Увеличению объемов продажи и повышению эффективности работы розничных торговых организаций способствуют различные формы активизации и стимулирования сбыта.
Целесообразно выделить неценовые и ценовые средства стимулирования продажи товаров в розничной торговле.
К неценовым средствам увеличения продажи относятся: использование эффективных методов демонстрации (выкладки) товаров, упаковка и маркировка товаров, услуги и сервисное обслуживание, реклама.
К ценовым факторам следует отнести: распродажу по сниженным ценам, скидки на объем, систему премий, продажу в кредит на льготных условиях, гарантии возврата уплаченной за товар суммы, если товар окажется некачественным или не подойдет по каким-либо параметрам, продажа товара с зачетом сумм за возвращенные устаревшие товары.
Неценовые методы стимулирования продаж
Демонстрация товаров как средство стимулирования продаж. Важным фактором, повышающим эффективность процесса продажи товара, является применение демонстрации и выкладки товаров. Демонстрация товаров привлекает внимание покупателя, формирует его заинтересованность, усиливает желание приобрести товар и побуждает к совершению покупки.
|
|
Выкладка товаров в магазине должна обеспечить не только их реализацию, но и возможность получения максимальной прибыли. Этого можно добиться путем организации в магазине зон, где будут товары частого спроса, и если покупателю напомнить о них, то он может их купить. В зонах, где размещена первая группа, покупательские потоки особо интенсивны там, где необходимые товары второй группы, покупателей значительно меньше. Товары, дополняющие друг друга, сопутствующие, должны размещаться рядом, что стимулирует их сбыт.
Упаковка товара как средство стимулирования продаж. Упаковка товара выступает в качестве важного фактора, способствующего увеличению продажи товаров. Изменение упаковки может значительно увеличить объем продажи конкретного товара. Она должна обеспечить предохранение товара от порчи и повреждений, создание рациональных единиц для транспортирования, погрузки и выгрузки, складирования, а также наилучших по массе и объему единиц для продажи товара, рекламу товара. Упаковка товара должна отличаться от упаковки товаров конкурентов, помогать покупателю в поиске товара и в быстром отождествлении с производителем, придавать товару его образ, соответствовать уровню цены.
Упаковку товаров следует рассматривать в комплексе с товаром и как средство стимулирования продажи. При выборе упаковки нужно учитывать ряд факторов, определяющих успех при реализации товаров:
|
|
• разработанный дизайн упаковки должен сочетаться с самим товаром, требованиями покупателей;
• соответствие упаковки принятым на рынке нормам стандартов и унификации;
• правильный выбор размера, цвета, формы упаковки, а также упаковочного материала;
• вариантность упаковки в расчете на разные сегменты рынка (для детей, взрослых и т.д.);
• определение количества товара, помещенного в упаковочную единицу,
абсолютную и относительную (по отношению к стоимости товара) стоимость упаковки. Ускорению продажи товаров способствует его рыночная атрибутика. Для успеха коммерческой работы на рынке потребительских товаров важной задачей является обеспечение его узнаваемости потребителем. Это достигается за счет формирования индивидуального облика товара, в торговой практике с помощью товарно-знаковой символики, которая включает, товарную марку, фирменное имя, фирменный (марочный) знак, маркировку. Товарно-знаковая символика помогает реализации товара благодаря следующим своим функциям:
• дает возможность различать товары разных производителей;
• указывает, какая организация несет ответственность за предлагаемый товар;
• гарантирует определенный уровень качества;
• создает индивидуальный образ товара;
• формирует имидж товара, а соответственно и организации, производящей его.
Эти атрибуты формируют фирменный стиль, цель которого закрепить в сознании потребителя мнение о высоком качестве товара, его безупречности, высоком уровне обслуживания, обеспечить узнаваемость товара и коммерческий успех.
Маркировка товара как средство увеличения продаж. Большое влияние на коммерческий результат, объемы продажи оказывает маркировка товаров. По отношению к ней сформировались определенные коммерческие требования:
• обеспечение максимума информации для покупателя о товаре и его использовании;
• эффективность операций с товаром при его обработке и доведении от производителя до конечного потребителя;
• возможность автоматизации сбора и обработки необходимой коммерческой информации о товаре и использования ее для управления товарными ресурсами в торговой отрасли в целом и в отдельных торговых объектах.
