Выделяют причины субъективного и объективного плана
Причины субъективного плана:
· Личностные характеристики
· Мотивационная сфера
· Особенности организма, в особенности НС
· Особенности здоровья
· Темперамент
· Опыт
Причины объективного плана
· Жизненные ситуации
· События, отношение к событиям
Маклаков, личностные характеристики, которые способствуют регуляции психических состояний
- уровень нервно-психической устойчивости
- самооценка, ощущение своей значимости
- уровень конфликтности
- морально-нравственная ориентация
- ориентация на требования ближайшего окружения
- личностный адаптационный потенциал
Грановская, стратегии выхода из напряженной ситуации
- осознание жизненных целей и соотношение с ними в конкретной ситуации
- правильный выбор момента решения ситуации
- ослабление мотивации
- полная информированность относительно происходящего события (это основа правильной оценки ситуации)
- подготовка путей отступления, подготовка запасного варианта
|
|
- бессмысленно бороться с тем, что является свершившимся фактом
Диагностика психических состояний (можно не говорить, но если спросят): Методика САН, проективные методики (типа Люшера), структурированное наблюдение, соматические дифференциалы.
12. Неосознаваемые явления в психике. Связь сознания и неосознаваемых явлений
Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти группы относятся к группе неосознаваемых процессов, или к бессознательному. Блок бессознательного сложным образом взаимодействует с сознательным отражением.
Подходы к бессознательному:
1. Негативный: есть бессознательное, которое постепенно переходит в сферу сознания.
2. Позитивный: бессознательное – это особая реальность, имеющая свои закономерности функционирования и развития.
Вклад З. Фрейда в изучение бессознательного
Схема строения психической жизни: 3 сферы:
1. сознательное
2. предсознательное (есть в сознании, но не в данный момент)
3. бессознательное.
Модель строения личности:
1. оно (биологическое влечение)
2. эго (Я – приспособление к реальности)
3. супер-эго (сверх-Я – цензорный компонент, возникающий в ходе социализации; социально усвоенные правила поведения).