Обратите внимание на папины плечи. Они гораздо шире, чем у мамы. И кости папиных рук — толще.
(Остер Г.)
Функция 2 — различение частей высказывания соответственно их смысловой важности.
Функция.3 — оформление высказывания в единое целое при одновременном расчленении его на синтагмы.
Безусловно, существует связь между знаками препинания и эмоциональной окрашенностью предложения, однако нельзя говорить о полном соответствии знаков препинания смыслу предложения. На интонацию оказывают влияние контекст, в котором звучит фраза, коммуникативная задача, которая мотивирует ее произнесение, подтекст самого предложения.
Можно выделить общие значения знаков препинания, но нужно учитывать, что они обладают большой вариативностью, значительным потенциалом смыслов и ритмомелодики. «Ставлю точку — прекращаю разговор, отказываясь или соглашаясь; восклицательный знак — одобряя или протестуя; запятую — развивая мысль или завершая ее»[20]. А.Н.Петрова полагает, что «в пунктуации отражена не только действительность, но и характер ее видения автором, его отношение к фактам и образам, его позиция»[21].
|
|
Запятая в предложении служит для разделения его частей на более мелкие смысловые части. Запятая, как вы хорошо знаете, многозначна: она обозначает перечисление, противопоставление, сравнение, уточнение и т.д. Каждый случай требует специфической интонации.
При перечислении мы постепенно повышаем голос. При противопоставлении повышаем голос на первом однородном члене и сильно понижаем его на втором, противопоставленном первому. Если противопоставлены не однородные члены, а предложения, то повышение и понижение голоса будет приходиться на фразовые ударения. При уточнении голос повышается на уточняемом слове и после паузы постепенно опускается к собственно уточняющему слову.
Однако не все запятые соответствуют паузам и отражаются в устной речи. Есть случаи, когда запятая не интонируется: при одиночном деепричастии, перед соединительными союзами, перед сравнительными оборотами, при таких вводных словах, как конечно, вероятно, пожалуй, кажется, может быть, впрочем, по-моему, к несчастью, к счастью, наконец; при обращениях, стоящих не в начале предложения.
Точка с запятой, по определению А.Н.Гвоздева, «является разграничительным знаком, занимающим среднее положение между точкой и запятой; она помогает устанавливать градации между деталями описания или повествования...»[22]. Для конструкций, оформленных этим знаком, характерна общая интонация понижения.
Двоеточие разделяет простые предложения в составе сложного в том случае, когда вторая часть поясняет первую. Пояснительная интонация выражается в речи паузой и повышением тона на одном из слов первой части, стоящем в ее конце или близко к концу. В простом предложении двоеточие ставится после обобщающего слова при однородных членах, и в этом случае соблюдается интонация пояснения. Если двоеточие отделяет авторский текст от прямой речи, то пауза сокращается, а авторский текст произносится в том же ритме, что и сама реплика, которая как бы «перехватывает» повышение голоса, отменяя его[23].
|
|
Тире — знак, обладающий разнообразными функциями. Это и выделение: два или одно тире обозначают вводные и вставные (эту роль выполняют и скобки) конструкции, завершение однородного ряда перед обобщающим словом, слова автора в потоке прямой речи. Кроме того, тире может служить для разделения противопоставляемых явлений. Часто тире в предложении играет не грамматическую, а только смысловую роль и указывает на необходимость психологической паузы или на быструю смену одного явления (действия, состояния) другим.
При прямой речи тирс отражается только паузами, слова автора произносятся чуть быстрее, чем сама прямая речь, чтобы не «заслонить» ее,
Обычно перед тире голос повышается, а на противопоставляемом слове понижается.
Задание для работы в парах. Прочитайте друг другу предложения из рассказа В.Драгунского «Удивительный день». Слушающий определяет, какой именно знак препинания интонировал читающий.
1. Тогда я сказал:
—Мишка, а мы давай считаться на космонавта?
Тогда я сказал:
—Мишка, а мы давай считаться на космонавта.
2. А я встал на ноги, прижал руки по швам и вежливо ей сказал:
— Здравствуйте, Зинаида Иванна! Не волнуйтесь, это я!
А я встал на ноги, прижал руки по швам и вежливо ей сказал:
— Здравствуйте, Зинаила Иванна. Не волнуйтесь, это я.
3. Тогда я пошел домой. Взял листок бумажки и нарисовал на нем, что куда: где вход, где выход, где одеваться, где космонавта провожают и где кнопку нажимать.
Тогда я пошел домой. Взял листок бумажки и нарисовал на нем, что куда, где вход, где выход, где одеваться, где космонавта провожают и где кнопку нажимать.
4. И мы приналегли, и очень скоро площадка была совершенно готова.
И мы приналегли — и очень скоро площадка была совершенно готова.
5. Теперь главное дело решить: кто будет космонавтом. Теперь главное дело решить, кто будет космонавтом.
6. Мишка ужасно разгорячился, он потрогал пальцем снизу сухой краник, повернулся к Андрюшке, который считался у нас главным инженером, и заорал.
Мишка ужасно разгорячился: он потрогал пальнем снизу сухой краник, повернулся к Андрюшке, который считался у нас главным инженером, и заорал.
7. — Слушайте, ребя, а как же мы назовем наш корабль?
— «Торпедо»... — сказал Костик.
— Слушайте, ребя, а как же мы назовем наш корабль?
— «Торпедо», — сказал Костик.
8. Он сейчас же взял кисточку и принялся малевать, сопя носом. Он даже высунул язык.
Он сейчас же взял кисточку и принялся малевать, сопя носом, он даже высунул язык.
Теперь проанализируем одно предложение из рассказа В. Ю.Драгунского «Куриный бульон».
Условные обозначения:
/ — логическая пауза между синтагмами;
// — логическая пауза между простыми предложениями в составе сложного;
/// — логическая пауза между смысловыми частями сложного предложения;
\ — психологическая пауза;
— мнимая пауза;
слово — повышение интонации;
слово — понижение интонации;
слово — фразовое ударение;
слово — логическое ударение.
Я хотел нарисовать белочку, как она прыгает в лесу по деревьям, и у меня сначала здорово выходило, но потом я посмотрел и увидел, что получилась вовсе не белочка, а какой-то дядька, похожий на Мой до дыра.
|
|
Это сложное повествовательное невосклицательное предложение, состоящее из трех смысловых частей, соединенных сочинительной связью с помощью союзов и и но:
1) я хотел нарисовать белочку, как она прыгает в лесу по деревьям;
2) у меня сначала здорово выходило;
3) потом я посмотрел и увидел, что получилась вовсе не белочка, а какой-то дядька, похожий на Мойдодыра.
Но первая и третья смысловые части — тоже сложные предложения, состоящие из главного и придаточного, т.е. сложноподчиненные. В последнем простом предложении есть однородные члены, противопоставленные друг другу, — не белочка, а дядька — и обособленное определение — похожий на Мойдодыра.
Знаки препинания помогают нам расставить основные логические паузы, которые разделяют смысловые части и простые предложения в составе сложного и однородные и обособленные члены в последнем простом предложении. Каждая часть несет важную информацию: первая — о намерениях рассказчика; вторая — о первой оценке результатов; третья — о повторной оценке. Интонационно следует отделить каждую смысловую часть от другой.
Логические паузы между смысловыми частями должны быть самыми длинными, между простыми предложениями внутри смысловых частей — чуть короче, между однородными и обособленными членами — еще короче, а между синтагмами простого предложения совсем короткими.
Я хотел нарисовать белочку, // как она прыгает в лесу по деревьям, /// и у меня сначала здорово выходило, /// но потом я посмотрел и увидел, // что получилась вовсе не белочка, / а какой-то дядька, / похожий на Мойдодыра,
В первой смысловой части два предложения. Какое из них нужно выделить с помощью фразового ударения? Главное предложение — я хотел нарисовать белочку — содержит основную информацию, которая конкретизируется с помощью придаточного (что именно с белочкой в главной роли хотел нарисовать рассказчик?), поэтому именно главное предложение акцентируется с помощью фразового ударения. На какое слово мы его поставим? Разобьем первую смысловую часть на речевые такты-синтагмы (в них может войти несколько синтагм):
|
|
1) я хотел;
2) нарисовать белочку (намерение Дениски).
Эти синтагмы очень сильно связаны между собой, так как в первой мы видим модальный глагол хотел, а во второй — инфинитив нарисовать. Это части составного глагольного сказуемого. Поэтому мы не разделяем интонационно эти две синтагмы. Ударение обычно падает на последнее слово в такте, в данном случае на слово белочку;
3) как она прыгает.
Ударение — на слове прыгает.
4) в лесу по деревьям (что именно будет нарисовано).
Ударение — на слове по деревьям.
Фразовое ударение будет падать на слово белочку — оно будет самым сильным в первой смысловой части. Синтагмы во втором такте тесно связаны между собой, поэтому между ними будет очень маленькая, почти незаметная пауза. Сказуемое-глагол прыгает здесь сильнее обстоятельств места в лесу по деревьям, поскольку обстоятельства даны без противопоставлений. Поэтому логическое ударение во втором предложении первой части необходимо поставить именно на слове прыгает и сделать очень маленькую паузу перед следующей синтагмой. В первой синтагме тон голоса повышается на ударном слоге ударного слова белочку и тут же понижается на заударных слогах (мы подходим к концу простого предложения), но не опускается «на самое дно», потому что сложное предложение еще не закончилось.
Поскольку более важным оказывается, что именно хотел нарисовать Дениска, мы прочитаем главное предложение чуть медленнее, чем придаточное, и выделим дополнение — белочку. Вторая синтагма произносится с интонацией уточнения. Тон повысится на ударном слоге ударного слова прыгает и затем понизится к концу синтагмы. Скорость речи немного замедлим к концу второй синтагмы, показав тем самым, что подходим к границе смысловых частей, что произнесенная фраза обладает законченным смыслом.
Между первой и второй частью необходимо сделать смысловую паузу, обозначающую как некий временной интервал между намерениями и их осуществлением, так и начало новой смысловой части, новой информации.
Вторая часть состоит из двух синтагм:
5) и у меня сначала;
6) здорово выходило.
Логическое ударение в пятой синтагме падает на слово сначала, в шестой — на слово здорово. Поэтому между ними появляется мнимая пауза — повышение тона и замедление темпа.
Фразовое ударение падает на слово здорово, так как именно оно является главным носителем информации-оценки в этой части. Однако между третьей и четвертой синтагмами можно сделать не логическую мнимую, а небольшую психологическую паузу: и у меня сначала \ здорово выходило. Чтобы сделать эту паузу, необходимо акцентировать слово сначала. Пауза после него привлечет внимание слушателя к результату деятельности и подчеркнет, что это только первая оценка, которая, возможно, изменится. Тон повысится перед паузой, а потом на ударном слоге понизится (голос опустится сверху вниз) и чуть поднимется на заударных. Скорость речи, как и в первой части, чуть ускоряется в начале и несколько замедляется после паузы к концу.
Логическая пауза между второй и третьей частью будет длиться дольше, чем в первом случае, потому что между второй и третьей частями происходит переоценка, меняется точка зрения персонажа на результат своей деятельности. Поэтому интонационно необходимо подчеркнуть большую самостоятельность третьей части.
Выделим в ней синтагмы:
7) но потом;
8) я посмотрел и увидел;
9) что получилась вовсе не белочка;
10) а какой-то дядька;
11) похожий на Мойдодыра.
Между синтагмами мы делаем небольшие логические паузы.
Основная информация третьей части сосредоточена как в главном — посмотрел — увидел, так и в придаточном предложении, сообщающем, что же теперь увидел на своем рисунке Дениска — не белочку, а дядьку.
Седьмую и восьмую синтагмы разделяет мнимая логическая пауза: интонационно выделяем слово потом.
Между главным и придаточным предложениями (восьмой и девятой синтагмами) необходимо сделать паузу более долгую, чем между другими синтагмами (границы предложений), чтобы настроить слушателя на восприятие новой информации.
Ударение по правилам будет падать на последний однородный член в четвертой синтагме — увидел.
Однородные члены, противопоставленные друг другу, должны быть выделены ударением и отделены логической паузой — не белочка, / а дядька.
В последней синтагме логическое ударение придется на слово Мойдодыра.
Фразовые ударения следует сделать на восьмой и десятой синтагмах.
Тон голоса будет повышаться к концу восьмой синтагмы на последнем слоге перед паузой, затем он понизится на последнем слоге слова белочка, повысится на ударном слоге слова дядька и понизится на заударном слоге и дойдет до самых нижних тонов к концу всего предложения.
Итак, мы определили, что самыми важными частями рассматриваемого предложения являются первая и третья, что в предложении мы можем выделить 11 синтагм — интонационно-смысловых единств, — в каждой из которых следует выделить определенное слово. Мы расставили логические и психологические паузы, логические и фразовые ударения. Объединяет все части общая интонация повествования, т.е. замедление темпа речи и понижение голоса к концу всего сложного предложения.
Я хотел нарисовать белочку, // как она прыгает в лесу по деревьям, /// и у меня сначала \ здорово ВЬ1ХОДИЛО, /// но потом | я посмотрел и увидел, // что получилась вовсе не белочка, / а какой-то дядька, / похожий на Мойдодыра.
Задание. Проанализируйте предложения, выделив в них смысловые части, установив связи между ними. Расставьте паузы между смысловыми частями, определите, на какую часть будет падать фразовое ударение. Прочитайте каждое предложение вслух и проверьте, удалось ли вам передать содержащиеся в нем мысль и чувства.
1. И мы с Мишкой сразу отскочили от окна и уселись рядом на скамейке, потому что мой папа известный шутник и мы поняли, что сейчас будет что-то интересное (Драгунский В. Чики-брык).
2. И тут еще потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, — я за всю свою жизнь не видел ничего подобного (Драгунский В. Девочка на шаре).
3. Бедная крошка проснулась рано утром, увидала, куда она попала, и горько заплакала: со всех сторон была вода, и ей никак нельзя было перебраться на сушу! (Андерсен X. К. Дюймовочка).
4. Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькою, голубые фиалки — матрацем, а лепесток розы — одеяльцем; в эту колыбельку ее укладывали на ночь, а днем она играла на столе (Андерсен X. К. Дюймовочка).
5. Много лет назад жил-был на свете король; он так любил наряжаться, что тратил на новые платья все свои деньги, и парады, театры, загородные прогулки занимали его только потому, что он мог тогда показаться в новом наряде (Андерсен X. К. Новое платье короля).
Функция 4 — выражение конкретных эмоций.
Она говорила взволнованно, страстно; Гневная речь его обрушилась на присутствующих; Печально лились ее слова. Эпитеты в приведенных предложениях характеризуют общую интонацию речи и уже связаны не только с целью высказывания, но и с эмоциями человека. Интонация помогает слушающим понять чувства говорящего.
Эмоции проявляются в нашей речи, потому что оказывают огромное влияние на дыхание человека. Обычно мы не замечаем его, оно осуществляется, как и многие физиологические процессы, без нашего сознательного внимания. Но стоит только разволноваться, как ритм дыхания сбивается, оно становится неровным, неритмичным, что не может не сказаться на речи: ведь произнесение звуков непосредственно связано с дыханием. Состояние любого возбуждения — радости, ликования, недовольства, возмущения, гнева — сопровождается учащенным, менее глубоким, чем обычно, дыханием. Чем сильнее эмоция, тем короче промежутки между вздохами. Неслучайно мы говорим: он задыхался от гнева, ему не хватало воздуха. Чем мы спокойнее, отрешеннее от действительности, тем наше дыхание глубже и медленнее. Поэтому чтобы передать интонационно ту или иную эмоцию, необходимо изменить свое дыхание, вспомнив из личного опыта ситуации, в которых мы испытывали чувства, подобные тем, которые нужно воссоздать в чтении.