Правильная маркировка дает много полезной информации о товаре, помогает четко определить ответственность изготовителя. В настоящее время маркировка большинства товаров переводится на штриховую систему. Штриховое кодирование позволяет оперативно получить информацию: о стране—изготовителе товара, его технических и потребительских характеристиках и многие другие сведения, необходимые для управления ассортиментом. Эта система маркировки обеспечивает широкую информацию о товаре для потребителя и возможность автоматизированного управлению ею.
Предоставление услуг покупателю как средство увеличения продаж товаров. Услуги, предоставляемые покупателям при продаже товаров, бывают:
• допродажными (демонстрация товаров, дегустация, консультация, оформление, фасовка, информация и т.д.);
• оказываемыми в процессе продажи (показ, консультации, подгонка по фигуре, нарезка стекла и т.д.);
• послепродажными (доставка товаров на дом, сборка мебели на дому, установка телевизоров и другой сложной бытовой техники, обеспечение запасными частями, гарантийный ремонт и техническое обслуживание и т.д.).
Для предложения покупателям должны быть отобраны услуги, в которых они нуждаются и которые готовы оплатить. Только в таком случае услуга может быть инструментом, способствующим реализации товара.
Реклама как средство увеличения продаж товаров. Продукт, произведенный для продажи, может стать товаром в том случае, если процесс доведения его до потребителя завершился актом купли-продажи. Чтобы это произошло, потребитель должен быть подготовлен к его совершению, иметь достаточную информацию, которая убедила бы его в такой необходимости. Эту роль выполняет реклама.
|
|
Главная цель рекламы—формирование потребности и спроса, его развитие, удержание или расширение доли рынка, а также обеспечение эффективной работы торговой организации.
Важным условием успешного проведения рекламы является тщательная проработка рекламной стратегии с учетом требований рынка, собственных возможностей и задач и использованием ресурсного потенциала товаропроизводителей. Она должна быть составной частью коммерческой стратегии торговой организации. Это значит, что вся деятельность в сфере рекламы тесно увязывается с основными принципами рыночной стратегии и тактики на рынке. В связи с этим результативность применения рекламы во многом определяется проведением предварительного всестороннего анализа широкого круга экономических, социальных и психологических факторов, влияющих на рыночную судьбу товара.
Необходимо изучить информацию, которую целесообразно сгруппировать следующим образом:
• информация о продукте (определение потребностей и степени их удовлетворения, выявление побудительных мотивов 'приобретения товаров, установление привлекательных свойств ^продукта, его особенностей, которые можно использовать при рекламировании);
• информация о рынке (определение потребителей продукта, емкости рынка, его географии, частоты приобретения и размера партии товара, выявление резерва потенциальных потребителей, получение сведений о конкурентах);
• информация о тенденциях спроса (выявление факторов, влияющих на спрос, изучение конъюнктуры рынка, причин рыночных тенденций).
На основе этих данных разрабатывается рекламная стратегия торговой организации.
Для обеспечения эффективности рекламы, особенно относительно одинаковых товаров (кроме выделения УТП) используют еще два способа отвлечения покупателей от конкурентов.
|
|
Первый способ. Если после изучения товара коммерческая служба приходит к выводу, что он не имеет особых привлекательных для покупателя качеств и поэтому не пользуется спросом, нецелесообразно тратить средства на рекламу, а нужно улучшить сам товар (модернизировать, усовершенствовать с учетом требований потребителя), т.е. создать и заложить в товар УТП. Этот путь зачастую более эффективен, но он должен быть выполнен товаропроизводителем по требованию торговли. Если этого не происходит, торговля вынуждена воздерживаться от его закупок.
Товар с уникальными свойствами сам является эффективной рекламой.
Второй способ. Если товар нельзя изменить, и он так и остается идентичным другим, то нужно активно искать способы обратить на него внимание, использовать инструменты мерчан- дайзинга для привлечения покупателей.
В большинстве случаев довольно трудно определить эффективность рекламы, особенно если она не предполагает немедленных действий покупателя, а имеет целью сформировать у них положительное отношение к товару.
