Учению Фомы противостояла мощная оппозиция в лице представителей номинализма

Сигер Брабантский (1235-1282). Номиналист. Разделял учение арабского мыслителя Аверроэса о двойственной истине, считая, что философия и богословие имеют разные предметы исследования. Философия изучает мир, природу, а теология – бога. В книге «О разумной душе» он утверждал 1) Бог не познает ничего, кроме самого себя, человеческие действия не управляются божественным провидением; 2) мир вечен, никогда не был сотворен первый человек; 3) душа есть форма тела, погибает вместе с человеком и не может гореть в Аду; 4) нет свободы воли, воля человека действует по необходимости на основе желаний. В 1277 был осужден инквизицией, убит в 1282 г.

Роджер Бэкон (1210-1294). Член ордена францисканцев. Номиналист. Преподавал 6 лет в Париже. Позднее был отстранен от преподавания, арестован и более 27 провел в тюрьме. Занимался вопросами познания. Бэкон провозгласил лозунг «Знание – сила». «Нет опасности больше невежества». Называл три источника познания: 1) авторитет, который без доказательства недостаточен; 2) рассудок, где затруднение состоит в том, что софизм можно спутать с доказательством и 3) опыт – высший источник познания. Осуществлял критику схоластического метода, указывая в качестве недостатков слепое преклонение перед авторитетом, скрытие невежества под маской учености. Роджер Бэкон говорил о том, что католическая церковь предала идеалы апостольской, бедной церкви.

Дунс Скот (1270-1308). Номиналист. Постоянный противник Фомы Аквинского в диспутах. Имел прозвище «тонкий доктор» за изысканность доказательств. Стоял на позициях двойственной истины, как и Сигер Брабантский. Считал христианские догматы недоказуемыми средствами разума.

Уильям Оккам (1288 - 1349). Номиналист. Сторонник концепции двух истин. Сферы разума и веры не пересекаются. Поэтому проблема соотношения веры и разума решалась им так: «И верю, и понимаю». Считал, что универсалии не являются необходимыми для объяснения вещей. Поэтому предметом научного исследования могут быть конкретные объекты, а не идеи, формы и универсалии. «Не нужно умножать сущности без необходимости» – «бритва Оккама».

Иоганн Экхарт (Майстер Экхарт) (1260-1327). Крупнейший мистик. Утверждал невозможность рационального постижения бога. Утверждал бесполезность молитв и внешнего церковного культа. Путь к богу, горячая вера и преодоление греховной природы человека. В 1329 г. папской буллой учение было объявлено ложным.

В 14 веке схоластика приходит в упадок.

3. 4. Арабская философия Средних веков (8-12 вв.)

Мутакалимы течение в арабском богословии, ортодоксальное толкование ислама и строгое следование истинам Корана.

Аль-Ашари (873-935). Бог создал мир и постоянно на него воздействует. Все происходит по воле Аллаха.

Аль - Газали (1059-1111). Ортодокс, догматик. Выступал против мутазилитов. Написал «Опровержение философов». Утверждал абсолютное значение веры. Отвергал свободное толкование истин Корана.

Суфизм – учение арабских мистиков, странствующих монахов, дервишей.

Мутазилиты – свободное толкование истин Корана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: