния товарных запасов;
• использование автоматизации и компьютеризации процессов управления товарными ресурсами с применением современной техники и технологий;
• обеспечение плана товарного покрытия и динамики роста товарооборота при удовлетворении спроса и обеспечении рентабельной работы торговых организаций.
Целесообразно в укрупненном виде выделить следующие направления реализации задач по управлению товарными ресурсами в торговых организациях:
• создание системы информационно-аналитического обеспечения коммерческой деятельности;
• экономическое обоснование потребности в товарах, расчет товарного обеспечения, разработка плана товарного поступления с определением конкретных поставщиков, объемов, структуры и сроков поставок;
• использование компьютерной техники для сбора, обработки и передачи заявок на потребность и завоз товаров;
• совершенствование хозяйственных связей и договорной работы;
• повышение качества коммерческой работы по защите интересов конечного потребителя и экономических интересов торговых организаций как по объемам, ассортименту, так и по системе расчета за товары, транспортным условиям, условиям доставки;
• совершенствование логистической системы, обеспечивающей снижение затрат на доведение товаров от производства до потребителя и ускорение товарооборачиваемости при соблюдении сроков, объемов и частоты завоза;
• автоматизация и компьютеризация управления товарными ресурсами как в процессе поступления, реализации, так и по результатам мониторинга товарных запасов, позволяющая в режиме реального времени получить необходимую для принятия коммерческого решения информацию и своевременно отреагировать на происходящие изменения (сократить или увеличить закупки, осуществить переброску товара, активизировать его продажу и т.д.).
Для paсчетa потребности в товарных ресурсах, необходимых для обеспечения объеме реализации (П), можно использовать следующую формулу балансовой увязки:
где Р - объем реализации товаров в сумме или в натуральном измерении; Зм - запасы товаров на начало планируемого периода в сумме или в натуральном измерении; Зк — запасы товаров на конец планируемого периода в сумме или в натуральном измерении.
Различают товары производственного назначения и товары неродного потребления.
К товарам производственного назначения относятся товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности (например, оборудование, техника, топливно-сырьевые товары и тлт,),
К товарам народного потребления относятся товары, предназначенные для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Класс товаров — совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение (швейные изделия, трикотажные товары и т.п.).
Группа товаров — совокупность товаров определенного класса, обладающая сходным составом потребительских свойств и показателей (верхняя одежда, белье и т.п.).
Вид товаров — совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением (костюм и т.п.).
Разновидность товаров — совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков (конкретные марки, модели, артикулы, сорта и др.).
Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо признаку или совокупности признаков. Он может быть производственным и торговым.
Так, производственный ассортимент формируется из совокупности товаров, выпускаемых отдельными предприятиями, объединениями, отраслями промышленности или сельского хозяйства.
Торговый ассортимент в отличие от производственного более широкий. Он предназначается для удовлетворения постоянно растущего спроса населения. Магазины (кроме фирменных) не могут ограничить свой ассортимент изделиями только одного производителя. Это не отвечало бы общественному назначению торговли, призванной преобразовывать узкий производственный ассортимент в торговый, чтобы обеспечить покупателям высокий уровень торгового обслуживания.
Товары бывают простого и сложного ассортимента. Товары простого ассортимента представлены такими видами товаров, которые классифицируются не более чем по трем признакам, товары сложного ассортимента включают такие виды товаров, которые классифицируются более чем по трем признакам.
В зависимости от характера спроса товары народного потребления делятся на товары повседневного спроса (многие продукты питания), периодического (одежда, обувь и т.п.) и редкого спроса (товары длительного пользования, ювелирные и др.). Можно выделить товары сезонного спроса.
Под годовым ассортиментом следует понимать количество разновидностей каждой позиции, которое должно поступить в оптовую организацию в течение года. Неснижаемый ассортимент — это минимальное количество разновидностей товаров, которое должно быть постоянно на складах оптовой организации для бесперебойного обслуживания своих клиентов. Различия в количестве разновидностей годового и неснижаемого ассортимента определяются конкретной ситуацией: объемами предложения товаров, сезонностью, собственными возможностями оптовой организации (ее площадями, платежеспособностью, функциями и др.).
Ассортимент оптовой организации должен обеспечить бесперебойное товароснабжение магазинов зоны деятельности, оптимальную величину товарных запасов, рост объемов оптового и розничного товарооборота, рентабельную работу базы. Он должен быть гибким и стабильным.
Главная задача ассортиментной модели складов оптовых организаций — обеспечить полноту и стабильность ассортимента магазинов обслуживаемой зоны, особенно ассортимента социально значимых товаров и товаров отечественных товаропроизводителей. Для повышения эффективности этой работы необходимо обеспечить постоянное наличие товаров, включенных в ассортиментный набор оптовых организаций в нужном количестве и ассортименте. Нужно своевременно отсекать товары, не пользующиеся спросом, и пополнять товарами с высокой оборачиваемостью, следить, чтобы магазины своевременно снабжались товарами в соответствии с их ассортиментными перечнями и потребностями при соблюдении размеров единовременных партий и частоты завоза.
Управление товарными запасами на складах торговых организаций включает:
• определение размера оптимального товарного запаса;
• оперативный учет запасов и контроль за их состоянием;
• регулирование товарных запасов, маневрирование ими.
Управление товарными запасами решает ряд коммерческих задач, связанных с формированием и поддержанием ассортимента товаров на требуемом уровне с целью удовлетворения спроса покупателей в зоне деятельности оптовой организации.
При наличии излишков товаров, т.е. товаров, не пользующихся спросом, замедливших или приостановивших свое движение, увеличиваются издержки оптовой организации на их хранение, кредитование, расходы, связанные с ухудшением качества товаров. Наряду с потерей качества происходит также моральное старение товара, что увеличивает издержки по работе с этими товарами. Управление излишками товаров предполагает снижение объема закупок этих товаров, отказ от поставок их в очередном периоде, рекламу, активные методы продажи, стимулирование продажи товаров и, наконец, снижение цены или уценку, вплоть до цены реализации.
Недостаток товарных запасов ведет к неудовлетворению спроса покупателей. Как следствие, сдерживаются объемы продажи товаров, что ведет к ухудшению экономического и финансового состояния оптовой организации. Коммерческая работа в таком случае должна быть направлена на обеспечение выполнения договоров поставки по этим товарам, изыскание дополнительных ресурсов и вовлечение их в товарооборот, переключение спроса населения на товары-аналоги.
Одной из главных задач управления товарными запасами является обеспечение ускорения оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы.
Прибыль, полученная оптовой организацией от продажи товаров, направляется на закупку новых партий товара для пополнения товарных запасов. Вкладывая значительные средства в закупку товаров, оптовые организации подвергают себя коммерческому риску.
Оптимальный запас товаров — неснижаемый размер товарного запаса, который обеспечивает необходимый ассортимент товаров для бесперебойной торговли, соответствующий спросу покупателей при минимальных размерах затрат на накопление, хранение, обработку, перемещение этих запасов.