Можно выделить некоторые условия, необходимые для того, чтобы реклама стала эффективным фактором в коммерческой деятельности:
• информация, представляемая покупателям рекламой, I должна быть новой и неожиданной;
• особенно активно реклама должна использоваться на стадии вывода товара на рынок и роста объема продажи;
• реклама должна подчеркивать такие особенности товара, которые потребитель обычно не замечает сам, и которые отличают данный товар от других его аналогов.
• Конечная коммерческая цель рекламной деятельности заключается в увеличении прибыли торговой организации
Эффективность рекламы в торговле во многом зависит от правильно выбранной цели. Для этого нужно:
• предложить аудитории особые аргументы в пользу целесообразности немедленной покупки (сниженная цена, дополнительные льготы и т.д.);
• ознакомить покупателей с упаковкой, фирменной маркой, товарным знаком для того, чтобы они могли легко выделять в магазинах рекламируемый товар среди других;
• приблизить позицию рекламируемого товара к позиции, которую занимает товар, идеальный с точки зрения потребителей;
• убедить потенциальных покупателей посещать конкретный торговый объект;
• предоставить доступную, четкую, объективную информацию о предлагаемых товарах, показать их в действии, предложить дегустации, пробники и т.д.
Обязательное условие, которое должно выполняться на всех этапах проведения рекламной работы, состоит в том, чтобы оценивать разрабатываемые варианты с позиций восприятия рекламы покупателями. С этих позиций необходимо учитывать некоторые общие правила, которые сформировались в процессе рекламной деятельности:
• потребители подходят к рекламе с разных позиций, определяемых их убеждениями и системой потребностей. Поэтому реклама, эффективная по отношению к одной категории покупателей, может оказаться безрезультатной для другого сегмента рынка. В практической работе должна быть учтена дифференциация в восприятии рекламы;
• сформировавшиеся у потребителя убеждения и мнения связаны с приобретением опыта потребления. Прежде чем поверить, потребитель должен сосредоточить свое внимание на рекламе, которая ему адресована. При этом у него, как правило, первоначально возникает очень общее представление о ней. На начальной стадии реклама имеет мало шансов завоевать доверие, если не будет отвечать ранее сформированным у потребителя убеждениям, интересам, оценкам;
• при обнаружении, что данная реклама соответствует взглядам потребителя на данный товар или услугу, доверие к рекламе может продлиться недолго и постепенно исчезнуть, если не будет своевременно подтверждено путем повторного воздействия рекламы, положительной информацией от других потребителей, собственным опытом использования этого товара или услуги;
• реклама является особенно эффективной тогда, когда необходимо проинформировать потребителей и вызвать их заинтересованность по отношению к новому товару или улучшенным его видам. В этом случае реклама способствует подготовке рынка к внедрению новых товаров путем формирования интереса и предварительного доверия со стороны потребителей;
• самой убедительной рекламой является та, которая наиболее соответствует практическому опыту потребителя.
Ценовые методы стимулирования продажи товаров
Эти методы расширяют возможности для увеличения реализации товаров при условии, если они используются грамотно и осмотрительно.
Продажа товаров по сниженным ценам целесообразна в том случае, если спрос на товары значительно уменьшился, замедлилась оборачиваемость и все неценовые методы его реализации не дали положительного результата. Как правило, такой подход можно использовать по отношению к товарам сезонного спроса, по окончании сезона, когда хранение его до следующего сезона потребует больших расходов, чем распродажа по сниженным ценам.
Скидки на объем продажи и система премий побуждают покупателей осуществлять более крупные покупки.
Средством стимулирования может быть продажа товаров в кредит на льготных условиях, а также гарантия возврата денег в случае неудовлетворенности покупателя качеством или потребительскими свойствами товара в соответствии с Законом о защите прав потребителей.
Для того чтобы заинтересовать потенциальных покупателей, а также удержать постоянных, можно использовать премиальную продажу — бесплатную выдачу дополнительного количества товара в случае совершения покупки на определенную сумму, а также
38. Классификация форм продажи товаров. Сущность и эффективность самообслуживания .
Продажа товаров — завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.
Продажа товаров на основе самообслуживания — один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров.. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам,
возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами. При самообслуживании изменяется технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.
Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, так как при их выборе покупатели, как правило, нуждаются в помощи продавцов. Эти товары, а также товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.
Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций:
* встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
* получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
* самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
* подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека'
* оплата купленных товаров;
* упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
* возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.
Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавцаконсультанта (его консультация, проверка исправности товаров и т. д.).
Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.
Для расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют «экспресс-кассы» Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых ма_ шин, а также механизированных расчетных узлов с механизме для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями.
При внедрении самообслуживания:
· отпадает деление единого торгового зала на секции. Следовательно, должности заведующих секциями и заместителей заведующих секциями не нужны. Вместо нескольких заведующих секциями при самообслуживании можно обойтись одним дежурным по залу;
· вместо 3 сокращенных продавцов нужно 1, 5 фасовщика;
· при увеличении объема поставки в магазин фасованных товаров —на 1 кассира-контролера 0, 5 должности фасовщика; при хорошо организованной справке и информации на 1 кассира-контролера предусматривается 0, 5 должности продавца-консультанта.
Т. е. самообслуживание позволяет сократить численность работников торговых залов более чем вдвое.
Развитие самообслуживания в Республике Беларусь сдерживается более низкой экономической эффективностью по сравнению с традиционными формами продажи. Анализ показывает, что товарооборот на 1 м2 в магазинах самообслуживания на 15-20 % ниже, чем в аналогичных магазинах с традиционной формой продажи.
Высокий уровень эффективности магазинов самообслуживания возможен при условии, что примерно 80—90 % продовольственных и значительная часть непродовольственных товаров будут поставляться фасованными.
Существенно снижает эффективность работы магазинов самообслуживания нерациональная технология товародвижения. И отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее экономичной является технология товародвижения с применением тары-оборудования, внедрение которой позволяет механизировать и ускорить погрузочно-разгрузочные работы, значительно сократить количество технологических операций, численность работников, простои транспорта, затраты по таре и т.п.
Однако во многих случаях низкая эффективность работы магазинов самообслуживания объясняется рядом причин внутриотраслевого характера
Низкая эффективность магазинов самообслуживания объясняется также и нерациональной организацией труда. Вследствие неравномерности покупательских потоков потери рабочего времени в розничной торговле достигают 30—40 %. -
Продажа товаров через прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций:
* встреча покупателя и выявление его намерения;
* предложение и показ товаров;
* помощь в выборе товаров и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров;
* проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции;
* упаковка и выдача покупок.
В обязанности продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.
На выполнение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием, затрачивается много труда. и времени. На качество их выполнения, а следовательно, и на
Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем месте продавца или контролера-кассира.
При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязал сделать отметку в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить покупателю.
Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам.
При продаже товаров с открытой выкладкой покупателя имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров.
При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Мелкие предметы выкладывают насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары располагают стопками на прилавке. Выкладывая товары, их группируют по видам и ценам. Выложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять их между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специальными зажимами.
К внематазинным формам торгового обслуживания относят:
* продажу товаров через сеть мелкорозничных предприятий,
* передвижные средства торговли,
* розничную посылочную торговлю, торговые автоматы,
*продажу товаров на ярмарках и базарах-
Продажа товаров через сеть мелкорозничных предприятий занимает большое место в торговом обслуживании сельского населения. Мелкорозничные предприятия, расположенные в населенных пунктах, где отсутствуют магазины, имеют самостоятельное значение. В некоторых случаях они, не имея самостоятельного значения, служат дополнением сети магазинов (например, в период сезонной торговли).
Для продажи товаров по месту работы сельских жителей, а также жителям населенных пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть, используют передвижные средства торговли. К ним относятся автомагазины, автоприцепы и разные развозки.
В зависимости от ассортимента реализуемых товаров различают следующие типы автомагазинов: «Продукты», «Промышленные товары», «Товары повседневного спроса»,«Книги».
Торгово-технологический процесс в автомагазине состоит из следующих основных операций.
* отборка и приемка товаров на оптовой базе;
* размещение и укладка товаров в салоне автомагазина;
* выезд автомагазина в пункты обслуживания;
* подготовка автомагазина к торговле;
* предложение и продажа товаров, включая расчетные операции;
* прием предварительных заказов и оказание других услуг;
* возвращение автомагазина на стоянку и его осмотр;
* санитарная обработка кузова;
* опломбирование автомагазина и сдача его под охрану;
* составление отчета и сдача выручки.