Рассматривая со своими учениками сценическую речь К.С.Станиславский называл ее словесным действием.
Задания
1. Прочитайте фрагмент из книги К.С.Станиславского «Работа актера над собой» (М.; Л., 1948. - С. 125-127).
Нужно ли объяснять, что слово, не насыщенное изнутри и взятое отдельно, само по себе является простой внешней кличкой.
Текст <...> состоящий из таких кличек, — ряд пустых звуков.
Вот, например, слово «люблю». Оно только смешит иностранца непривычностью звуковых сочетаний. Для него оно пусто, так не слито с красивыми внутренними представлениями, возвышающими душу. Но лишь только чувство, мысль или воображение оживят пустые звуки, создается иное к ним отношение, как к содержательному слову. Тогда те же звуки «люблю» становятся способными зажечь страсть в человеке, изменить его жизнь.
<...>
Самые простые слова, передающие сложные мысли, изменяют наше мировоззрение. Недаром же слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли.
Слово может возбуждать и все наши пять чувств. В самом деле, стоит напомнить название музыкальных произведений, имя художника, название блюд, любимых духов и прочее, прочее, и вы вспоминаете слуховые и зрительные образы, вкусы, запахи или осязательные ощущения того, о чем говорит слово.
|
|
Оно может даже возбуждать болевые ощущения.
<...>
На сцене не должно быть бездушных, бесчувственных слов. Там не нужны безыдейные, так точно как и бездейственные слова. На подмостках слово должно возбуждать в артисте, в его партнерах, а через них и в зрителе всевозможные чувствования, хотения, мысли, внутренние стремления, внутренние образы воображения, зрительные, слуховые и другие ощущения пяти чувств.
<...>
Когда мы услышим мелодию живой души, только тогда мы в полной мере оценим по достоинству и красоту текста и то, что он в себе скрывает.
2. Ответьте на вопросы.
1.Какими возможностями обладает слово?
2.Какова главная задача актера (чтеца)?
3.Что может помочь актеру (чтецу) решить эту задачу?
Итак, цель чтеца (сверхзадача, по словам К.С.Станиславского) — донести до читателя идею произведения, его подтекст, воздействуя на слушателя словом.
Эта сверхзадача реализуется посредством решения целого комплекса подчиненных ей задач.